Урок по теме Анализ стихотворения Яшина Орёл
Урок литературы 6 класс
Анализ стихотворения Яшина «Орёл». Тема доброты в произведении. Аллитерация .
Цель: обучение анализу лирического произведения.
Задачи:
1) овладеть приёмами анализа художественного текста, сравнения;
2) воспитать любвь к Родине, родной природе и бережное, доброе отношение ко всему живому на земле;
3) усвоить понятия: аллитерация, экология, окружающая среда, антитеза, эпитет.
Знания на уроке: аллитерация, оформление доски. Словарная работа: экология, окружающая среда.
Оборудование: портрет Яшина, выставка фотографий о животных, иллюстрации, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, обучения анализу лирического произведения.
Эпиграф №1: (Слайд 2)
И сотворил Бог человека по образу своему… мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: (…) наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…
Бытие 1:26-31
Эпиграф №2: (Слайд 3)
Ты бесспорно вершина природы,
Мой брат, человек.
Только где и когда ты видал без подножья вершину?
Роберт Рождественский. Монолог царя зверей.
Ход урока:
eq \o\ac(○;1) Организационный момент.
eq \o\ac(○;2) Вступительное слово учителя. Сообщение целей и задач урока.
Объявление учителем целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэзией А.Я.Яшина, а также познакомимся с новым термином
eq \o\ac(○;3) Подготовительный этап работы по теме.
Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть стихотворения А.Я.Яшина «Покормите птиц» (3-4 человека)
- Вспомните, о чём писал А.Яшин в своих стихотворениях? Каким чувством проникнуты все его строчки? (Доброта).
- А сейчас мы с вами прослушаем ещё одно стихотворение. Оно принадлежит нашему земляку – оренбургскому поэту Владимиру Петровичу Перкину.
- Послушайте и подумайте, чем оно похоже на стихотворение «Покормите птиц» Яшина.
-К чему призывают Перкин и Яшин?
-Каким они хотят видеть человека-читателя?
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
- ответ на вопросы (добрым, неравнодушным, понимающим всё живое и сострадающим ему)
eq \o\ac(○;4) Работа с эпиграфами.
- Прочитаем записанные на доске эпиграфы к уроку. Какой образ их объединЯЕТ? (образ человека – вершины, владыки природы)
- О чём предупреждает Царь зверей (Лев) в стихотворении Р. Рождественского? (Человек – вершина природы, но природа – подножие. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя)
- Как называются проблемы, связанные с охраной природы, окружающей среды? (Экологические)
eq \o\ac(○;5) Сейчас прослушаем сообщение-выписку из Толкового словаря экологических терминов. (Слайд 4)
О понятиях экология и окружающая среда. (сообщение подготовленного ученика)
-Экологические проблемы учёные всего мира называют главными в настоящий момент?
-Слова учителя: Поэзия, как чуткий нерв эпохи, тревожным набатом отзывается на эти проблемы. Лев, от лица которого у Рождественского звучит «Монолог царя зверей», предупреждает человека:
Я тебя не пугаю,
Но очень уж сети крепки,
И растёт скорострельность
Твоих замечательных ружей.
eq \o\ac(○;6) Работа по теме.
Этой же болью за всё живое пронизано стихотворение А.Яшина «Орёл»
Чтение стихотворения учителем
Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
- Нарисуйте картины, которые вы увидели
- Перечитаем первые три строки (чтение учащихся)
- С какой целью использует автор сравнительный оборот? Что значит выражение из-за угла? (т.е. вероломно, тайно, исподтишка совершить что-либо)
- Почему глагол ударили стоит во множественном числе? Разве стреляло несколько человек? (это безличная конструкция. Человек, выстреливший в орла, спрятался за утёс, его не видно)
(Боится спугнуть птицу и за себя в случае промаха)
- Зло всегда стремится к безымянности и почти всегда соседствует с трусостью. (чтение)
- Обратимся ко 2 строфе. Какими эпитетами характеризует автор полёт орла как уходит орёл за облака?
- Какая черта подчёркнута в птице? (гордость, спокойствие, отсутствие суеты)
- Вспомните, что такое антитеза.
-Подумайте почему так по-разному звучат 1 и 2 строфы? (в высь, за облака уходит гордая птица внизу остался человек, совершивший подлый поступок, трус)
- Где умер Орёл? И почему именно там? (чтение)
- Какой переносный смысл заключает в себе строка «А сердце и орлиное ранило…» ?
