Конкурс знаний «Знатоки русского языка» (к Международному дню родного языка)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Луганской Народной Республики
ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ
Конкурс знаний «Знатоки русского языка»
(к Международному дню родного языка)
Сценарий
Подготовили преподаватели:
Иванова С.В., Дыненкова Т.А.
Рассмотрено и согласовано
на заседании комиссии
гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Протокол №____ от________
Председатель цикловой комиссии
_____________ В. А. Дудка
2016
Конкурс знаний «Знатоки русского языка»
(к Международному дню родного языка)
Цель: привлечь внимание студентов к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи:
обучающие – повторить и закрепить знания студентов по темам, изученным в I семестре;
развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у студентов речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья и уважаемые гости! 21 февраля мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, праздновали День родного языка.
Ведущий 2. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Ведущий 1. Пока человек хранит свою речь, свою культуру – он является полноценным представителем своего народа. Поэтому все народы очень бережно относятся к своим культурным ценностям и к своему родному языку в частности. К.Ушинский отмечал: «Когда исчезает язык - народа нет больше!».
Видео о происхождении русского языка.
Ведущий 2. И мы хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Чтец:
Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность среди равных масс. Родной язык - богатое наследство, Пришедшее из глубины веков. Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь. Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов. Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь.
Ведущий 1. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка
Ведущий 2. Отмечается он с 2000 года с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях.
Ведущий 1. На земном шаре существует от шести до семи тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина - поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение.
Ведущий 2. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой.
Ведущий 1. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей.
Ведущий 2. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение.
Ведущий 1. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий).
Ведущий 2. На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки. Язык С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь. Смешно и грустно слышать, право, Как эллочек и фимок рать К заморским «ингам”, „шн” и “вау” Его, кряхтя, хотят прижать.Сергей Скачко
Видео «Интересные факты о русском языке».
Ведущий 1. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту исчезающих языков. По статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка. Специалисты считают, что для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило по меньшей мере 100 тысяч человек.
Ведущий 2. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее они не исчезали настолько быстро, как в 20 веке.
Земные языки
Когда с природой я наедине, То различаю языки земные: Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные. Есть говор свой у волн вдали, Насвистывает что-то тихий ветер... Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете. Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали... Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь. замечали? Всё в языке: рожденье, первый шаг, Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете. И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!
Ведущий 1. В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
Видео «Интересные факты о русском языке».
Ведущий 1. Дорогие друзья! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Чтец:
Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной
Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2. А сейчас мы проведём конкурс знаний «Знатоки русского языка» и посмотрим, насколько хорошо вы знаете свой родной язык. Ведь русский язык – есть для вас родным.
Девиз нашей игры: “Знай и люби русский язык”.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всяко
·го чуждого примеса, течет как гордая, величественная река шумит, гремит и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н.М. Карамзин
Представление команд.
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Умники и умницы”.
Наш девиз: “Берегите русский язык”.
Мы, умнейшие ребята,Видеть вас сегодня рады,Будем спорить и играть,О русском языке хотим все знать.
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “ Веселые и любознательные”.
Наш девиз: “Изучайте русский язык”.
Русский язык!Ты красив и велик.Силой могучей ты наделен,Любим тебя как родную матьИ обещаем добросовестно изучать.
1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?» Объясните значение фразеологизмов:
Водой не разольешь, как в воду опущенный, толочь воду в ступе, набрал в рот воды, как две капли воды, прошли огонь и воду.
- А знаете ли вы появление фразеологизма « седьмая вода на киселе»?
3 предположения появления фразеологизма «Седьмая вода на киселе»
На Руси, кисель был одним из самых востребованных напитков. Когда его передерживали, жидкая составляющая отделялась от густой. Образовавшаяся вода не имела почти ничего общего с киселем. По аналогии дальних родственников называли седьмой водой на киселе.
Еще одно предположение связано с технологией приготовления киселя на картофельном крахмале. Дело в том, что крахмал получается путем промывания картофельного пюре водой, а после отстаивания воды крахмал оседает на дно. При повторных промываниях крахмал на дне почти не осаждается.
