Дидактический материал по географии для проведения практических работ в 6 классе.
Дидактический материал для проведения практических работ
по географии в 6классе.
Практическая работа. «Подготовьте свою первую научную экспедицию!»
Многие российские школьники участвуют в походах и экспедициях по родному краю, чтобы больше узнать о его природе и истории. Различные умения, полученные в школьных экспедициях, могут пригодиться в жизни.
Чтобы организовать экспедицию, необходимо знать следующие экспедиционные истины.
План работы
1.Выбираем тему экспедиции.
Например, «Изучение памятника природы нашей местности».
2. Определяем цель экспедиции.
Целью экспедиции могут быть поиск и изучение уникальных географических объектов, расположенных в нашем населённом пункте и его окрестностях.
3. Изучаем разные источники информации по теме экспедиции.
При подготовке к экспедиции могут пригодиться материалы, опубликованные в книгах, в газетах и журналах, найденные в Интернете, собранные при опросах местных жителей.
4. Выбираем объект исследования.
Для нашей экспедиции отберём географические объекты, соответствующие теме и цели исследования. Например, в Иванове и Ивановской области есть памятники природы, в их названиях использованы такие географические термины, как «долина», «пойма реки», «склон долины реки», «оползневые ступени», «балка», «овраг», «высшая точка», «холм», «родник», «ручей», «озеро», «низовье реки», «болото», «валун», «обнажения глин, морены, меловых отложений, песков», «место обитания редких видов насекомых», «сад», «суходольный луг», «парк», «старые деревья». Значение незнакомых терминов нужно выяснить до начала экспедиции. Список географических терминов может помочь нам выбрать объекты изучения во время экспедиции.
5. Разрабатываем маршрут экспедиции.
На первый раз не следует выбирать продолжительный маршрут. Пусть он будет проходить в районе школы и её окрестностей так, чтобы охватить один-два географических объекта.
6. Составляем список снаряжения.
Нам потребуются: дневники географа-следопыта; карандаши; транспортиры; ластики; компасы; планшет и бумага; визирная линейка; фотоаппарат.
7. Во время экспедиции ведём записи с описанием маршрута и объектов, отобранных для дальнейшего изучения.
Запишем, в каком направлении от начальной точки маршрута мы двигались, на каком расстоянии изменили направление движения, где находится объект, выбранный для изучения, описание объекта.
8. После завершения экспедиции её результаты обрабатываем и представляем в виде отчёта.
Отчёт о нашей первой экспедиции может быть оформлен в виде альбомного листа, который будет частью каталога уникальных природных объектов нашей местности.
На каждом листе, посвящённом одному объекту, нужно поместить схему маршрута с обозначением местоположения объекта, его фотографию, привести подробное описание объекта, сделать вывод, объясняющий, почему этот объект является уникальным природным объектом нашей местности.
Таблица
1.Тема экспедиции
2.Цель экспедиции
3.Источники информации по теме экспедиции
4.Географические объекты для исследования
5.Маршрут экспедиции
6.Экспедиционное снаряжение
7.Форма отчета об экспедиции
Дополнительный материал «Памятники природы города Иванова».
1)Аллея крупнолистовой липы на ул.Фролова (Бульвар по ул.Фролова, Гарелинский бульвар)
Адрес: Аллея расположена в центральной части городского округа Иваново. Тянется от ул. Ермака на юге до ул. Академика Мальцева на севере. С востока от аллеи расположены корпуса городской больницы № 2, с запада аллея ограничена жилыми кварталами.
Номер объекта: 3710044 Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте ООПТ России, галерея
Описание: Памятник природы. Площадь (га): 0.5Описание: Площадь ООПТ составляет 0,5 га. В своем первозданном виде аллея до настоящего времени сохранилась лишь частично. Имеются более поздние посадки, представленные как липой, так и березой, ясенем. История: Аллея заложена в конце 19 века. Признана памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения.
2) Ботанический сад Ивановского государственного университета (входил в парк им. Революции 1905 года, в связи с чем является памятником природыАдрес: ООПТ расположена в северо-восточной части городского округа Иваново на на правом возвышенном берегу р.Талка. Территория сада со всех сторон окружена сосновым лесом естественного происхождения в возрасте 125-130 лет, относящимся к парку культуры и отдыха им. Революции 1905 года. С востока, на противоположной стороне водоема, расположено м. Лесное. Оба берега водоема в данном пункте связаны пешеходным мостом. Непосредственно к территории сада с западной стороны через лесопарк проходит широкая асфальтированная дорога, связывающая кратчайшим путем лесопарк с завокзальной частью города Иваново.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Ботанический сад. Площадь (га): 6Описание: Площадь ООПТ составляет 6 га. Ботанический сад входил в состав парка им. Революции 1905 года. Старая часть ботанического сада, окруженная лесопарком естественного происхождения, имеет площадь около 3 га. Она представляет собой компактный участок, занятый деревьями и кустарниками. К периферии данный участок переходит в насаждения местных пород. Молодая часть сада создана за счет свободного участка земли около 0,5 га, выделенного из цветочного хозяйства. От старой части сада новый участок отделен деревянной оградой и живой изгородью. Категория: регионального значения
3) Водохранилище на р.ТалкеАдрес: ООПТ расположена на территории (в северо-восточной части) городского округа Иваново в восточной части парка культуры и отдыха имени Революции 1905 года.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: 13 HYPE
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·D0%B8/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE" \o "\"Расположение на карте\" 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 12Описание: Площадь ООПТ составляет 12 га. Водохранилище имеет историко-революционное значение, культурно-эстетическую ценность, является местом массового отдыха населения. Входит в состав парка им. Революции 1905 г. Плотина на водохранилище не обслуживается. Ежегодно проводятся работы по расчистке от загрязнения пляжной зоны водохранилища. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 27.01.1975 № 2/6 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
4) Водохранилище на р.ХаринкеАдрес: ООПТ расположена на территории городского округа Иваново. С северо-запада, запада и юго-запада примыкает к жилому массиву м. Дмитриево. С северо-востока, востока и юго-востока – проходит линия железной дороги и лагерные улицы м. Харинка.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 30Описание: Площадь ООПТ составляет 30 га. Является местом массового отдыха населения. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 27.01.1975 № 2/6 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
5) Группа лип по ул. ЧелышеваАдрес: ООПТ расположена в центральной части городского округа Иваново на высокой террасе реки Уводь, на ул. Челышева, соединяющей ул. Куконковых с ул. Смирнова.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): Описание: ООПТ представляет из себя группу из четырех лип, под которыми струится водный источник. На месте источника заложена часовня, принадлежащая Ильинской церкви. Возраст лип более 80 лет. Состояние кроны хорошее. Дуплистость отсутствует. Под липами обустроено место отдыха. История: Группа лип признана памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы.. Категория: регионального значения.
6) Дендрологический сад школы № 56Адрес: ООПТ расположена в центральной части городского округа Иваново на улице 2-я Запрудная, в районе школы № 56. Со всех сторон сад ограничен частной жилой застройкой.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 0.2Описание: Площадь ООПТ составляет 0,2 га. В настоящее время школа утратила связь с дендрологическим садом и не ведет за ним уход. Сад представляет собой две группы посадок деревьев, разделенных улицей. Не имеет ограждения. Породный состав следующий: липа, тополь, клен ясенелистный, осина, орех манчхурский. На территории насчитывается порядка 100 деревьев. Возраст деревьев составляет около 60 лет. История: Сад был заложен в 1949 году учителем ботаники. Признан памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 15.02.1988 № 40 в целях сохранения искусственно созданной системы.. Категория: регионального значения.
