Готовимся к экзамену по русскому языку. Комплексный анализ текста на основе притчи И.С.Тургенева


Готовимся к экзамену по русскому языку.
Дата проведения:__________________
ФИ____________________________________________ Класс____________
Текст:Притча «Милостыня»1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.5. Он вспоминал...6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?17. Старик ничего не ответил - и задумался.18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владеть теорией языка и уметь быстро переключаться с одного задания на другое.
Первый этап нашего занятия: будьте активны во время обсуждения вопросов по данному тексту. 1. Прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составить схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?2. Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.(Ребята выстраивают пунктуационные схемы, определяют одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуют средства связи между частями сложного предложения).3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».Проверим результаты работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?4. Комплексный анализ текста. Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня».- Что такое притча?Словарная работаНа партах у учащихся находится заранее подготовленная справка:Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельствеСловарь языка Пушкина (т.3, с.782)Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.Литературоведческий словарьПритча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.Особенности притчи:- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно; - не отражены характеры; - внимание автора сконцентрировано на одной ситуации; - выбор персонажей основан на антитезе«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя. - О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?Определите тему произведения.- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?Какие понятия разграничивает писатель?- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?- Раскройте аллегорический подтекст притчи.- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.- Из предложения 1 выпишите предлоги.- Из предложений 8-10 выпишите частицы.- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения. Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»): « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…».