Урок для классного часа на тему: Курить, здоровью вредить! (6 класс)

Евдокименко Т.Н., преподаватель-организатор ОБЖ, классный руководитель 6Д класса, МАОУ СОШ №40.

«Курить- здоровью вредить».

Цель:
-образовательная: повышение уровня информированности у обучающихся по проблеме курения.
-развивающая: развитие бережного отношения к собственному здоровью;
-воспитательная: воспитание чувства ответственности, умения ценить время и
рационально его использовать.
Задачи:
- формирование осознанного негативного отношения к вредной привычке – курению;
- разъяснение вредного воздействия курения на детский, подростковый организм;
- формирование знаний о процессе профилактики курения.
Оборудование и оформление:
1.Ноутбук с проектором, презентация «Курить – здоровью вредить».
2.Видеоролик «400 сигарет».
3.Дидактический материал: листы бумаги формата А4, фломастеры к разделу «Почему начинают курить?»; лепестки ромашки с пословицами; карточки с высказываниями о курении к разделу«мифы и реальность о табаке»; рисунки сердца, печени, лёгких, желудка и карточки с названием заболеваний этих органов к разделу «Последствия курения».
4. Плакаты о вреде курения и здоровом образе жизни.
5. Распечатки с советами для родителей «Как бросить курить».


Ход занятия:
Организационный момент: Ребята наш сегодня урок посвящён профилактике такой вредной привычке как КУРЕНИЕ. На уроке вы будете работать по группам, которые сформировались по цветам смайликов, розданных при входе в кабинет. Активно работающим ребятам в группах будут в конце урока розданы письма с советами.
Основная часть:
1. Учитель: Курение очень широко распространено во всём мире. Очень часто к этой вредной привычке относятся терпимее и снисходительнее, чем к прочим. В тоже время известно, что вред от курения огромен. Вред отражается даже в народных пословицах, которые вы можете прочитать, выполнив
«ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ»: Соберите из лепестков ромашку. На каждом лепестке записана часть пословицы. Примеры пословиц:
1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким растёт!
2. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить!
3. Любить курение – вредить сердцебиению!
4. Если куришь – быстро бросай и здоровье поправляй!
Учитель : Ребята, а какие пословицы о курении нашли вы, дома?
Ответы ребят выслушиваются.
2. Учитель: Почему же, многие, зная о серьёзных последствиях, пробуют «первую» сигарету? Это мы выясним, выполнив
«ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ»: Предложите, работая в группе, всевозможные причины по которым человек начинает курить и запишите их на листе формата А4 с рисунком о вреде курения.
Возможные варианты высказываний ребят:
1. потому, что все мои друзья курят, за компанию, не быть «белой вороной»;
2. чтобы выглядеть более взрослым;
3.снятие психологического напряжения, стресса;
4. из-за любопытства;
5. от нечего делать;
6. чтоб не поправляться и т.д.
Учитель: Из вышесказанных причин можно сделать вывод: Существуют четыре фактора, которые способствуют появлению у детей и подростков такой пагубной привычке, как курение. К ним относятся
Фактор копирования: Копирование поведения в компании сверстников.
Фактор копирования: Копирование семейного поведения.
Биологические факторы: -генетическая наследственность.
Социальные факторы.
3. Учитель: Что же конкретно вредит организму человека при курении? Об этом мы поговорим с вами после просмотра видеоролика «400 сигарет».
Выслушиваются впечатления ребят после просмотра видеоролика.
Учитель: Табачный дым содержит более трёх тысяч вредных веществ. Все их запомнить невозможно, но три основные группы токсинов знать надо
Смолы –содержат вещества, раздражающие ткани лёгких. Рак лёгких в 85% всех случаев вызывается курением, возможен также рак полости рта и гортани. Именно смолы являются причиной кашля и хронического бронхита.
Никотин –наркотическое вещество стимулирующего действия, вызывает привыкание и зависимость. Повышает ЧСС и АД. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии. Это опасный яд растительного происхождения (даётся информация о смертельных дозах никотина для животных и человека).
Токсичные газы (угарный газ, цианистый водород, окись азота и др.) – основной ядовитый компонент газов табачного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислородным голоданием , что отчётливо проявляется при физических нагрузках.
4. Ребята с плакатами с изображением поражённых органов читают стихи об участи сердца, головного мозга, лёгких.
Учитель: давайте попробуем предположить какие заболевания могут возникнуть у органов нашего организма, выполнив
«ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ»: Из конверта возьмите нарисованный орган и карточки с заболеваниями. Рассуждая группой, поместите вокруг органа только те карточки с заболеваниями, которые возможны при курении.
Выслушивается представитель от каждой группы, корректируются неверные ответы.
Примеры ответов: сердце – инфаркт миокарда, ишемическая болезнь;
лёгкие - рак, бронхит, туберкулёз;
головной мозг – рак, инсульт, склероз;
желудок – гастрит, рак, язва;
5.Учитель: Вот такие заболевания может получить курящий человек. Люди же, которые не курят ограждены от всех последствий влияния табака. Согласны ли вы с этим мнением?
Выслушиваются ответы ребят, о том, что присутствие некурящих людей в смоге табачного дыма вызывает негативное воздействие на организм человека.
Учитель: Как называется явления вдыхания табачного дыма в присутствии курящего человека?
Ответы ребят: пассивное курение.
Учитель: Обследовав свыше 2 тысяч детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и респираторные, аллергические заболевания. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребёнку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребёнка нарушается функция лёгких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечнососудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха. Вывод: Курение и обучение в школе несовместимы.
6. Учитель: Последним этапом нашего занятия будет выполнения
«ЧЕТВЁРТОГО ЗАДАНИЯ»: В зелёном конверте у вас листы с высказываниями о курении. Вы должны распределить, работая группой, какие из них относятся к реальности, а какие к мифам. И потом мы эти высказывания поместим на доске.
Мифы: Реальность:
1.Курят все. 1. Большинство курильщиков БЕЗУСПЕШНО
стараются БРОСИТЬ КУРИТЬ.
2.Курение опасно только для того, 2.Курение – главный фактор риска
кто курит. заболевания лёгких и сердечно-сосудистой
системы. 90% больных раком лёгких курили.
3.Курение – относительно 3.Врачами установлено, что курение
безвредное занятие. опасно не только для здоровья тех, кто
курит, но и тех, кто, находясь рядом,
вдыхает чужой дым. 4. Бросить курить легко.

