Статья Коррекция психических процессов в реализации ФГОС через развивающие игры Воскобовича.
Важной задачей дошкольного образования является организация и оптимизация в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Проектом ФГОС в системе дошкольного образования определена позиция дошкольника как активного участника образовательной деятельности, субъекта образования. Для правильного системного построения образовательного процесса в форме игровой деятельности, педагогам необходимо составить игровую технологию из отдельных игр и элементов. Технологический подход к организации образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС, можно осуществить посредством развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Игровые пособия обеспечивают игровую, познавательную и творческую активность детей, включая детей с ОВЗ. Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Необходимым условием организации образовательных ситуаций с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА.
И вот, как говорил об игре В.А.Сухомлинский:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В.В. Воскобовича. И показать, как я использую данную технологию в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребёнка. Свою технологию Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
- Игры разработаны исходя из интересов детей
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. - Возрастной диапазон.
Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
- Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение
- Творческий потенциал
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны. - Сказочная «огранка»
В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.
Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе:
«Квадрат Воскобовича»
Коврограф «Ларчик» Игры Воскобовича развивают внимание, память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит, дошкольникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
Формирование базисных представлений об окружающем мире;
Развитие мелкой моторики.
Формы организации детской деятельности:
Занятия – сказки:
На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету нужно решить какую-либо проблему
Интегрированная деятельность:
Математическое и сенсорное развитие; развитие речи; изобразительная деятельность.
Игровые упражнения:
Целесообразно проводить, при ознакомлении нового материала, закреплении материала.
Методы организации детской деятельности:
Словесный.
Объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата.
Наглядный.
При рассматривании схем, знакомство с персонажами игровых технологий.
Практический
Манипуляции с играми, показ примера, самостоятельная деятельность.
Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.