(Человек с орлиным сердцем – говорят о гордых мужественных людях. Они тоже перед лицом смерти ведут себя достойно, не дают врагу возможности торжествовать над собой)
eq \o\ac(○;7) Сравнение со стихотворением Заболоцкого «Журавли»
- Какое уже изученное стихотворение напомнило стихотворение «Орёл»?
- Одинаков ли сюжет? (Человек бессмысленно убивает прекрасную птицу)
- Что противопоставлено в этих стихотворениях?
- Как изображён человек? Назван он? Почему?
- Какова общая идея этих стихотворений? (человек……)
Основная тема стихотворений экологическая.
- Вернёмся к нашим эпиграфам. Почему именно они записаны на доске? Как они связаны со стихотворением «Орёл» Яшина и «Журавли» Заболоцкого?
Физкультминутка.
eq \o\ac(○;8) Работа с литературоведческим понятием.
Работа с термином аллитерация. (Слайд 5)
- При анализе 1 и 2 строфы стихотворения Яшина «Орёл» мы сказали, что они звучат контрастно. Почему?
- Поможет разобраться с термином «аллитерация».
- Чтение статьи стр. 250 (запись в тетрадь)
Аллитерация – повторение согласных звуков в поэтической речи.
Зачем?
Помогает выделить главное слово
Два … , как две огромных ….
Контрастное звучание строф
Это средство выразительности речи.
- Найдите аллитерацию в последнем стихотворении Заболоцкого «Журавли», последнее четверостишие.
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
- Зачем аллитерация в этих строках? (1 золото)
eq \o\ac(○;9) Работа с вставкой
- Название рисунка краткое обоснование
eq \o\ac(○;10) В заключение урока мне хотелось бы прочитать стихотворение ещё одного нашего известного земляка – поэта Анатолия Тепляшина «Мы не гости на планете» ….
Прочитать выразительно.
eq \o\ac(○;11) Подведение итогов и выставление оценок.
Д/ з.
Выучить стихотворение наизусть, сделать к нему иллюстрацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Толковый словарь экологических терминов.
Экология (от греч. ойкос - дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.
Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и т. д.), включая объекты живой и неживой природы.
Биосфера - оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.
Биосреда – среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом живых организмов.
БИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА, совокупность живых организмов, которые своей жизнедеятельностью оказывают то или иное влияние на другие организмы. Одни растения (животные) создают биотическую среду для других растений и животных. Проявляется это во взаимном влиянии организмов разных видов, выражающемся в самых различных формах (пищевые цепи, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция и др.). Организмы могут влиять друг на друга не только прямо, но и опосредованно, изменяя в процессе жизнедеятельности абиотическую среду (напр., изменение микроклимата и гидрологического режима лесными растениями).
АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА, совокупность неорганических условий существования организмов. Эти условия оказывают влияние на распределение всего живого на планете. Абиотическую среду определяют различные факторы, в т. ч. химические (состав атмосферного воздуха, горных пород, почвы, воды и т. д.) и физические (температура воздуха, воды, субстрата, направление и сила ветра, периодичность, интенсивность и характер осадков, продолжительность и периодичность освещения, радиационный фон и т. д.). Для каждого вида организмов существует свой необходимый набор факторов абиотической среды, обеспечивающий его нормальную жизнедеятельность. Факторы, ограничивающие распространение организмов, называются лимитирующими (напр., содержание кислорода в море). Изменением абиотической среды человек порой косвенно влияет на состав и распространение живых организмов. Сравни Биотическая среда.
Анатолий Тепляшин «Мы не гости на планете»
Мы не гости на планете –
Мы с тобой за всё в ответе:
За берёзки, за рябины,
За подводные глубины,
За осеннее убранство,
За воздушное пространство,
За речушка средь полей,
За станицу журавлей,
За родимые просторы, за прозрачные озёра,
За синичек на поляне,
За дельфинов в океане,
За родник в тенистой чаще
И за будущее наше.
Владимир Петрович ПеркинКак жалко –
А зимой особо жалко! –
Бездомных кошек;
Брошенных собак.
Вот пёс ничейный роется на свалке,
Вот кошка в мусорный запрыгивает бак.
Идёшь ты мимо,
Сунув руки в брюки,
С беспечной сигареткою в рту.
И взгляды их, исполненные муки,
Тебя встречают чуть не за версту.
И ясно это: голод, он не тётка,
Придёт - и взвоешь,
добрый ты иль злой.
…Проходишь мимо ровною походкой –
И взгляды их становятся золой.
Глаза их гаснут…
Гаснут в небе звёзды.
Январский вечер ластится к земле.
И горло перехватывает воздух,
Бесшумно протекающий во мгле.