7) Парк ХаринкаАдрес: ООПТ находится в экологически чистом, живописном месте, где протекает река Харинка, расположена в юго-восточной части городского округа Иваново. С северо-востока и востока парк, парк ограничен линией железной дороги, с юго-восточной – рекой Харинка, с юго-запада – территорией АО «Чесальных машин», с запада – жилым массивом м. СластихаНомер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Природный парк. Площадь (га): 131Описание:Площадь ООПТ составляет 131 га. Основу парка составляет сохранившийся естественный лес. В северной части, за железной дорогой парк почти смыкается с лесными массивами, подходящими к городской территории. В парке много живописных уголков, особенно на берегу Харинки. Территория парка покрыта насаждениями как естественного (хорошо сохранившийся лесной массив), так и искусственного происхождения. Основной тип леса – сосновый бор (возраст деревьев 80-120 лет). В составе естественных насаждений так же присутствуют ель, береза, ольха серая. Общее состояние зеленых насаждений – удовлетворительное. За последние годы сосновый бор сменился елово-сосновым типом насаждений. Подрост и подлесок представлены березой, рябиной, бересклетом бородавчатым и др. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
8) Парк КиО им. Революции 1905 годаАдрес: ООПТ расположена в северо-восточной части городского округа Иваново. С севера парк ограничен линией железной дороги Иваново-Кинешма, с юга и юго-востока расположено м.Фряньково, с западной стороны – жилой массив Пустошь бор. С восточной стороны граница проходит вдоль дороги, связывающей поселок Сортировочный с м.Лесное.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B8/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE" \o "\"Расположение на карте\" 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Природный парк. Площадь (га): 213Описание: Площадь ООПТ составляет 213 га. Обширный массив соснового леса. Возраст зеленых насаждений парка от 70 до 100 лет. Это самый крупный парк города. Основу парка представляет лесной массив естественного происхождения. В парке обнаружено около 330 видов сосудистых растений, 2 из которых включено в Красную книгу Ивановской области. Виды Красной книги Ивановской области Тимьян ползучий, синеголовник плосколистный. Кроме перечисленных видов, в парке были обнаружены другие редкие растения, нуждающиеся в охране, например, можжевельник обыкновенный, ландыш майский, любка двулистная, ирис водяной, ветреница лютиковая, ветреница дубравная, купальница европейская, гвоздика пышная, фиалка, колокольчик персиколистный и др. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
9) Парк КиО им. СтепановаАдрес: Парк КиО им. В.Я. Степанова является центральным городским парком, который создан на основе естественного лесного массива и усадебного парка фабрикантов Гарелиных. Парк находится в северо-западной части г. Иванова. Он расположен в долине левого берега р. Уводи, амфитеатром спускаясь к реке. С северо-восточной стороны Парк примыкает к ул. Смольной и к жилому району «Хуторово». С востока Парк граничит со стадионом «Текстильщик», с южной и юго-юго-западной сторон парк граничит с жилым районом Нежданово, с северо-запада проходит полоса отчуждения линии железной дороги Москва-Иваново, здесь Парк примыкает к микрорайону Отрадное.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: 13 LIN
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·D%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE" \o "\"Расположение на карте\" 1415 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Природный парк. Площадь (га): 96. Категория: регионального значения.
10) Сад акклиматизации южных растений Дендрарий ИСХИ
Адрес: ООПТ расположена в центральной части городского округа Иваново по адресу ул. Пушкина, д.26. Сад ограничен с севера улицей Пушкина, с востока – ул. Марии Рябининой, с юга – улицей Советской, с запада – улицей Поэта Ноздрина.
Номер объекта: 3710053 Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на сайте ООПТ России, галерея
Описание: Памятник природы. Площадь (га): 0.5Описание: Площадь ООПТ составляет 0,5 га. Флора дендрария насчитывает 351 вид, 2 гибрида и 5 форм, относящихся к 50 семействам. Среди них 108 видов деревьев и кустарников из 27 семейств и 243 вида травянистых растений. В дендрарии насчитывается 152 дикорастущих вида, 122 экзотических вида, 5 видов заносных растений. Среди дендрофлоры имеются представители Северной Америки, Европы, Сибири, Дальнего Востока, Кореи, Японии, Китая, Средней и Малой Азии. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы.. Категория: регионального значения.
11) Сад им. 1-е МаяАдрес: ООПТ расположена в центральной части городского округа Иваново. Сад ограничен севера улицей Крутицкой, с запада и юго-запада – улицей Садовой, с юга и юго-востока – Профессорским переулком.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 1.3Описание: Площадь ООПТ составляет 1,3 га. Сад представляет собой огражденную забором территорию, на которой размещены посадки липы мелколистной, разделенные асфальтированными дорожками. Липы имеют возраст более 100 лет. Из-за значительного возраста большая часть деревьев подвержена дуплообразованию, усыханию, нуждается в выбраковке. История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
12) Садовый бульвар Липовая аллея по ул.СадовойАдрес: ООПТ расположена в центральной части городского округа Иваново. Тянется от пр. Фридриха Энгельса на северо-западе до ул. Бубнова на востоке. Со всех сторон ограничена жилыми кварталами.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 3.6Описание: Площадь ООПТ составляет 3,6 га. Количество деревьев на аллее постоянно сокращается из-за естественного старения, поражения сердцевинной гнилью. Так же у деревьев развивается дуплистость и усыхание кроны. Большой урон липам наносится в зимний период, когда снег с соляно-песчаной смесью попадает на зеленые насаждения. История: Аллея заложена в 1876 году. Признана памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
13) Сосневский минеральный источникАдрес: ООПТ расположена в городском округе Иваново на производственной территории ОАО «Самтекс».Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): Описание: ООПТ является отдельным объектом. История: Эксплуатация источника началась в 1914 году. Признан памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 22.02.1965 № 164 в целях сохранения отдельного объекта. Категория: регионального значения.
14) Участок р.Уводь, прилегающий к парку им.СтепановаАдрес: ООПТ расположена на территории (в северо-восточной части) городского округа Иваново в юго-западной части парка им. Степанова. С южной стороны примыкает к району частной застройки м.Курьяново, а с севера ограничена территорией парка.Номер объекта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ссылки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Описание: Памятник природы. Площадь (га): 5Описание:Площадь ООПТ составляет 5 га. Имеет культурно-эстетическое значение, является местом массового отдыха населения. Является водохранилищем. Водоподпорное сооружение находится на балансе ОАО «Бим». История: признано памятником природы регионального значения на основании Решение Ивановского облисполкома от 27.01.1975 № 2/6 в целях сохранения искусственно созданной системы. Категория: регионального значения.
Практическая работа. Почувствуйте себя топографами!
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана.
Задание: Оцените наглядность и информативность изображений.
План работы
1.Сравним изображения окрестностей села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на картине В.Д. Поленова, аэрофотоснимках и на топографической карте (первый форзац учебника).
2. Результаты сравнения запишем в таблицу.
Заполним таблицу, записав в её ячейки ответы на следующие вопросы.
1) Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника? Можно ли определить название, ширину, направление и скорость течения рек?
2) Как называются населённые пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть церковь? Можно ли определить количество домов, кварталов?
3) Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг и др.)?
4) Между какими населёнными пунктами проложены дороги? Что о них можно сказать?
Таблица
Номер вопроса
Картина
Аэрофотоснимок
Топографическая карта
1
2
3
4
3. По результатам сравнения трёх изображений сделаем вывод.
Наиболее полную и точную информацию об окрестностях музея-заповедника «Поленово» передаёт___________________________________ , так как___________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа «Ориентирование на местности».
Почувствуйте себя ориентировщиками!
Задание. Определите азимуты с помощью компаса.
Для ориентирования на местности нам потребуются: бумага и планшет (фанера или плотный картон размером 30 х 40 см); карандаш и ластик; транспортир; компас; трёхгранная визирная линейка.
I. Подготовка планшета
План работы
1. На планшет наклеим лист чертёжной бумаги.
2. На расстоянии 2 см от краёв планшета карандашом проведём рамку.