Третье предположение происходит от старинного способа приготовления киселя. По рецептуре, цельное зерно овса замачивалось в горячей воде. Первая вода вымывала больше всего крахмала, вторая меньше, третья еще меньше. Седьмая вода мало отличалась от обычной воды.
PS: также стоит отметить, что на Руси кисель готовили из овсянки, потому как картофель у нас появился лишь в 18-19 веке.
Конкурс «В стране Грамматике»
(Звучит фонограмма в современной обработке «Калинка - калинка»)
Задания:
1. Изменив в слове только одну букву, получите как можно больше новых слов:
бак, дом, кот, бочка.2. Помогите восстановить загадочную надпись (кто быстрее). Однажды ветер решил пошутить. Над дверью техникума заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все буквы, кроме гласных. Когда утром в техникум пришли студенты, то увидели такую надпись: .О..О .О.А.О.А..
Ответ: Добро пожаловать.3. Решите ребусы: 7я 40а 100л е2 о5 сЗж.
Ответы: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.
«Собери пословицу»
(Звучит фонограмма в современной обработке «Ах, мамочка, на саночках»)
Что на уме,
умей отдать
Что посеешь,
чьё мясо съела
Чует кошка,
то и на языке
Умел взять -
тому ничего не удаётся
Красна птица перьем,
то и пожнёшь
Кто за всё берётся,
не будь лапшой
Расти большой,
а человек уменьем
Конкурс капитанов. Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов. 1 команда
Водить за нос Льёт как из ведра Засучить рукава 2 команда
Дело в шляпе Намылить шею Пальчики оближешь
«Кто быстрей»
1.Как по-другому называется игра слов? (Каламбур)
2.Как одним словом называется терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению? (Толерантность)
3. Слово «вампир» иностранное. А как на Руси называли тех, кто, по преданиям, пил кровь людей и животных? (Упырь, или вурдалак)
4. Какой советский поэт в своем творчестве употреблял огромное количество слов, которые он придумывал сам? (Владимир Владимирович Маяковский. Например: «Молоткастый, серпастый советский паспорт»; «Я планов наших люблю громадье»; «Рука миллионнопалая»)
5. Слово «вермишель» пришло к нам из Италии. Что оно означает в итальянском языке? (Вермичелло значит «червячок»)
6. Каким одним глаголом можно заменить все эти фразеологические обороты: «бить баклуши», «гонять лодыря», «сидеть сложа руки»? (Бездельничать)
7. В оборотах «совать нос не в свое дело» и «зарубить себе на носу» слово «нос» это не одно и то же. Что значит слово «нос» в каждом из этих фразеологических оборотов? (В обороте «совать нос не в свое дело» нос это то, что есть у каждого из нас на лице. А во втором обороте «нос» это деревянная дощечка, на которой в древние времена делали зарубки для памяти, чаще всего о долгах. Если кому-то долг не был возвращен, говорили, что он «остался с носом», то есть зарубки на дощечке-носе остались, а денежки свои он не получил)
8. В латинском языке это слово обозначало «сидение». Сейчас время сдачи экзаменов у студентов. (Сессия)
9. Латинское восклицание «пусть живет!» сейчас мы употребляем в значении «да здравствует!». (Виват)
10. Это французское слово означает «сорок дней». Мы так называем санитарные мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней. (Карантин).
1. Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале (умница).широкий – (узкий)твёрдый – (мягкий)старый – (новый)скучный – (интересный)дробный – (целый)неряшливый – (аккуратный)
Сколько чисел у существительного в русском языке?
Конечно, два: единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета “На заре ты её не буди” (это середина прошлого века).
Весёлый художник изобразил на рисунках фразеологизмы. Назовите их. (дым коромыслом, козёл отпущения, всыпать по первое число)
2. ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
Учись всю жизнь Век живи – век учись
Береги время Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. Не ссорься Худой мир лучше доброй драки
Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь – один раз отрежь
Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ
Язык до Киева доведёт
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
Искру туши до пожара, беду отводи до удара
Не дорог подарок, дорога любовь
Готовь сани летом, а телегу зимой
Не в свои сани не садись
Жизнь дана на добрые дела
Гусь свинье не товарищ
Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великий язык!
Ведущий 1:
В международный день родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка!
Видеоклип «Песня о русском языке».