Календарно-тематический план по литературному чтению Давлетбаева, Сахипова для школ с родным нерусским языком обучения


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Давлетбаева Р.Г., Сахипова З.Г., Азнабаева Ф.Ф., Гималова Л.Г. УМК представлен: Литературное чтение. 4 класс. Авторы: Давлетбаева Р.Г., Сахипова З.Г., Азнабаева Ф.Ф., Гималова Л.Г.
Цель уроков литературного чтения –формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Литературное чтение в начальных классах башкирской школы является первым звеном непрерывной системы литературного образования учащихся. Специфика обучения литературному чтению в том, что младшие школьники, социальный опыт которых ограничен, осваивают художественную литературу как искусство слова. Начальная школа, где происходит, во-первых, расширение читательского кругозора и приобретение опыта читательской деятельности, во-вторых, интенсивное и комплексное обучение различным видам речевой деятельности - слушанию и говорению, чтению и письму, призвана заложить основы формирования всесторонне развитой, гармоничной и грамотной личности. Изучение литературного чтения на начальном этапе в башкирской школе с родным языком обучения направлено на достижение следующих целей:
—овладение умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности (аудирование и говорение, чтение и письмо) на русском языке;
—развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности;
—воспитание уважения к русской, родной литературе и литературе других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-этического опыта учащихся.
Учебники литературного чтения в соответствии с принципами преемственности, перспективности и систематичности имеют общую внутреннюю логику и пронизаны идеями гуманизма, толерантности и доброжелательности, любви к малой и большой родине, к родной природе. к людям, разным по происхождению, языку, культуре и вероисповеданию.
В учебник 4-го класса включены произведения устного народного творчества русского, башкирского и других народов России. Читая произведения фольклора народов России (народные песни, пословицы, загадки, приметы, скороговорки, считалки, легенды, мифы, сказки), учащиеся как бы выходят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Из произведений народного творчества дети понимают, что люди, какой бы национальности они ни были, где б они ни жили, во все времена ценили и ценят в человеке трудолюбие, патриотизм, ум, доброту, храбрость, достоинство, осуждают скупость, глупость, трусость, зло. В учебнике дано элементарное понятие литературоведческих терминов (устное народное творчество, пословицы, загадки, легенды. сказки, поэзия, басни и т.п.). Особое место в учебнике занимают произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, С. Есенина и др.), башкирской литературы (М. Гафури, М. Карима, Д. Булякова, Р. Бикбаева, А. Игебаева, Г. Юнысовой, Ф. Губайдуллиной и др.), которые имеют информационную и воспитательную ценность. Кроме того, учащиеся имеют возможность работать над текстом художественных произведений, отличать произведение одного жанра от другого. Это, в свою очередь, подготавливает учащихся к чтению разнообразных по жанру и большего объема произведений детской и взрослой литературы средних классов.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
В начальных классах на уроках литературного чтения основное внимание уделяется технике чтения, а по мере ее совершенствования — работе с текстом, формированию приемов осознанного восприятия прочитанного.
В 1 -м классе формируется умение читать сочетания букв в составе слогов, которое постепенно переходит в умение читать целыми словами с выделением ударного слога, сознательное, правильное, плавное чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Темп чтения вслух в конце учебного года 25—30 слов (150-180 знаков).
Во 2-м классе совершенствуется умение плавного чтения целыми словами с соблюдением словесного ударения. Вырабатывается первичное умение беглого, осмысленного, правильного, выразительного чтения целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, чтения про себя. Темп чтения вслух 40—50 слов (240—300 знаков).
В 3-м классе совершенствуется правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, осознанное чтение про себя. Темп чтения к концу учебного года 60—75 слов (360—420 знаков).
В 4-м классе у учащихся значительно расширяется поле оперативного зрения и на этой основе постепенно формируется умение читать слова группами (синтагмами) и вырабатываются навыки беглого, выразительного, осознанного чтения с соблюдением всех необходимых норм с использованием средств выразительности устной речи, самостоятельного чтения. Темп чтения вслух 85—100 слов (510—600 знаков). Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу учебного года на 50 слов больше, чем при чтении вслух. Навыки чтения на русском языке следует совершенствовать не только на уроках классного чтения, но и на уроках внеклассного чтения и самостоятельного чтения дома.