3. Шнурком или резинкой укрепим на планшете компас так, чтобы линия «север юг» (0-180°) была параллельна рамке планшета.
4. Визирную линейку сделаем сами из картона по рисункам.
II. Ориентирование на местности.
1. Встав в исходной точке, освободим стрелку компаса и дадим ей успокоиться. После того, как стрелка успокоится, будем поворачивать планшет до тех пор, пока стрелка не совпадёт с линией «север юг» шкалы компаса.
2. Обозначим точку своего местонахождения: на планшете поставим точку и обведём её кружком.
3. Выберем несколько ориентиров и проведём на них визирование: приложим правую кромку визирной линейки к исходной точке на планшете и направим верхнее ребро линейки на ориентир, не поворачивая планшета.
4. Вдоль правой кромки визирной линейки проведём линию, направленную на ориентир. С помощью транспортира определим азимут направления на данный ориентир. Запишем значения полученных с помощью транспортира азимутов.
5. Определим азимут направления на тот же ориентир с помощью компаса. Взяв в руки компас, установим его горизонтально и освободим магнитную стрелку. Повернём компас так, чтобы нулевой штрих шкалы компаса находился под северным концом стрелки. Не меняя положение компаса, направим визирное приспособление мушкой на ориентир. Отсчёт указателя мушки даст значение азимута направления на ориентир. Запишем значения полученных с помощью транспортира азимутов.
Место измерения г.Иваново
Дата измерения__________
Ориентиры
___________
___________
___________
___________
Азимуты (по транспортиру)
___________
___________
___________
___________
Азимуты (по компасу)
___________
___________
___________
___________
6. Сравним значения азимутов, измеренных транспортиром и компасом. Они должны совпадать.
Вывод: Результаты сравнения величин азимутов, измеренные транспортиром и компасом __________________________________________________________________
III. Определение средней длины шага
Задание. Определите среднюю длину своего шага (при спокойной ходьбе), результаты измерений запишите в таблицу.
План работы
1.Выберем два объекта на местности, расстояние между которыми нам известно (например, стандартное расстояние между фонарными столбами равно 50 м, или измерим рулеткой длину школьного коридора. Запишем выбранное или полученное значение в таблицу.
Длина пути для определения средней длины шага равна____м.
2. Пройдём выбранное расстояние дважды (туда и обратно), подсчитывая количество шагов. Запишем полученные значения в таблицу.
3. Сложим значения средней длины шага, полученные при движении в прямом и обратном направлениях. Полученную сумму разделим на два. Результат запишем в таблицу.
Средняя длина моего шага равна _______ см.
4. Шагами определим расстояния между точкой нашего нахождения и ориентирами, на которые мы проводили визирование.
Подпишем на планшете полученные расстояния.
Движение в прямом направлении
Движение в обратном направлении
Расстояние
Количество шагов
Средняя длина шага
Расстояние
Количество шагов
Средняя длина шага
(другой вариант выполнения этой работы)
Практическая работа «Ориентирование на местности»
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана.
Задание 1:
Представьте, что наблюдатель стоит на вершине холма «г. Лысая» (высота 156,9). Начертите лучи от наблюдателя на точки 1-5. Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот – от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая». Результаты измерений запишите в таблицу.
Значения азимутов
От вершины холма
К вершине холма
Точка 1
Точка 2
Точка 3
Точка 4
Точка 5
Задание 2: По какому азимуту нужно идти, чтобы попасть из точки М в точку К? Ответ запишите цифрами.
Практическая работа «Полярная съемка местности».
Почувствуйте себя топографами!
Для проведения полярной съёмки пришкольного участка нам потребуются: бумага и планшет (фанера или плотный картон размером 30 х 40 см); карандаш и ластик; транспортир; компас; трёхгранная визирная линейка.
План работы
1. Выберем масштаб съёмки. Определим размеры участка и проведём расчёты, показывающие, во сколько раз необходимо уменьшить изображение местности, чтобы оно поместилось на планшете. Например, для съёмки пришкольного участка размером 60 х 80 м при размере планшета 30 х 40 см необходимо уменьшить изображение участка в 200 раз. Следовательно, масштаб плана пришкольного участка 1 : 200. После выбора масштаба начертим линейный масштаб на планшете.
2. В начале съёмки местности определим положение исходной точки (полюса) на будущем плане с учётом того, что будущий план должен целиком помещаться на планшете.
3. Встанем в исходной точке (полюсе съёмки) и сориентируем планшет по направлению север юг.
4. Из полюса проведём визирование на объекты с помощью визирной линейки.
5. Определим расстояния от полюса до объектов, оценивая на глаз, измеряя рулеткой, дальномером, шагами или землемерным циркулем. Отметим полученные расстояния по направлениям визирования в выбранном масштабе.
6. Обозначим объекты на карте. Чтобы обозначить объекты на плане, используем условные знаки для топографических планов и карт.
Практическая работа «Изучайте рельеф местности с помощью макетов!»
Сделав макеты холмов, мы сможем наглядно изучить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.
План работы
1.На листе плотной бумаги нарисуем круг (используйте циркуль или трафарет) (см. рисунок).
2. Разрежем круг на две неравные части по двум радиусам, как показано на чертеже. 3. Каждую часть свернём в конус и склеим.
4. Поставим макеты рядом друг с другом. Сравним полученные конусы по высоте их вершин и крутизне скатов.
5. Посмотрев на макеты сверху, нарисуем их вид сверху. Обратите внимание на размеры фигур, обозначающих «подножия» конусовидных холмов.
6. Покроем макеты холмов нетолстым слоем пластилина. Поместим макеты на дно неглубокого аквариума и закрепим их с помощью пластилина.
7. Нальём в аквариум воду так, чтобы уровень воды поднялся на 1 см от дна. Стекой отметим положение линий уровня воды на обеих боковых поверхностях макетов.
8. Продолжим наливать воду в аквариум. Каждый раз, когда уровень воды поднимется на высоту 2, 3, 4, 5 см, будем отмечать стекой линии на боковых поверхностях макетов.
9. Вынем из аквариума макеты и посмотрим на них сверху. Обратим внимание на густоту горизонталей на обоих макетах. Можно ли утверждать, что густота горизонталей зависит от крутизны скатов холмов?
Задание:
А)определите какой склон холма изображенного на рисунке более крутой (по названию стороны горизонта)?
Б)Сделайте предположение: на крутизну склонов указывает ____________ горизонталей – чем круче склон, тем ______________расстояние между горизонталями.
Задание:
Подпишите названия основных форм рельефа, показанных на рисунке из преложенного списка: холм, котловина, овраг.
1 2 3
Практическая работа «Измеряем расстояния по глобусу!»
Оборудование: для измерений на глобусе сделаем две гибкие линейки, например из картона, длиной 40 и 80 см.
План работы
1. Определим длины нескольких меридианов на нашем глобусе. Сделаем вывод о правильности и точности наших измерений.
2. По данным измерений меридианов на глобусе и значению длины реального меридиана (см. текст параграфа 13) определим масштаб глобуса.
3. Измерим длину экватора на нашем глобусе. Сравним результаты измерений меридиана и экватора на глобусе. Сделаем вывод о соотношении их длин.
4. Вычислим масштаб нашего глобуса по данным измерения экватора и значению длины реального экватора. Сравним два значения масштаба нашего глобуса, полученные двумя способами (задания 2 и 3).
5. Линейкой измерим на глобусе расстояние между Москвой и Владивостоком. Определим с помощью масштаба глобуса реальное расстояние между этими городами.
6. Линейкой измерим на глобусе протяжённость Африки с севера на юг. Определим с помощью масштаба глобуса реальную протяжённость материка. Сравним значения, полученные при выполнении заданий 5 и 6.
Задание:
Проведите измерения расстояний по глобусу. Результаты выполнения заданий запишите в таблицу.
