Турнир знатоков русского языка Знатоки русской словесности, посвящённый Международному Дню родного языка (10 класс)


Турнир знатоков родного  языка «Знатоки русской словесности»,
посвящённый Международному Дню родного языка (10-11 классы)
Цели: познакомить с историей праздника Международного Дня родного языка; раскрыть богатство родного языка, обогащать словарный запас учащихся; развивать устную речь, логическое мышление, смекалку, творческие способности учащихся; прививать интерес и любовь к родному  языку, чувство гордости за Родину.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды для сопровождения праздника; портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля, раздаточный материал с заданиями; грамоты для победителей (победителя).
Ход мероприятия
Ученик 1
Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света.
М. Дудин
Учитель
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем  народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля и способствует языковому и культурному разнообразию. Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов, то в календаре многих стран встречаются родственные праздники.
Ученик 2
Предлагаем вашему вниманию памятные дни языков некоторых стран (программа ООН):
День французского языка, как и дни других языков Организации объединенных наций, отмечается недавно — всего лишь с 2010 года. Датой чествования французского языка было выбрано 20 марта - Международный день франкофонии  (международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира)
Ученик 3
23 апреля — День английского языка (день рождения У. Шекспира).
Ученик 2
12 октября — День испанского языка («Dia de la Hispanidad» — день испаноязычной культуры).
Ученик 3
Национальный день языка, или Лимба ноастрэ  — праздник, посвящённый молдавскому языку, который отмечается в Республике Молдова ежегодно 31 августа начиная с 1989 года.
Ученик 2
День государственного языка — официальный праздник в Таджикистане, отмечаемый 5 октября.
2
Ученик 3
20 апреля — День китайского языка (посвящён Цан Цзе, основателю китайской письменности).
Ученик 2
18 декабря — День арабского языка (день утверждения в 1973 году решения о включении арабского языка в число официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов).
Ученик 3
День украинской письменности и языка (укр. День української писемності та мови) — праздник, ежегодно отмечающийся на Украине 9 ноября. Согласно православному календарю, в этот день чествуется память преподобного Нестора Летописца.
Ученик 2
День русского языка — российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А. С.Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году.
Ученик 3
Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года. В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира».
Ученик 2
Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А. С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.
Ученик 3
Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка. А через год соответствующий указ был подписан и президентом Российской Федерации 6 июня 2011 года: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».
Ученик 2
6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в ООН отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы — поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН: английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского.
Ученик 3
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития наследия всего человечества. Бережно относиться, как к родному, так и другим языкам, сохранять и развития их – наша святая обязанность.
3
Учитель
В канун празднования Международного Дня родного языка мы проводим турнир знатоков родного языка «Знатоки русской словесности»
Приветствие команд (девиз, эмблема (по 1 баллу)I тур «Загадки лексикологии»
«От добрых соседей»
Задание 1 команде
В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами вы предлагаете заменить слова абстрактный, моральный, оригинальный, пресс, регламент? Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Ответ: Абстрактный – отвлечённый, умозрительный; моральный – нравственный, духовный; оригинальный – подлинный, истинный; пресс – гнёт; регламент – порядок.Задание 2 команде
Объясните лексическое значение слов менталитет, шлягер, шейпинг. Имеются ли в русском языке синонимы этих слов? Оценка: по 0,2 балла за лексическое значение и за ответ о синонимах.
Ответ: Ментмитет (от франц. mentalite <лат. тentalis) - умственный, духовный. 1) Совокупность мировоззренческих (идеологических, психологических, этических и т. п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. Менталитет русского народа. 2) О складе ума, характере мьшления. Ментмитет депутата. Синонима в русском языке нет.
Шлягер - модная, популярная песня, мелодия (обычно эстадная). Синоним: модная песня.
Шейпинг - физические упражнения для женщин на тренажерах, укрепляющие организм
и улучшающие форму. Синонима в русском языке нет.