7Учитель: Мне кажется, мы сегодня с вами очень плодотворно поработали, много информации получили. И в заключении я вам обещала раздать памятки с советами «Как бросить курить». А вы уж решите сами кому их подарить родственникам или друзьям, которые курят.
Памятка с советами «Как бросить курить самостоятельно».
ШАГ 1.
Проанализируйте причины, по которым Вы курите. Отметьте, сколько сигарет Вы выкуриваете за сутки. Начните ежедневно вести “Дневник курения”.
ШАГ 2.
Проанализируйте причину выкуривания каждой сигареты: отметьте, по какой причине и в какое время суток Вы чаще курите. Посчитайте общее количество сигарет за сутки.
Такой анализ позволит Вам исключить “автоматические” сигареты, когда Вы закуриваете, не замечая этого, и снизить интенсивность курения.
ШАГ 3.
Смените марку сигарет на менее любимую.
ШАГ 4.
Не курите натощак, во время, и, тем более, вместо еды. Откажитесь от привычки курить за чашечкой кофе.
ШАГ 5.
Регулярно восполняйте витамин С и фолиевую кислоту в Вашем организме - старайтесь употреблять больше фруктов, овощей и ягод.
ШАГ 6.
Откажитесь от курения во время ходьбы. Это способствует более глубокому вдыханию дыма, который повреждает самые отдаленные отделы легких, стенки сосудов, нарушая их работу.
ШАГ 7.
Если Вы чем-то расстроены и думаете, что сигарета поможет расслабиться, то Вы сильно заблуждаетесь - никотин усиливает стресс.


Урок окончен, до свидания!