С учетами специфики восприятия текста на русском языке нерусскими учащимися, особенностей внимания, памяти, мышления младших школьников программа определяет следующий примерный объем и технику чтения в 1—4-м классах.
1-й класс. Объем текстов как для классного, так и для самостоятельного чтения не должен превышать 0,5 страницы.
2-й класс. Объем текстов для классного и домашнего чтения не более 0,7 страницы.
3-й класс. Объем текстов для классного чтения не более 1, а для домашнего чтения — 1— ,5 страницы.
4-й класс. Объем текстов для классного чтения 1.5, а для домашнего чтения — 1,5—2 страницы.
Для заучивания наизусть предлагается в среднем одно стихотворений две недели примерным объемом 4—8 строк в 1-м и 2-м классах, 8—16 строк в 3-м и 4-м классах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Важным направлением по развитию речи во всех классах является словарная работ которая включает в себя работу над семантикой слова, обогащение словарного запаса и активизацию новых слов в речи.
Слова, значение которых подлежит объяснению, в учебниках выделены жирным шрифтом. Объяснение значения слова в нерусской школе осуществляется двумя путями: путем словотолкования на русском языке и перевода на родной язык. В первом случае для уточнения значения слова могут быть использованы задания на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов. Перевод на родной язык способствует не только пониманию значения слова, но и развивает у учащихся умение наблюдать за языковыми явлениями, вызывает интерес как к русскому, так и к родному языку, формирует лингвистическое мышление.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Следующее направление — работа над текстом. Работа над текстом художественного произведения в начальных классах нерусской школы предполагает обучение чтению (беглому, плавному, выразительному, осознанному), ответы на вопросы по содержанию, составление плана, пересказ прочитанного.
Методический аппарат учебников содержит различного рода вопросы, в которых просматривается логическая последовательность от простого к сложному.
В начале учебного года во 2-м классе вопросы к текстам сформулированы так, чтобы учащиеся, используя все слова вопросительного предложения, кроме вопроса, смогли дать ответ, добавив к нему нужное слово вместо вопросительного. Например, что уронила Таня в речку? Мяч).
Работа над текстом в 3-м классе осуществляется с помощью тех же методов и приемов, что и во 2-м классе. Однако послетекстовые задания постепенно усложняются, в частности, одно задание может содержать в себе несколько вопросов и требовать более развернутого ответа. Например, как сыновья встретили своих мам? Почему старик сказал, что видит только одного сына? Чему тебя учит этот рассказ? (Рассказ В. Осеевой «Сыновья»).
В учебниках для 3-го и 4-го классов много места занимают задания на нахождение в тексте нужных слов и выражений, на их объяснение и перевод на родной язык, подбор антонимов или синонимов.
Работа над текстом в 3-м и 4-м классах требует совершенствования умений, выработанных еще во 2-м классе: членить тексты на смысловые части, озаглавливать их, составлять план в форме вопросительных и повествовательных предложений. Работа по составлению плана способствует более глубокому и осознанному пониманию текста. Сам процесс составления плана, безусловно, сложен для учащихся: необходимо уметь выделять основную мысль произведения, устанавливать логическую связь и последовательность событий (явлений, фактов), осознавать взаимосвязь между отдельными (относительно завершенными) частями текста. Поэтому обучение составлению плана целесообразно осуществлять поэтапно, начиная с самого простого, доступного для учащихся данного возраста вида заданий:
—беседа по прочитанному с целью определения степени понимания учащимися содержания текста;
—ответы на вопросы учителя словами из текста или нахождение в тексте того эпизода, о котором говорит учитель;
—формулировка заголовков плана в виде вопросов;
—формулировка заголовков плана назывными предложениями.
ВИДЫ УСТНОГО ПЕРЕСКАЗА
Каждый урок литературного чтения в начальных классах нерусской школы, как правило, включает в себя элемент пересказа. Пересказ прочитанного или прослушанного текста повышает интерес учащихся к уроку, к изучаемому произведению, активизирует внимание, повышает интерес к уроку. В процессе пересказа дети используют текст, а это значит — образец чтения. Первоначально дети пересказывают содержание, следуя тексту, почти наизусть, т.к. из-за небольшого словарного запаса они не могут передавать прочитанное своими словами или с небольшими отступлениями от текста.
