Методическая разработка родительского собрания «Подросток: закон и ответственность»
Методическая разработка родительского собрания
«Подросток: закон и ответственность»
Цели: профилактика в семье и учебном заведении противоправных действий подростков; углубление знаний родителей по администравтиной и уголовной ответственности подростков перед законом; поиск причин и предупреждения подростковой преступности.
Оформление: плакаты с высказываниями выдающихся людей:
Оборудование: ватман, маркер либо интерактивная доска.
Проблема детской и подростковой преступности увы не нова. Преступления и правонарушения становятся неотъемлемой частью нашей действительности, и с каждым годом все «молодеют». Нецензурная брань подростков, исписанные стены домов, заборы, разбитые автобусные остановки, загаженные мусором, пустыми бутылками, банками из-под пива, окурками, использованными шприцами подъезды многоэтажных домов — все это не должно остаться без внимания, т. к. это далеко не невинные развлечения подрастающего поколения, а возможные предпосылки аморального, противоправного поведения и будущего нынешних детей. Из криминальных хроник мы все чаще узнаем, что правонарушения и преступления несовершеннолетних занимают все более значительной место в общей картине преступности современного российского общества.
Для наглядности обратимся к статистике за последние годы.
В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям.
Для родителей дети на всю жизнь остаются детьми. Но, кого же, закон считает ребенком? Когда у ребенка появляются права и обязанности, и с какого возраста он должен сам нести ответственность за свои поступки?
С 8-ми летнего возраста ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
С 10-ти лет ребенок приобретает право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью (ст.134 СК РФ).
У ребенка, достигшего 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), право отмены усыновления (ст.142 СК РФ), право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК РФ), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ), право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст.63 ТК РФ), право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), право на поощрение за труд (ст.191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).С 15-летнего возраста появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ).
С 16-летнего возраста - право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ); право работать не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); право на признание членом кооператива.
ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА
Ребенок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, уничижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации.
Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.
С 14-летнего возраста – обязан иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
Если несовершеннолетний работает в свободное от учебы время, он обязан работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ).
При участии в молодежном общественном объединении несовершеннолетний обязан соблюдать его устав и правила.
Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе. В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). При перемене места жительства, сняться с воинского учета, и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет; в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.
По международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы.
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
С какого возраста наступает ответственность перед законом?
Если говорить о моральной ответственности ребенка за свои поступки, то ребенок несет ответственность перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями.
С 8-ми летнего возраста у ребенка при определенных проблемах в поведении появляется ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа. (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
С 11-летнего возраста у ребенка с девиантным (общественно опасным) поведением существует ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) (Ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).
За вред, причиненный несовершеннолетними, в том числе по сделкам малолетних детей (до 14 лет), имущественную ответственность несут только родители, но с 14 лет ответственность самого ребенка значительно возрастает.
Ученик, достигший 15 лет, за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы может быть исключен из данной школы по решению соответствующего органа образования. С 15 лет наступает уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.20 УК РФ.
С 16 лет – наступает административная и полная уголовная ответственность, а с 17 лет - ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету.
Об этих моментах правового воспитания необходимо помнить как взрослым, и доносить до своих детей, т. к. зачастую совершая поступки, подростки не могут адекватно оценить свои действия и отделить детскую шалость от противоправного действия.
К несовершеннолетним правонарушителям могут быть применены иадминистративные наказания. Некоторые учащиеся нашего техникума нарушают правила поведения, Устав техникума, опаздывают на занятия, прогуливают, нецензурно выражаются, появляются в нетрезвом виде в общественных местах. За все эти администравтиные проступки учащиеся разбираются на Совете профилактики, систематические нарушители ставятся на внутренний контроль.
Постоянно такой ребенок находится под пристальным вниманием всего пед. коллектива. Мя постоянно поддерживаем связь с семьей, вызываем родителей на беседы, посещаем семьи, рассматриваем эти вопросы на пед.советах, с подростком работают социальный педагог, психолог и др. Если ситуация не улучшается, то вначале учащийся лишается стипендии, далее может последовать постановка на внутренний учет техникума, а при неисправлении и ухудшении дел учещегося — обращение в Комиссиию по делам несовершеннолетнних и защите их прав с просьбой постановке на их учет. Вот такая система администравтиного наказания используется в нашем учебном заведении.
Сейчас хотелось бы совместно с вами ответить на вопросы: «Почему же все-таки подросток идет на преступление, нарушает право и мораль общества», «Что является причиной подростковой преступности и правонарушений». По мнению самих подростков, это, прежде всего, влияние компании, неблагоприятная семейная ситуация, растерянность и беспомощность в сложной жизненной ситуации, особенности характера и др.
А как считаете Вы, уважаемые родители? (Ответы родителей)
Причины подростковой преступности могут быть обусловлены целым рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.
Корыстные мотивы носят незавершённый детский характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определённость. Подростков интересуют в основном предметы молодёжной моды: радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, деньги, оружие.
Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Зачастую такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.
Факторы преступности несовершеннолетних
1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно в отношении почти 50 тыс. граждан ставится вопрос о лишении родительских прав. 70% всех детских травм — семейно-бытового характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи; 25—27 тыс. детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, почти столько же пропадают без вести.
2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.
3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.
4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства.
5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.
6. Приобретает массовый характер уклонение детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей.
7. Обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются не способными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.
8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здорового досуга и вообще здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.
9. Идеологический вакуум после развала коммунистического режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.
10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп.
11. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения вызывают рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, но из-за недостатка медицинского обслуживания они приобретают устойчивый характер.
12. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований.
13. Исследования многих учёных позволяет сделать вывод, что одной из причин, влияющих на формирование у подростков предпосылок к совершению правонарушений, является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых членов семьи. Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами - те, кто слабее.
14. На личность подростка в семье на его формирование в дальнейшем отрицательную роль играет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т.е. имели судимость. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Нередко они вовлекли несовершеннолетних в преступную деятельность.
15. Причиной является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности.
Что же мы вместе с вами, родителями, можем сделать по предупреждению детской и подростковой преступности? Давайте попробуем общими усилиями составим как можно полный список мер и действий(Предложения родителей записываются на ватман в виде списка).
Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних
Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.
Первая группа мер - применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.
Главное во второй группе мер – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.
Третью группу мер можно выделить в качестве самостоятельной меры и не присоединять его к этапу исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:
привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы;
воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.
Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения повтора преступления с их стороны.
Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на:
Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций.
Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.
Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д.,
Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.
В заключение хочется отметить, что сегодня нам пришлось поднять очень серьезные и актуальные для современного российского общества вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Надеемся, что прошедшее обсуждение поможет в решении столь важных проблем. И в помощь Вам, уважаемые родители, предлагаем взять себе памятку об ошибках, которое возможны в ходе воспитания детей.
Памятка.
Основные ошибки в воспитательной деятельности родителей:
отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;
слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;
неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили:«Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;
нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;
перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, милиция…);
отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);
неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
отсутствие должного, но уважительного, контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;
попытка создать ребенку тепличные условия;
ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).