Урок по литературе по теме Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста.
Тема: Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста. Тема любви..
Цели урока: дать анализ трагедии Гёте как выражения просветительских идей эпохи; раскрыть понимание автором призвания человека; показать, в чём заключалась роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста; раскрыть основную идею трагедии; развивать мыслительную деятельность учащихся..
Ход урока
Оргмомент. Объявление темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
Эта сцена (Пролог) содержит не только завязку трагедии, но и раскрывает её основной замысел.
А в чём он, попытаемся разобраться..
Работа над темой урока.
Лексико-семантическая работа.
Пролог (гр. Prologos, pro – про, logos – слово) один из видов вступления в литературное произведение: введение, знакомящее читателя с событиями, предшествующими изображённым в произведении, или общим замыслом автора.
Беседа с учащимися.
? Где происходят события Пролога?
? Кто принимает в них участие?
? С какой целью собрались герои, о чём спорят?
? Каковы их позиции по обсуждаемым вопросам?
? каково отношение Бога к Мефистофелю? А как Мефистофель относится к Богу?
(По ходу беседы составляется опорный конспект)
См. возможную схему конспекта далее.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Человек мыслит, но от этого страдает ещё больше, ибо понимает нелепость многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах повинна не природа, а он сам человек.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Речь заходит о Фаусте. Что говорят о нём Бог и Мефистофель?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В символике трагедии Гёте Бог олицетворяет Природу.
Исходя из этого,
? кто же Человек раб Природы или самостоятельная, в себе и для себя сущая сила?
Учащиеся высказывают свою точку зрения на данную проблему, используя метод «Пресс»
Метод «Пресс»
Изложите свою мысль: «Я считаю»
Объясните причину появления этой мысли: «Потому что»
Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например,»
Сделайте вывод: «Таким образом»
Продолжение беседы по тексту трагедии.
Ответ содержится в дальнейшей репризе Бога:
Он служит мне, и это налицо,
И выбьется из мрака мне в угоду.
Да, Человек раб Природы, ибо служит ей, т. е. разумно пользуется ее законами, ведь нельзя пренебречь ими, но служение природе обращает в свою пользу. Сама природа предначертала Человеку путь к прогрессу.
Мефистофель характеризует Фауста, иначе говоря, Человека и Человечество в лице Фауста. Найдите монолог, в котором ярче всего раскрывается эта мысль («Он рвется в бой, он любит брать преграды».) Выделите в нем ключевые словосочетания. Согласны ли вы с этими утверждениями?
В этом монологе над каждым словом нужно поставить знак восклицания и к каждому слову приставить тома исторических, социальных, психологических исследований, и все они в один голос скажут великому поэту, мыслителю, провидцу: «Да! Да! Да!»
Человек рвется в бой! Всегда и везде. Без борьбы он не может существовать. Борьба ему нужна, как хлеб, как воздух, как сама жизнь.
Человек любит брать преграды! Найдите человека, который бы не искал преград, чтобы их преодолеть! Такого нет на земле. Он, покоряет пустыни, джунгли, космос, атом. Он изобрел игры на преграды, шахматы для ума, бег с препятствиями, самбо для тела. Не имея возможности принять участие в преодолении преград, он становится «болельщиком» и переживает те же страсти, что и участники.
Человек видит цель, манящую вдали. Обязательно цель! Без цели жизнь теряет смысл. Только цель, осмысленность труда вдохновляет и приносит радость. Поэтому боги Греции предписали своим оскорбителям как самое страшное наказание бессмысленный труд (Данаиды, наполняющие бочку, у которой нет дна; Сизиф, вечно таскающий камни на вершину горы, откуда они должны обязательно скатиться обратно.)
Человек требует у Неба и Земли наград за свои труды.
Он ищет радостей, наслаждений. Каждый по-своему понимает наслаждение:
один в борьбе, труде, преодолении препятствий; другой в награде за этот труд, в похвалах, почестях, славе, признательности; третий в наслаждениях тела; четвертый в деятельности ума и т.д. до бесконечности. Но Человек ищет, и ждет, и вожделеет этих разных наслаждений.
Наконец, Человек никогда не успокоится на достигнутом (« с душой не будет сладу, к чему бы поиски ни привели»). Всегда и везде он будет идти и идти дальше и дальше, бесконечно и неуспокоенно.