«Переводчик»
Задание 1 команде
Переведите на русский язык следующие выражения. Из какого языка они пришли в нашу речь? Alma mater; а priori. Оценка: по 0,5 балла за каждое выражение и 0,2 балла за верно указанный язык.
Ответ: Alma mater – питающая мать – традиционное образное название учебных заведений (чаще высших) по отношению к их питомцам; а priori – на основании ранее известного. Выражения и слова из латинского языка.
Задание 2 команде
Переведите на русский язык следующие выражения. Из какого языка они пришли в нашу речь? Veni, vidi, vici; nоtа bеnе. Оценка: по 0,5 балла за каждое выражение и 0,2 балла за верно указанный язык.
Ответ:Veni, vidi, vici – пришёл, увидел, победил; nоtа bеnе – обрати внимание. Выражения и слова из латинского языка.
«Синонимизация»
Задание 1 команде
Подберите к каждому слову сначала синоним, затем антоним.
Здоровье, богатый, грязный. Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Ответ: Здоровье – сила – слабость, богатый – зажиточный – бедный, грязный – чумазый – чистый.
Задание 2 команде
К данным словам подберите синонимы с приставками при-, пре-. Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
4
Гнаться за кем-то; ложное (толкование); лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; очень печальный (случай).Ответ: Гнаться за кем-то – преследовать; ложное (толкование) – превратное; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак; очень печальный (случай) – прискорбный. «Антонимия текста»
Задание 1 команде
На основе данного текста составьте синтаксически антонимичный текст. Оценка: 3 балла.
Лунный блик
Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь... (По В.П. Астафьеву)
Возможный ответ:
Лунный блик
Стояла ночь и впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он манил и звал, серебрясь и фосфорно зеленея; искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой.
И было в этой ночной картине что-то похожее на саму жизнь... И ты начинал думать, что поймёшь, ухватишь смысл её… (По В.П. Астафьеву)
Задание 2 команде
На основе данного текста составьте синтаксически антонимичный текст. Оценка: 3 балла.
Мелодия
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (По В.П. Астафьеву)
Возможный ответ:
Мелодия
Бесшумно падает на землю пестрый лист. По обочине полыхает красный шиповник. Видны искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц мягко потрескивает при каждом шаге. А вот чернеет обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро, лето, ты убегаешь от нас, унося надолго тепло и солнечный свет? (По В.П. Астафьеву)
II тур «По тропинкам орфографии»
«Орфографическая задача»
Задание 1 команде
Решите орфографическую задачу: н или нн? Ответ аргументируйте. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
Хозяйка принесла нам кваше...ую капусту, дли…о и мелко пореза...ую, с изюмом, соле…ые помидоры и грибы. (Б.А. Можаев)
Ответ: Хозяйка принесла нам квашеную капусту, длинно и мелко порезанную, с изюмом, солёные помидоры и грибы. (Б.А. Можаев)
Квашеную, солёную – бесприставочные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, пишутся с –н-.
5
Порезанную – полное страдательное причастие прошедшего времени пишется с –нн-, если имеет приставку.
Длинно – наречие, образовано от прилагательного с –нн- (длинный)
Задание 2 команде
Раскройте скобки, объясните написание не с причастиями. Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
1) Было сыро и холодно, особенно в (не)просохшем платье.
2) Доклад студента оказался совершенно (не)подготовленным.
3) (Не)опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров.
4) (Не)годующий от обиды приятель размахивал руками.
Ответ:
1) Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье – нет пояснительных слов.
2) Доклад студента оказался совершенно не подготовленным – наличие наречия меры и степени.
3) Не опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров – наличие пояснительного слова.
4) Негодующий от обиды приятель размахивал руками – не употребляется без не.
«Камень преткновения»
Задание 1 команде
Назовите жителей следующих городов (в единственном и во множественном числе).
Ростов, Орел, Новгород, Курск, Новосибирск, Томск. Оценка: по 0,5 балла за каждый город.