Измерение расстояний по глобусу
1. Длины меридианов
____________________________
2.Масштаб глобуса
____________________________
3. Длина экватора
____________________________
4. Масштаб глобуса
____________________
·________
Сравнение масштабов глобуса (пункты 2 и 4)
____________________________
5.Расстояние между Москвой и Владивостоком
____________________________
6. Протяжённость Африки с севера на юг
____________________________
Сравнение расстояния между Москвой и Владивостоком с протяжённостью Африки с севера на юг (пункты 5 и 6)
____________________________
Практическая работа «Почувствуйте себя штурманами!»
Haм потребуется: изготовим самодельную широтную линейку (см. рисунок). От обычной линейки широтная линейка для глобуса отличается тем, что на её шкале обозначены значения географических широт в градусной мере и ее можно надеть на ось глобуса.
План работы
1. У центров отверстий поставим отметки «90°».
2. Наденем линейку на ось глобуса и совместим её с нулевым меридианом.
3. На линейке сделаем отметки, соответствующие экватору («0°») и параллелям. Подпишем сделанные отметки.
4. Разделим отрезки между сделанными отметками на 10 равных частей, если параллели проведены через 10° (или на 15 частей, если параллели проведены через 15°).
Таким образом, у нас получилась широтная линейка для глобуса, которая поможет определить географическую широту точки с точностью до 1градуса.
Задание:
Определим географическую широту на примере тропиков и полярных кругов.
План работы
1. По широтной линейке прочитаем значение широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся от неё на севере. Проверим правильность выполнения упражнения. Широта Северного тропика (или тропика Рака) около 23,5° с. ш.
Аналогично определим широту Южного тропика (тропика Козерога) 23,5° ю. ш.
Вспомните, чем замечательны линии тропиков. Какой пояс освещённости они ограничивают?
2. По широтной линейке прочитаем значение широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Эта параллель Северный полярный круг. В каком направлении от Северного полюса расположен Северный полярный круг? Проверим правильность выполнения упражнения. Широта Северного полярного круга около 66,5° с. ш. Аналогично определим широту Южного полярного круга 66,5° ю. ш. В каком направлении от Южного полюса расположен Южный полярный круг?
Вспомните, чем замечательны линии полярных кругов. Какие пояса освещённости они ограничивают?
3. С помощью широтной линейки на глобусе удобно решать обратные задачи определение положения объекта по известным координатам.
Задание:
Определим по глобусу положение географического центра России (расположен на озере Вивй), если известны его координаты 66° с. ш., 94° в. д. (см. рисунок на с. 81).
В какой части света расположен географический центр России? Бывает ли в географическом центре России полярный день и полярная ночь?
Практическая работа «Определение по глобусу и карте географических координат».
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; а также знаний о географическом положении своего населенного пункта.
Задание 1:
Определите географические координаты объектов и заполните таблицу № 1.
Название географического объекта
Географические координаты
широта
долгота
Гора Джомолунгма (Эверест)
Вулкан Везувий
Город Сантьяго
Гора Мак-Кинли
Город Москва
Город Иркутск
Задание 2:
Определите объекты по их географическим координатам и заполните таблицу № 2.
Географические координаты
Название географического объекта
широта
долгота
36є ю. ш.
150 є в. д.
56є с. ш.
38 є в. д.
62є с. ш.
130 є в. д.
60 є с. ш.
30 є в. д.
43 є с. ш.
42 є в. д.
Практическая работа «Определение расстояний и высот (глубин)». Проведите измерения по школьному глобусу!
План работы
1. Дополним сделанные ранее (см. § 13) гибкие линейки значениями расстояний в километрах, тогда при измерениях мы будем получать уже готовые ответы.
2. Назовём нашу гибкую линейку масштабной. На другой стороне линейки укажем значения длин в масштабе глобуса и проведём измерения. Если масштаб нашего глобуса 1 : 50 000 000, то есть в 1 см 500 км, то разметка одной стороны линейки в соответствии с масштабом глобуса будет выглядеть следующим образом (см. рисунок).
3. Измерим самодельной масштабной линейкой кратчайшее расстояние между Санкт-Петербургом и Магаданом (см. рис. 47, с. 85).
Сравним результат измерения с данными, полученными ранее (по параллели 60° с. ш.). Какое расстояние оказалось короче?
Создадим рельефную карту Африки
Haм потребуются: калька; гофрированный картон; клей; карандаш; ручка; ножницы; краски.
1. Перенесём на кальку, значительно упрощая, очертания изогипс на карте Африки.
2. С кальки переведём контуры областей с различной абсолютной высотой на гофрированный картон так, чтобы получилось 4-5 слоёв картона. Первый слой картона соответствует всей площади материка. Второй слой картона областям карты со всеми оттенками зелёной окраски. Третий слой картона всем оттенкам коричневой окраски. Четвёртый слой картона тёмно-коричневой окраски.
3. Последовательно наклеим на первый слой второй, на второй третий, на третий четвёртый слой картона.
4. Когда клей высохнет, окрасим каждую высотную ступень краской соответствующего цвета. Выдающиеся вершины Африки (Камерун, Кения, Килиманджаро и др.) обозначим небольшими конусами.
5. Сделаем вывод о высоте Африки по сравнению с другими материками. Какая часть Африки наиболее высокая, а какая низкая?
Практическая работа «Определение расстояний по глобусу».
Алгоритм определения расстояний по меридиану
1)определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги меридиана в 1°).
Алгоритм определения расстояний по параллели:
1) определить значения координат двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на (в отличие от меридианов параллели имеют различную длину, поэтому для измерений протяжённости по параллелям нужно знать длину 1° дуги данной параллели. Эти значения надо узнавать в атласе на карте полушарий - длина дуги данной параллели в 1°).
Алгоритм определения расстояний по по параллели:
Задание:
Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчетов и измерений значения расстояний.
1)Протяженность Уральских гор между г.Магнитная и г.Народная;
2) Протяженность Южной Америки по меридиану 62° з.д.;
3) Используя способ определения расстояний по меридиану, определите протяженность крупнейшего по площади российского острова Сахалин с севера на юг по меридиану 142° в.д.;
4) Расстояние между Санкт-Петербургом Магаданом;
5) Протяженность Африки по северному тропику;
6) Определите расстояние между Смоленском и Челябинском с запада на восток по параллели 55° с. ш.
Объекты измерений
Значение расстояний (протяженности) по линиям градусной сетки
Значение расстояний (протяженности) по линиям масштабной линейки
Протяженность Уральских гор между г.Магнитная и г.Народная
Протяженность Южной Америки по меридиану 62° з.д.
Протяженность Сахалина по меридиану 142° в.д.
Расстояние между Санкт-Петербургом Магаданом
Протяженность Африки по северному тропику
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с.ш.
Дополнительные задания:
1) Определите протяжённость территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.
2) Определите кратчайшее расстояние от западной границы нашей страны с Финляндией до восточной границы с США в Беринговом проливе.
3)Определите протяжённость территории России с севера на юг вдоль меридиана 45° в. д
Практическая работа «Определение высот (глубин) по глобусу».
Изогипсы – это горизонтали, проведенные не через равные ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на горизонтальном и вертикальном масштабах.
На глобусе изогипсы проводят линией послойной окраской цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следующие цвета:
Низменности окрашивают зеленым цветом;
Возвышенности окрашивают светло-коричневым цветом;
Низкие горы окрашивают светло-коричневым цветом;
Средневысотные горы окрашивают коричневым цветом;
Высокие горы окрашивают более насыщенными оттенками коричневого цвета.
Задание:
1)Определить высоту географических объектов;
2) Определить глубину географически обЪектов.
Определить высоту географических объектов
Определить глубину географически объектов
Уральские горы
Оз.Байкал
Амазонская низменность
Самое глубокое место Тихого океана
Г.Гималаи
Мертвое море
Влк.Килиманджаро
Японское море
Прикаспиская низменность
Каспийское море
Среднесибирсеое плоскогорье
Северный Ледовитый океан
Практическая работа «Правила работы с контурными картами».
