Мотив притчи «Блудные дети». По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказу К. Паустовского «Телеграмма».
Тема: Мотив притчи «Блудные дети». По повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» и рассказу К. Паустовского «Телеграмма».Цель: Совершенствовать навыки умения работать с текстом, рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в произведениях, помочь прочувствовать авторскую идею.Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление.
Воспитывать нравственные качества.Метод.цель: Показать организацию самостоятельной работы с текстом, умение учащихся анализировать текст.На доске: « Чти отца своего и мать свою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле».Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, К. Паустовского. «За добро плати добром
Не будь пустельгой».
К. Паустовский.
Ход работы 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Аналитическая беседа: - Что называется притчей? ( сценка «Возвращение блудного сына»).- Сколько раз рассказчик приезжал на станцию?- Кто является главным героем повести?- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?- Но Самсон Вырин в начале повести производил впечатление бодрого, счастливого человека. Почему?- Но прошло столько лет. Что изменилось, а что осталось неизменным?- Вдумаемся в поведение гусара. Какие детали выдают, что он был здоров и притворялся?- Почему Самсон Вырин не разгадал замысел гусара?- Было ли это бегством со стороны Дуни?- Что стало с отцом после похищения Дуни?- Как отец находит свою дочь?- Чем закончилась история смотрителя?- Почему Самсон Вырин не пошёл жаловаться на Минского?- Какую роль играет пейзаж?- Почему рассказчик оказался в доме смотрителя?- Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня?- Счастлива ли Дуня?- Но почему Дуня плачет?- И опять вернёмся к « Притче о блудном сыне». Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина?- А дети? Кто оказался счастливее Дуня или блудный сын?3. Беседа по рассказу «Телеграмма» К. Г. Паустовского.- Какова основная тема рассказа?- Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?- Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?- Как соответствует картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны?- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?а) Ночник – единственное живое существо б) клен
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?- Каков внешний облик героини?- Подберите синоним к слову «маленькая» - беззащитная.- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?- Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строки в тексте?_Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?( чтение письма)- Как поступила Настя, когда получила письмо?- Вспомнила ли Настя о матери?Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь.- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?- Как Настя вспоминает телеграмму?- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?Найдите в тексте. Героиня душевный кризис, просветление и понимание.- Как отнеслась Катерина Петровна к телеграмме Тихона?- Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоронил Катерину Петровну?- Давайте сопоставим «молодую учительницу встретившейся на пути похоронной прогрессии».4. Анализ эпиграфа к уроку.- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?- Какой смысл вкладывает в эти слова автор « не будь пустельгой»?- Какую библейскую заповедь нарушает Настя?Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин За то, что ты - внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя.- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилось?5. Сопоставительный анализ произведений.
6. Тест по произведениям.7. Чтение письма героям ( дом.задание.)- Чему учит на эти произведения?- Когда вы растете, как вы будете относиться к вашим родителям?8. Итог урока: Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумаем об этом.
9Д.з
ДуняОтец Самсон Вырин.Уехала с гусаром в Петербург.Замужем.
Дуня
Настя Мать Катерина.Работа в Ленинграде.Жила одна.
Петербург.
Замужем.
Блудные дети
Поздное возвращение