Ответ: Ростов – ростовчанин, ростовчане; Орел – орловчанин, орловец, орловчане, орловцы; Новгород – новгородец, новгородцы; Курск – курянин, куряне; Новосибирск - новосибирец, новосибирцы; Томск – томич, томичане, томичи.Задание 2 команде
Назовите жителей следующих городов (в единственном и во множественном числе).
Омск, Кострома, Пермь, Калуга, Саратов, Тобольск. Оценка: по 0,5 балла за каждый город.
Ответ: Омск – омич, омичи; Кострома – костромич, костромичи; Пермь – пермяк, пермяки; Калуга – калужанин, калужане; Саратов – саратовец, саратовцы; Тобольск - тоболяк, тоболяки.III тур «Эта загадочная лингвистика…»
«Лингвистический фейерверк»
Задание 1 команде
Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы получилось два сложных предложения. Оценка: 0,4 балла.
... примерно сорок этажей… которые были замечательными инженерами... Высота самой большой пирамиды… Древние египтяне… которую называют пирамидой Хеопса… создали огромные пирамиды.
Ответ: Древние египтяне, которые были замечательными инженерами, создали огромные пирамиды. Высота самой большой пирамиды, которую называют пирамидой Хеопса, примерно сорок этажей.
6
Задание 2 команде
Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы получилось два сложных предложения. Оценка: 0,4 балла.
…и поэтому они обычно ищут друзей... …которая возникает между животными разных видов. Животные очень тоскуют... Нас часто удивляет верная дружба...
Ответ: Нас часто удивляет верная дружба, которая возникает между животными разных видов. Животные очень тоскуют, и поэтому они обычно ищут друзей. Особенно нуждаются в дружбе больные животные, которые не имеют товарища.
«Сейф лингвистических терминов»
Задание 1 команде
Дайте определение лингвистических терминов: морфология, пунктуация, приставка. Оценка: по 0,2 балла за каждое определение.
Ответ:
Морфология – раздел грамматики, наука о частях речи, их категориях и формах слов.
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Задание 2 команде
Дайте определение лингвистических терминов: фонетика, синтаксис, корень. Оценка: по 0,2 балла за каждое определение.
Ответ:
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.
Корень – морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения).
«Каталог ошибок»
Задание 1 команде
Найдите речевые ошибки и стилистические недочеты в приведенных ниже предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.
1) Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле
боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.
2) На Плюшкина было надето какое-то шмотье.
3) Автор делит героев своей повести на две части.
Ответ:
1) Как показал Л.Н. Толстой, фельдмаршал Кутузов, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.
2) На Плюшкина было надето какое-то старьё.
3) Автор делит героев своей повести на два типа.
Задание 2 команде
Найдите речевые ошибки и стилистические недочеты в приведенных ниже предложениях. Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.
1) Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
2) Войска вынуждены были отступить назад.
3) Открывая окно, в класс влетел воробей.
7
Ответ:
1) Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги.
2) Войска были вынуждены отступить.
3) Когда открыли окно, в класс влетел воробей.
IV тур «Прозаическая дуэль» (домашнее задание)
Задание 1 команде
Прочитайте отрывок из книги Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка» и выполните задания.
Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.
Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».
Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка» …
1) Объясните известные вам орфограммы (не менее пяти).
2) Продолжите рассказ. Напишите не менее пяти предложений.
Оценка: по 0,5 баллов за каждую орфограмму, по 0,5 балла за предложение.
Задание 2 команде
Продолжите текст, ответив на вопросы, которые в нем поставлены (не менее 5 предложений). Объясните известные вам орфограммы (не менее пяти).
Оценка: по 0,5 баллов за каждую орфограмму, по 0,5 балла за предложение.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, атрофируется.
Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? (Д.А. Гранин)
Подведение итогов, награждение победителей
Учитель
И закончить сегодняшний турнир знатоков родного языка мне бы хотелось строками известной прозы в стихах «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»