Почувствуйте себя картографами!
Для практических работ по географии удобно использовать контурные карты, на них можно делать измерения, чертить и рисовать. Перед выполнением заданий на контурной карте необходимо вспомнить основные правила работы с ней.
Правила работы с контурными картами
1. Прочитаем внимательно задание и спланируем свои действия по его выполнению. Например, если требуется указать направления на основные стороны горизонта в точках А, Б и В, обозначенных на карте России, план действий будет следующим:
1) найти точки на контурной карте;
2) вспомнить названия основных сторон горизонта (север, юг, восток, запад);
3) определить линии градусной сетки, которые указывают на основные стороны горизонта (меридианы указывают направления на север и юг, параллели на восток и запад);
4) приготовить карандаш и линейку.
2. Выберем условные знаки, которые будем использовать при выполнении задания. Начертим их в «Условных обозначениях».
В нашем примере лучше всего указывать направления на стороны горизонта условным знаком, состоящим из двух перекрещивающихся двусторонних стрелок (рис.1).
3. Перед нанесением условных знаков определим точку, соответствующую положению обозначаемого объекта. Условные знаки нанесём так, чтобы совместить точку положения объекта на карте с главной точкой условного знака.
В нашем примере точки положения объектов уже указаны на карте, а главная точка условного знака точка пересечения двух стрелок.
4. Все работы на контурной карте выполняем карандашом, чтобы была возможность исправить ошибки или неточности.
Правильное выполнение задания (для точки А) по обозначению направлений на основные стороны горизонта выглядит следующим образом (см. рис. 2).
Задание:
1)Укажите стрелками на контурной карте Восточного полушария направления на основные сторона горизонта в точках, обозначенных знаком
·.
2) Определите географические координаты точек, обозначенных на карте Восточного полушария знаком
·, подпишите их на карте.
3)Измерьте протяженность Индийского океана вдоль экватора двумя способами,
а) По градусной сетке;
б) С помощью линейки и масштаба.
4 Измерьте протяженность территории России вдоль праллели 60° с. ш. двумя способами.
а) По градусной сетке;
б) С помощью линейки и масштаба.
5) Определите по координатам географические объекты. Заполните таблицу.
Координаты
Название географического объекта
25° ю.ш. 38°в.д.
65°с.ш. 60°в.д
43° с.ш. 42°в.д.
6)На контурной карте восточного полушария обозначьте эти объекты знаком и подпишите их названия.
7) По карте России с помощью линейки и масштаба определите расстояния от Москвы до Азовского и Белого морей.
От Москвы до Азовского моря ______ км.
От Москвы до Белого моря ______ км.
8)Сравните полученные значения с данными учебника о тех же расстояниях, полученных при измерении с помощью линий градусной сетки.
Вывод: Наиболее точные результаты измерений получены с помощью ___________ _______ __________.
Практическая работа «Изучение свойств горных пород и минералов».
Почувствуйте себя минералогами!
Цель работы: изучить свойства горных пород разного происхождения. Определить 6 образцов горных пород
В школьной «Коллекции горных пород и минералов» возьмите образец минерала и опишите его свойства.
Задание 1:
Заполнить таблицу вместе с учителем, слушая характеристику свойств
С в о й с т в а м и н е р а л а
Н а з в а н и е м и н е р а л а
Блеск
Цвет
Цвет черты
Твёрдость
Магнитность
Определим твёрдость минерала, используя предметы, которые всегда под рукой: карандаш (твёрдость 1), соль поваренную (твёрдость 2), ноготь (твёрдость 2,5), медную монету (твёрдость 3), гвоздь (твёрдость 4-4,5), перочинный нож (твёрдость 5,5-6,5), напильник (твёрдость 7).
Задание 2:
Определить горные породы, заполнить вторую часть таблицы
Магматические
Осадочные
Метаморфические
Глубинные
Излившиеся
Неорганические
Органические
Обломочные
Химические
Практическая работа «Определение по карте географического положения и высоты гор».
Цель работы: формирование умений определять географическое положение гори их высоту; развитие умений определять географические координаты.
Нам понадобится: глобус или физическая карта, для измерений гибкая линейка.
План описания географического положения гор
1. Найдём горы на глобусе или карте.
2. Определим, на каком материке расположены горы, в какой его части.
Пример. Горы Анды расположены на западе материка Южная Америка, окаймляя его с запада вдоль побережья Тихого океана и с севера вдоль побережья Карибского моря.
3. Назовём географические объекты (горы, плоскогорья, равнины), с которыми граничат горы.
Пример. На востоке Анды сменяются равнинами Ориноко, Амазонской и Ла-Платской низменностями.
4. Укажем, в каком направлении простираются горы, и определим с помощью масштаба или линий градусной сети их протяжённость.
Пример. Анды протянулись с севера на юг между параллелями 10° с. ш. и 55° ю. ш. и меридианами 63 и 80° з. д. Длина Анд 9000 км. Это самая длинная горная система суши.
5. Определим по шкале высот преобладающие высоты гор и наибольшую высоту. Как называется самая высокая вершина гор, каковы её координаты?
Пример. В Андах преобладают высоты 3000-5000 м. Наивысшая точка Анд и Западного полушария гора Аконкагуа (6960 м). Ее координаты 32°ю.ш. 70°з.д.
Задание 1:
Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу № 1.
План определения географического положения
Географический объект (горы)
Уральские горы
Горы Кордильеры
На каком материке и в какой его части находится.
Положение по отношению к другим объектам.
Направление и протяженность.
Средняя высота (преобладающие высоты гор и наибольшую высоту).
Географические координаты наивысших точек.
Практическая работа «Определение по карте географического положения и высоты равнин».
Цель работы: формирование умений определять географическое положение равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.
Нам понадобится: глобус или физическая карта, для измерений гибкая линейка.
План описания географического положения равнин
1. Найдём равнину на глобусе или карте.
2. Определим, на каком материке расположена равнина, в какой его части.
Пример. Амазонская низменность занимает северную половину материка Южная Америка.
3. Назовём географические объекты (горы, плоскогорья, равнины), с которыми граничит равнина.
Пример. Амазонская низменность простирается от Атлантического океана на востоке до Анд на западе. На севере Амазонскую низменность окаймляет Гвианское плоскогорье, на юге Бразильское плоскогорье.
4. Укажем, в каком направлении простирается равнина, и определим с помощью масштаба или линий градусной сети их протяжённость.
Пример. Амазонская низменность самая большая равнина на Земле, её площадь превышает 5 млн. кв. км., что составляет почти 1/3 территории Южной Америки. Амазонская низменность простирается с востока на запад на 3200 км, с севера на юг на 500-1600км.
5.Определим по шкале высот преобладающие высоты равнины, наибольшую и наименьшую высоты.
Пример. На Амазонской низменности преобладают высоты менее 200 м.
Задание 1:
Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу № 1.
План определения географического положения
Географический объект (горы, равнины)
Плоскогорье Декан
Западно-Сибирская
равнина
На каком материке и в какой его части находится.
Положение по отношению к другим объектам.
Направление и протяженность.
Средняя высота (преобладающие высоты гор и наибольшую высоту).
Географические координаты наивысших точек.
Практическая работа «Определение по карте географического положения и глубин морей».
Цель работы: Развитие умений определять географическое положение и глубин изучаемых объектов.
Задание 1:
Дайте характеристику географического положения двух морей и заполните таблицу.
Задание 2:
На контурную карту мира нанесите моря, проливы, острова или полуострова, о которых вы узнали из учебника или других источников.