Методике обучения чтению в начальных классах существует несколько видов пересказа:
— подробный, близкий к тексту;
—краткий или сжатый;
—выборочный;
—творческий пересказ (с изменениями и дополнениями).
Подробный пересказ ставит своей задачей формирование у учащихся умения устно передавать содержание небольшого текста без нарушения его логики, структуры, а также грамматического оформления. Пересказ, близкий к тексту, повышает наблюдательность, заостряет внимание, обогащает речь, развивает мышление. Этому важному и нелегкому для учащихся нерусской школы виду работы нужно учить целенаправленно, систематически, при этом эффективнее начинать с небольших повествовательных текстов с понятным, доступным сюжетом. Нецелесообразно учить устному пересказу стихотворных произведений, а также текстов, написанных в жанре стиха (басни, сказки).
Краткий пересказ означает умение передать основное содержание текста без подробностей и деталей. Этот вид пересказа способствует выработке у детей умения и навыка выделять главное и передавать это главное в «свободном стиле», сохранив смысл всего текста. Однако в нерусской школе не следует злоупотреблять формой краткого пересказа, учитывая склонность учащихся передавать содержание прочитанного коротко, двумя-тремя предложениями или даже словами. Поэтому целесообразно завершить краткий пересказ полным, используя при этом промежуточный, выборочный пересказ.
Выборочный пересказ особенно результативен при работе над текстом с элементами описания. Нахождение в тексте нужного эпизода с описанием, прочтение его и пересказ могут лечь в основу подготовки к творческим работам, в частности, к сочинению. Учебники для чтения содержат большое количество материала (тексты и задания к ним) для обучения детей выборочному чтению.
Творческий пересказ представляет собой пересказ с некоторыми дополнениями: изменение лица рассказчика или персонажа пересказ от лица одного из персонажей, продолжение сюжета, инсценировка прочитанного, словесное рисование, рассказ по картине. Как показывает опыт, интересным и не менее полезным для учащихся нерусской школы является пересказ текста с изменением родовой принадлежности рассказчика или участников действия. Например, в рассказе «Без ученья нет уменья» (По В. Медведеву) говорится о Ване, а пересказать можно, заменив Ваню на Валю. В этом случае все согласования в предложениях со словом Валя будут в женском роде, что потребует от учащихся определенных усилий и умений в правильном с точки зрения грамматики оформлении высказывания, поможет закреплению знаний.
В учебниках имеются задания на инсценировку. Для детей данного возраста это достаточно сложная форма творческой работы. Тем не менее при хорошей подготовке дети с удовольствием принимают участие в такой литературной «игре» и без комплексов выполняют свою роль. Подготовительной работой к приведению инсценировок является обучение чтению по ролям. Поэтому для инсценировки следует использовать тексты, содержащие большое количество диалогов. Пересказ по лицам способствует формированию эмоциональной, выразительной речи: выполняя свою роль, дети стараются выделять слова своего героя, используя мимику, жесты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Устное народное творчество (29 часов). Колыбельная. Народные песенки, потешки. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Загадки. Скороговорки, считалки, дразнилки. Легенды. Мифы. Сказки.
Поэзия (22 часа). К.Д. Бальмонт «Осень», В.Я. Брюсов «Первый снег», А.С. Пушкин «Зимняя дорога», И.З. Суриков «Детство», С.А. Есенини «Весенний вечер», Р.Бикбаев «Государственный гимн РБ», Ф.Губайдуллина «Флаг моей республики», «Курултай», «Дорога к Салавату». Басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягненок».
Рассказы (19 часов). Рассказы русских писателей. А.П. Чехов «Ванька», Л.Н. Толстой «Петр и мужик», В. Белов «Малька», В. Бианки «Черная лисица», Е. Чарушин «Кошка Маруська», М. Зощенко «Подарки», Н. Головин «Великий царь», М. Горький «Воробьишко».