Со времен Сократа, провозгласившего призыв «Познай самого себя!», люди искали ответы на вопросы, что есть Человек, зачем живет, каковы его главнейшие качества. Древние греки даже на своих храмах писали терзающее воззвание своего великого философа. Христианские проповедники говорили о греховности человека, испорченности и порочности его, но в то же время видели в нем «свет божества», ведь он сотворен Богом по образу и подобию своему. Гуманисты Ренессанса восславили человека, они пели ему восторженные гимны, его уму, его физической красоте. В движениях подобен ангелу, в мыслях Богу. «Венец природы!» восклицал Шекспир устами Гамлета. Монтень посвятил человеку свою книгу «Опыты», многое раскрыв в нем, в его психологии для историка, политика и художника.
Одни видели в человеке изначальное зло (Макиавелли, Гоббс), другие добро (Шефтсбери, Руссо). Третьи считали его продуктом влияния среды и воспитания (Локк). Гете отметил в нем вечные качества, благотворные и необходимые прогрессу.
Его вечная неуспокоенность, вечный поиск нового, вечная неудовлетворенность достигнутым и неиссякаемая энергичная активность, влекущая в бой, страсть преодолевать трудности, брать преграды вот инстинкты, заложенные в человеке природой!
Мефистофель убежден, что Фауст отличается от прочих людей лишь своими причудами, что внутренне он так же слаб и беззащитен, как все остальные, что его можно без всякого труда совратить с пути поисков истины, погасить в нем разум и погубить его душу, другими словами, убить в Фаусте все высокие помыслы и стремления. Мефистофель предлагает Богу пари, а тот принимает вызов. Почему?
Это вера самого И. В. Гете, вера просветителя в могущество разума, в конечную победу сознательного гуманного начала. Но победу надо завоевать. Спор не разрешен. Пусть ищет человек, пусть через страдания и сомнения приходит к истине.
В «Прологе на небе» Гете раскрыл свою философию, свои взгляды на человека, общество, природу.
Борьба за раскрепощение от оков феодализма и церкви во времена И. В. Гете была невозможна без разоблачения христианского учения о греховности, беспомощности и бессилии человека, без утверждения беспредельных возможностей его разума и творческой энергии. В этом и заключается главный смысл «Пролога на небесах». И весьма любопытно, что все эти идеи поэт развивает, оперируя образами из самой христианской мифологии.
Вернемся к эпиграфу и проблемному вопросу урока (ответы учащихся).
Актуальны ли для современного читателя вопросы, поднятые Гете в «Прологе на небе»? Определите свою позицию.
ДА? -| НЕТ ?
Запишите в ее поддержку не менее двух аргументов.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по данным вопросам
«Пролог на небе»
Основной идейный замысел
Действующие лица
БОГ
Его окружение
Архангелы: Рафаил, Гавриил, Михаил
Мефистофель
Эти заимствованные из христианской мифологии фигуры являются символами определенных идей и лишь отдаленно напоминают свои церковные прототипы. Поэт использует традиционные образы для выражения прогрессивных, гуманистических идей эпохи Просвещения.
Воспевают сияющую красоту природы, грандиозность и величие вселенной, живущей в беспрестанном движении
Тема разговора
Материальный мир
Человек
автор поет гимн великой матери-природе;
утверждает, что в гармонии вселенной нерушимы вечные законы бытия материи;
ничто не находится в покое, все изменяется, движется
Что есть Человек в этом величественном, гармоничном и совершенном создании?
Несчастен;
Вечно страдает;
Ему жилось бы лучше, когда бы не его разум искра божья
Но! Поэт тут же спешит уведомить нас, что, обладая этим чудодейственным инструментом, Человек не устроил свою жизнь
Мир человеческий устроен дурно: «Там беспросветный мрак и Человеку редко не бывает худо»
Взгляд на человека
Мефистофель
БОГ
Не верит в способность Человека исправить свою «скотскую жизнь»
Он даже жалеет его («И даже я щажу его покуда»)
Смотрит на Человека с оптимизмом
Человек не совершенство, но он ищет совершенства, и в этом залог его будущих побед;
Он сделал и сделает, вероятно, ещё много глупостей, но в конце концов он всё-таки выберется из лабиринта общественных и личных неурядец
Фауст
Беспокойный; мечущийся, ищущий и неудовлетворённый гений
Доктор
(Мефистофель)
Раб
(Бог)