Характеристика географического положения моря
Средиземное море
Баренцево море
1.Название
2.Географическое положение:
А) в Мировом океане (в какой части Мирового океана находится море, между какими меридианами и параллелями;
Б) направление и протяженность (в каком направлении вытянуто море и на сколько км);
В) относительно других объектов (какие берега каких материков и островов омывает, какими проливами соединено с океанами и другими морями).
Глубина
Сравнение географического положения морей
Практическая работа «Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки»
Цель работы: развитие умений определять направления и расстояния по карте.
Задание: На контурную карту России нанесите направления и определите по ней расстояния от вашего населенного пункта до ближайших морей, озер, крупных рек, заполните таблицу.
№ п/п
Направление
Расстояние
Практическая работа «Исследование условия нагрева подстилающей поверхности».
Цель: убедиться, что нагрев подстилающей поверхности определяется двумя условиями: величиной угла падения солнечных лучей на подстилающую поверхность и отражательными свойствами самой отражательной поверхности.
Нам потребуются: настольная лампа, линейка, два картонных квадрата (20 х 20 см), в одном из которых надо вырезать меньший квадрат ( 5 x 5 см).
План работы
1.Закроем лампу картонным квадратом с вырезом. Включив лампу, измерим размеры освещённой части картонного квадрата без выреза, лежащего на столе.
2. Приподнимем правую часть квадрата без выреза и снова определим размеры освещённой части картонного квадрата без выреза.
3. Изменим угол наклона картонного квадрата без выреза так, чтобы освещённая часть приняла форму квадрата. Снова измерим его размеры.
4. Определим площади освещённых частей, полученных при трёх положениях картонного квадрата без выреза.
5. Ответим на вопросы: изменялся ли поток света от лампы при изменении положения картонного квадрата без выреза? Как изменялась площадь освещённой части при последовательном увеличении угла падения лучей на поверхность картонного квадрата без выреза? Изменялось ли количество света на единице площади освещённой части (например, на 1кв. см.)?
Задание: Заполнить таблицу.
Вопрос
Ответ
1.Изменялся ли поток света от лампы при изменении положения картонного квадрата без выреза?
2.Как изменялась площадь освещённой части при последовательном увеличении угла падения лучей на поверхность картонного квадрата без выреза?
3.Изменялось ли количество света на единице площади освещённой части (например, на 1кв. см.)?
Практическая работа «Исследование изменения атмосферного давления с высотой».
Нам потребуется: барометр-анероид, который есть в кабинете географии.
План работы
1. Познакомимся с устройством прибора, измеряющего атмосферное давление. На схематичном рисунке показаны основные части барометра-анероида. Найдём положение основных частей барометра- анероида на самом приборе.
2.Научимся измерять атмосферное давление воздуха барометром- анероидом:
1) поставим барометр-анероид на устойчивую горизонтальную площадку;
2) постучим пальцем по стеклу барометра-анероида, подождём, пока успокоится стрелка; 3) сделаем отсчёт положения стрелки на глаз с точностью до 0,1 мм рт. ст. (или гПа, мб) (при отсчёте глаз должен находиться в плоскости, перпендикулярной шкале и проходящей через ось стрелки).
3. Измерим атмосферное давление в кабинете географии. Затем определим величину атмосферного давления на первом и самом верхнем этаже школьного здания.
4. Определим разность между двумя полученными величинами атмосферного давления. Какое математическое действие необходимо сделать, чтобы получить значение превышения самого верхнего этажа над первым?
5. Сделаем вывод по результатам своего исследования. На каком этаже атмосферное давление оказалось выше?
Задание: Заполнить таблицу.
Вопрос
Ответ
1. Атмосферное давление в кабинете географии.
2. Атмосферного давления на первом этаже школьного здания.
3. Атмосферного давления на самом верхнем этаже школьного здания.
4.Разность между величинами атмосферного давления на первом и последнем этаже школьного здания.
Вывод: Превышение верхнего этажа школьного здания над первым этажом равно__________м., а уменьшение давления происходит через каждые 10.7 м на 1 мм РТ. ст.
Дополнительные задания:
Используя текст учебника, определите значения атмосферного давления в двух населенных пунктах Земли.
1)Тибетский буддистский монастырь Ронгбук (основан в 1902 году) самое высокое место на Земле, где постоянно живут люди. Легендарный монастырь расположен на северной стороне Гималаев, у подножия Эвереста на высоте 5029 м. Через Ронгбук проходят альпинисты в базовый лагерь, откуда начинается покорение самой высокой вершины мира, горы Эверест. В лагерь приходят монахи, чтобы помолиться за смельчаков и совершить обряды.
Если на уровне Мирового океана атмосферное давление- 760 мм рт.ст., то на уровне монастыря Ронгбук- __________мм рт. ст.
(Ответ) Если на уровне Мирового океана атмосферное давление 760 мм рт.ст., то на уровне монастыря Ронгбук –292 мм рт. ст.
2)В Боливии (Южная Америка) на высоте 3660 м в Андах расположен город Ла-Пас (La Paz)с миллионным населением, который называют самой высокогорной «столицей» в мире. Официальной столицей Боливии считается небольшой городок Сукре, где находится только верховный суд страны. Фактическая столица, политический, экономический и культурный центр страны - город Ла-Пас. Здесь находятся исполнительная и законодательная власть Боливии, здание парламента, резиденция президента и министерства. Город основан в 1548 году испанским конкистадором Алонсо Мендосой и назван в честь примирения (La Rag - мир) долго враждовавших между собой испанских завоевателей.
Если на уровне Мирового океана атмосферное давление 760 мм рт. ст., то на уровне города Ла-Пас- __________ мм рт. ст.
(Ответ) Если на уровне Мирового океана атмосферное давление 760 мм рт. ст., то на уровне города Ла-Пас - 418 мм рт. ст.
Практическая работа «Обработка результатов наблюдений за погодой».
Цель работы: формирование умений обрабатывать результаты наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать ее описание
Задание 1:
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте график годового изменения средних температур (tє C) для г. Черемхово (см. пример на рис. 1).
Задание 1:Среднемесячные температуры в градусах для г. Черемхово.
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
-22,4
-19,7
-11,5
0
7,7
14,6
17,9
14,9
7,5
-1,3
-12,4
-20,3
Задание 2:
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте график высоты солнца над горизонтом (Н) на широте г. Черемхово (см. пример на рис. 2).
Задание 2: Высота Солнца над горизонтом в градусах.
март
июнь
сентябрь
декабрь
30
50
30
9
Задание 3:
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года на территории Черемховского района (см. пример на рис. 3).
Задание 3: Среднемесячное количество осадков в мм в г. Черемхово.
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
8
7
6
11
24
60
79
60
38
14
12
10
Задание 4:
Используя данные наблюдений за погодой, постройте «розу ветров» для одного месяца (см. пример на рис. 6).
Задание 4: Для каждого направления ветра указано количество дней, когда наблюдался ветер данного направления.
Вывод: По диаграмме видно, что в Москве в феврале 2008 г. преобладал ветер южного и юго-восточного направлений.
Задание 5:
Используя данные наблюдений за погодой, постройте «розу ветров» для г. Черемхово (см. пример на рис. 4).
Задание 5: Данные о ветре для ноября в г. Черемхово.
Направление ветра
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
штиль
Количество дней с таким направлением
2
1
2
7
2
2
3
9
2
Задание 6:
По фрагменту карты погоды определите направление и скорость ветра, наблюдавшиеся в различных городах России 25 февраля 2012 г. Результаты запишите в таблицу.
Город
Направление ветра
Скорость ветра
Архангельск
Печера
Санкт-Петербург
Москва
Казань
Ханты-Мансийск
Задание.
Постройте столбчатую диаграмму для российских населенных пунктов, указанных в учебнике с.147.
По построенным диаграммам определите месяцы с максимальным и минимальным количеством осадков. Сравните полученные данные о годовых суммах осадков и изменении количества осадков в течение года.
Практическая работа «Исследование условий образования тумана».