Рассказы башкирских писателей. М. Гафури «Старый охотник», М. Карим «Старшая мать прощается», Д.Буляков «В пещере», В. Евина «Презираю людей, что друзей предают…», Ф.Губайдуллина «Лохматый», К. Зиганшин «Лохматый», С. Злобин «Отец Салавата», В. Евина «Урал».
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Дата проведения (по плану) Дата проведения (фактически)
Устное народное творчество (28 ч)
1 Колыбельная 1 2 Народные песни 1 3 Потешки1 4 Пословицы и поговорки 1 5 Пословицы и поговорки 1 6 Внеклассное чтение «Пословицы, поговорки, потешки» 1 7 Народные приметы 1 8 Загадки 1 9 Скороговорки. Считалки. Дразнилки. 1 10 Легенды «Адам и Ева» 1 11 Внеклассное чтение. Легенда 1 12 «Легенда о происхождении башкир» 1 13 «Легенда о том, как возникли Луна и Уральские горы» 1 14 Внеклассное чтение. Мифы. «Как Геракл в один день очистил конюшни царя Авгия» 1 15 Мифы. «Дедал и Икар» 1 16 Сказки. «Как мужик гусей делил». 1 17 Башкирская сказка «Лиса в медвежьей берлоге». 1 18 Башкирская сказка «Заяц у медведя в гостях» 1 19 Внеклассное чтение. Былины. «Садко». 1 20 Китайская сказка «Умный сын», Корякская сказка «Хитрая лиса» 1 21 Русская сказка. «Баба-яга» 1 22 Русская сказка. «Баба-яга» 1 23 Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина 1 24 Татарская сказка «Мудрый старик» 1 25 Карельская сказка «Как один парень царя проучил» 1 26 Удмуртская сказка «Как купец хотел солнце остановить» 1 27 П. Ершов «Конек-горбунок» 1 28 Внеклассное чтение. «Сказки народов России» 1 Поэзия (22 ч.)
29 Поэзия. В.Я. Брюсов «Первый снег» 1 30 А.С. Пушкин «Зимняя дорога» 1 31 Н. Некрасов «Зеленый шум», «Дед Мазай и зайцы» 1 32 И.З. Суриков «Детство» 1 33 С.А. Есенин «Весенний вечер» 1 34 К.Д. Бальмонт «Глушь» 1 35 И.С. Никитин «Утро на берегу озера» 1 36 Внеклассное чтение. С. Маршак «Ландыш», «Двенадцать месяцев» 1 37 Работа по картинкам «Времена года» 1 38 С.А. Есенин «Ночь» 1 39 Государственный гимн РФ, Государственный гимн РБ 1 40 Ф. Губайдуллина «Флаг моей страны» 1 41 Ф. Губайдуллина «Курултай» 1 42 Внеклассное чтение. С. Юлаев «Родная страна» 1 43 Г. Юнусова «Слово матери» 1 44 Ф. Губайдуллина «Дорога к Салавату» 1 45 Г. Юнусова «Дорога» 1 46 Басни. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» 1 47 Внеклассное чтение. «Басни И.А. Крылова» 1 48 И.А Крылов «Волк и Ягненок» 1 49 Н. Носов «Огурцы» 1 Рассказы (18ч)
50 А.П. Чехов «Ванька» 1 51 Л.Н. Толстой «Петр и мужик», «Как мужик камень убрал» 1 52 В. Белов «Малька» 1 53 В. Бианки «Черная лисица» 1 54 Е. Чарушин «Кошка Маруська» 1 55 М. Зощенко «Подарки» 1 56 Н. Головин «Великий царь» 1 57 Н. Головин «Великий царь» 1 58 М. Горький «Воробьишко» 1 59 М. Гафури «Старый охотник» 1 60 Внеклассное чтение. М. Карим «Радость нашего дома» 1 61 М. Карим «Старшая Мать прощается» 1 62 Д. Буляков «В пещере» 1 63 Д. Буляков «В пещере» 1 64 Ф. Губайдуллина «В деревне у деда» 1 65 В. Евина «Презираю людей, что друзей предают…» 1 66 К. Зиганшин «Лохматый» 1 67 С. Злобин «Отец Салавата», В. Евина «Урал» 1 68 Обобщающий урок 1 Всего 68