Оборудование: пустая пластиковая бутылка, насос и пластилин.
Задание.
Выполните задание на с. 148 учебника и заполните таблицу.
План работы
1. В пробке бутылки сделаем отверстие, чтобы в него плотно входил шланг от насоса. При необходимости используем пластилин для дополнительной герметизации бутылки (см. рисунок).
2. Накачаем насосом воздух в бутылку 25-35 движениями поршня. Подумайте, что произойдёт с воздухом в бутылке?
3. Быстро откроем крышку бутылки. Понаблюдаем за воздухом, выходящим из горлышка. Сделаем предположение: что произошло с воздухом в бутылке? Воздух сжался, расширился?
4. Используя следующие факты, объясним результаты опыта:
а) при сжатии воздуха его температура повышается. Поэтому в нисходящих потоках воздуха, когда давление увеличивается, температура воздуха повышается;
б) при расширении воздуха его температура понижается. Поэтому в восходящих потоках воздуха, когда давление уменьшается, температура воздуха понижается.
В случае затруднений посмотрите видеозапись «Эксперименты со сжатым воздухом в домашних условиях» (http://www.youtube.com/watch?v= LCEGWJDjKqE).
Вопрос
Ответ
1. Когда насосом накачали воздух в бутылку, воздух в бутылке (сжался, расширялся).
1. Когда насосом накачали воздух в бутылку, воздух в бутылке сжался.
2. Когда открыли крышку бутылки, воздух стал быстро (сжиматься, расширяться). Температура воздуха стала резко (понижаться, повышаться).
2. Когда открыли крышку бутылки, воздух стал быстро расширяться. Температура воздуха стала резко понижаться.
3. В результате (понижения, повышения) температуры воздуха в бутылке относительная влажность (повысилась, понизилась) до ____%, в воздухе стали выделяться мельчайшие капли воды - ______.
3. В результате понижения температуры воздуха в бутылке относительная влажность повысилась до 70 %, в воздухе стали выделяться мельчайшие капли воды - изморось.
Практическая работа «Составьте карту климатических рекордов Земли».
Задание:
По географическим координатам определить и отметить на контурной карте пункты, где отмечались климатические рекорды Земли.
Максимальные температуры на Земле
Сан-Луис-Потоси (Мексика, 22 с. ш., 101 з. д.) 11 августа 1933 г. была отмечена температура воздуха +57,8 С.
Гринланд-Ренч (Долина смерти, США, 37° с. ш., 117е з. д.) 10 июля 1913 г. была отмечена температура воздуха +56,7 °С.
Эль-Азизия (Ливия, 32,5 с. ш., 13° в. д.) 13 сентября 1922 г. была отмечена температура воздуха +57,7 °С.
Минимальные температуры на Земле
Верхоянск (Россия, 67,5 с. ш., 133° в. д.) 5 и 7 февраля 1892 г. была отмечена температура воздуха -67,8 С.
Оймякон (Россия, 63° с. ш., 143° в. д.) зимой 1938 г. была отмечена температура воздуха -77,8 С.
Станция «Айсмитте» (Гренландия, 71 с. ш., 41 з. д.) 6 декабря 1949 г. была отмечена температура воздуха -66,1 °С.
Станция «Советская» (Антарктида, 78,5° ю. ш., 87,5 в. д.) 17 августа 1958 г. была отмечена температура воздуха -71,8 °С.
Станция «Восток» (Антарктида, 78,5 ю. ш., 107° в. д.) 24 августа 1960 г. была отмечена температура воздуха -88,3 С.
Максимальное количество осадков на Земле
Черапунджи (Индия, 25 с. ш., 92 в. д.) ежегодно в среднем выпадает 10 824 мм осадков, в 1861 г. было зарегистрировано 22 990 мм.
Дебунджа (Камерун, 4 ю. ш., 9 в. д.) ежегодно в среднем выпадает 9655 мм осадков.
Андагоя (Колумбия) ежегодно в среднем выпадает 7140 мм осадков.
Гора Ваиалеале на острове Кауаи (Гавайские острова) наивысшая средняя годовая сумма осадков на Земле для единичной станции 11 684 мм.
Минимальное количество осадков на Земле
Оазис Кхара (Египет) ежегодно в среднем выпадает менее 0,1 мм осадков.
Город-порт Арика (Чили, 18,5 ю. ш., 70 з. д.) ежегодно в среднем выпадает 0,8 мм осадков.
Практическая работа «Нанесение на контурную карту океанов и океанических течений». Путешествуйте по маршруту глобального океанического конвейера!
Цель работы: развитие умений ориентироваться в карте океанов, работать с контурной картой.
Задание1:
Нанесите на карту надписи океанов. Стрелками разного цвета нанесите холодные и теплые течения океанов (синими – холодные течения, красными – теплые). Подпишите соответствующими цветами названия течений.
Задание2:
На схеме обозначены течения поверхностных вод одного из районов Мирового океана. По очертаниям крупных островов определите район океана, подпишите названия течений и островов. По карте полушарий атласа проверьте правильность выполнения задания.
Путешествуйте по маршруту глобального океанического конвейера!
Задание:
Создайте схему глобального океанического конвейера в Мировом океане.
Мы уже знаем, что в поверхностном слое Мирового океана существует система тёплых и холодных течений, которая обеспечивает перераспределение тепла между экваториальными и полярными областями Земли. Современные исследования учёных показали, что в Мировом океане существует гигантский конвейер не только поверхностных, но и глубинных течений. Глобальный океанический конвейер перемешивает океанические воды и, как предполагают учёные, определяет климат нашей планеты. Современное потепление климата Земли и таяние ледников Гренландии, как считают учёные, может повлечь за собой остановку глобального океанического конвейера. Предполагают, что такое случалось в истории Земли. Например, 11 тыс. лет тому назад в результате таяния мощных ледников на севере Северной Америки массы талой воды переполнили существовавшее там крупное озеро и устремились через район Великих озёр и реку Святого Лаврентия на восток в Атлантический океан. Глобальный океанический конвейер тогда остановился на тысячу лет, что вызвало сильнейшее похолодание в Европе.
Создадим упрощённую схему глобального океанического конвейера в Мировом океане.
План работы
1.Определим географические координаты точек жёлтого цвета, обозначенных на карте океанических течений (см. рисунок в учебнике на с. 159). Обозначим положение этих точек на контурной карте.
2. По карте полушарий определим направления тёплых течений, в области которых располагаются отмеченные красные точки. Соединим эти точки красным карандашом и укажем направления «тёплой ветви» глобального океанического конвейера. Линии красного цвета начинаем от районов поднятия глубинных вод (обозначены стрелкой вверх) и заканчивайте в районах погружения поверхностных вод (обозначены стрелкой вниз).
3. Аналогично обозначим холодную ветвь конвейера, соединив точки синего цвета синим карандашом. Линии синего цвета начинаем от районов погружения поверхностных вод (обозначены стрелкой вниз) и заканчиваем в районах поднятия глубинных вод (обозначены стрелкой вверх). В результате получим «холодную глубинную ветвь и замкнутый контур глобального океанического конвейера.
Гигантский океанический конвейер, принося тепло в северную часть Атлантического океана, уносит воду от поверхности вглубь, перемещает её на большой глубине на огромные расстояния, а затем снова поднимает вверх, но уже в северной части Тихого океана. Считается, что движение океанического конвейера обусловлено различиями в температуре и солёности океанических вод. В Северную Атлантику поступает вода в виде мощнейшего (больше, чем 100 Амазонок!) потока, движущегося на глубине примерно 800 м. В Норвежском море, где дуют сильные сгонные ветры, этот поток поднимается к самой поверхности, значительно охлаждается и опускается практически до дна (вниз стрелка). «Североатлантическая глубинная вода» начинает совершать длинный обратный путь по глубинам океана (60° с. ш., 40° з. д.; 10° с. ш., 50° з. д.). Двигаясь в южном направлении, она пересекает экватор и около параллелей 30-40° ю. ш. поворачивает на восток (40° ю. ш., 50° з. д.; 55° ю. ш., 20° в. д.). В Индийском океане от мощного глубинного течения отходит ответвление на север, а основной поток огибает Австралию с юга (50° ю. ш., 100° в. д.; 50° ю. ш., 180° в. д.). В Тихом океане глубинное течение поворачивает на север (40° ю. ш., 170° в. д.; 0° ш., 160° з. д.) и у Алеутских островов поднимается на поверхность (вверх стрелка).
4. Сделаем вывод: в результате получили замкнутый контур глобального океанического конвейера.
Вывод: глобальный океанический конвейер имеет замкнутый контур и состоит из теплых и холодных ветвей.
Практическая работа «Определение географического положения реки».
Оборуование: глобус или физическая карта, для измерений гибкая линейка.
План работы
1. Найдите реку на глобусе или карте.
2. Определите, на каком материке расположена река, в какой его части.
Пример. Река Нил самая длинная в мире. Расположена в Восточной и Северо-Восточной частях материка Африка.
3. Определите, между какими меридианами и параллелями расположена речная система реки.
Пример. Речная система Нила находится между параллелями 4° ю. ш. и 32° с. ш., между меридианами 30 и 40° в. д.
4. Назовите, где река берёт своё начало. Какой объект считают истоком реки?
Пример. Нил берёт начало на Восточно-Африканском плоскогорье. Истоком его считается река Рукарара один из притоков реки Кагера, которая впадает в озеро Виктория, а вытекает из него под названием Виктория-Нил. После слияния с рекой Эль-Газаль она называется Белый Нил. После слияния с Голубым Нилом река именуется просто Нил.
5. Укажите, в каком направлении течёт река.
Пример. Нил протекает преимущественно с юга на север по территории нескольких африканских стран Руанды, Танзании, Уганды, Судана и Египта. В Нубийской пустыне, пересекая цепи низких гор, Нил делает большую излучину.
6. Назовём, в какое море (озеро, другую реку) впадает река, к какому водному бассейну относится.
Пример. В 20 км от Каира начинается дельта Нила площадью 24 тыс. кв. км. Здесь русло Нила делится на девять больших и множество малых рукавов. Река Нил впадает в Средиземное море. Нил относится к бассейну Атлантического океана.
7. Укажите длину реки.
Пример. Длина Нила от истока реки Рукарара 6671 км.
Задание 1.
Определить географическое положение рек.
Определить географическое положение рек.
Река Амазонка
Река Енисей
1. Найти реку на глобусе или карте.
2. Определить, на каком материке расположена река, в какой его части.
3. Определить, между какими меридианами и параллелями расположена речная система реки.
Назвать, где река берёт своё начало. Какой объект считают истоком реки?
5. Указать, в каком направлении течёт река.
6. Назвать, в какое море (озеро, другую реку) впадает река, к какому водному бассейну относится.
Задание 2.
Впишите в таблицу примеры рек с различными источниками питания.
Тип питания рек.
Примеры рек
Ледниковое.
Терек,________ ______ ________
Снеговое.
Эмба, _______ ______ ________
Дождевое.
Нигер, _______ ______ ________
Смешанное, преимущественно ледниковое.
Атабаска, _______ ______ ________
Смешанное, преимущественно снеговое
Днепр, _______ ______ ________
Смешанное, преимущественно дождевое.
Янцзы, _______ ______ ________
Практическая работа «Исследование механического состава почвы и к кислотности почвы». Почувствуйте себя почвоведами!
На плодородие почвы влияют механический состав и кислотность. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъёмная способность почвы. Кислотность почв определяет условия жизнедеятельности почвенных организмов и растений, а также подвижность загрязнителей в почве. Если вы научитесь самостоятельно определять свойства почвы, то сможете правильно выбрать способы повышения её плодородия.
1.Исследование механического состава почвы
Механический состав почвы зависит от соотношения частиц различного размера. Выделяют почвы глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные.
Для полевого исследования освоим простейший способ определения механического состава почвы.
Нам потребуется: небольшой образец из гумусового горизонта почвы пришкольного участка.
План работы
1. Увлажним образец и скатаем из него шнур («колбаску»).
2. Согнём из шнура кольцо.
3. Полученный результат сравним с видом образца в таблице ниже и определим механический состав почвы.
2.Исследование кислотности почвы.
Haм потребуются: образец почвы; химические реактивы из кабинета химии: раствор хлористого калия, раствор лакмуса; пробирка, пипетка и фарфоровая чашка.
План работы
1. В пробирке к 3-4 г почвы прильём раствор хлористого калия слоем 4-5 см.
2. Взболтаем смесь в течение 3-4 мин, затем дадим отстояться.
3. Когда почвенный раствор посветлеет, возьмём пипеткой 1 см этого раствора, поместим его в фарфоровую чашку и прильём 1-2 капли лакмусового раствора. Если раствор окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.
4. Пользуясь цветной шкалой, установим кислотность в выбранных образцах.
В Дневнике географа-следопыта запишем результаты исследования механического состава и кислотности почвы.
Узнаем, какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить плодородие почвы пришкольного участка, исходя из результатов исследования.
Задание:
Напишите в таблице названия почв по механическому составу вашей местности.
Зарисуй вид образца после раскатывания.
Результат образования шнура.
Механический состав почвы.
Запишите дату, время и место проведения полевого исследования механического состава почвы:
Вывод: изучение почвы показало, что механический состав почвы - содержание в почве элементарных частиц различного размера.
Практическая работа «Изучением происхождения и развития человека». Почувствуйте себя антропологами!
Изучением происхождения и развития человека, образования рас занимается наука антропология (греч. anthropos «человек» и logos «слово, учение»).
Задание:
Опишите по фотографиям коренных жителей разных материков.
Используйте следующие упрощённые характеристики. (При необходимости укажите дополнительные расовые признаки.)
Форма волос: прямые, волнистые, курчавые.
Цвет кожи: очень тёмный, тёмный, промежуточный, довольно бледный, очень бледный.
Цвет волос: чёрные, тёмно-русые, светло-русые, белокурые.
Профиль лица: лицо плоское, средне- или сильно профилированное, со слабо, средне или сильно выступающими скулами.
Соотношение ширины и длины (высоты) носа: узконосый, нос средней ширины, широконосый, крайне широконосый.
Губы: тонкие, средние, толстые, вздутые.
Сделайте выводы о типичных расовых признаках людей, принадлежащих к трём большим расам.
Задание:
Дополните историю эволюции человека необходимыми иллюстрациями. Используйте текст учебника, вырежьте необходимые рисунки и наклейте в соответствующем месте иллюстрированной истории.
Иллюстрация
Дополните характеристику
Австралопитек
Древнейший человек
Древний человек
Новый человек
Задание:
На карте рас обозначьте пути расселения представителей разных рас. Окрасьте стрелки в соответствии с принадлежностью людей разным расовым группам.
Использованная литература
При подготовке материала использована литература:
1.Летягин А.А. География: дневник географа - следопыта: 6 класс : рабочая тетрадь: к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс» для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин ; М. : Вентана-Граф, 2014.
2.Летягин А.А. География. Начальный курс : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин ; под общ. ред. В.П. Дронова. М. : Вентана-Граф, 2013. 192 с. : ил
Электронны ресурсы:
1.Шамсутдинова Альбина Аскаровна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.https://ru.wikivoyage.org/wiki/Природные_памятники_России/Ивановская_область/Иваново
Расположение на картеРисунок 5Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 8Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 14Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 20Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 26Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 32Расположение на карте"Расположение на карте"
Расположение на картеРисунок 38Расположение на карте"Расположение на карте"Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 57Рисунок 1РКМ география 005Рисунок 56Описание: РКМ география 005Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115