Конспект урока литературного чтения в 4 классе « «Блудный сын» (притча).


Урок литературного чтения в 4классе .
Тема урока: « «Блудный сын» (притча).
Задача: познакомить учащихся с притчей, помочь уяснить её духовно – нравственный смысл, и формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цели:
-развивающая: развивать логическое, аналитическое мышление, совершенствовать речь и творческую деятельность, эмоциональную восприимчивость.
-образовательная: совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами.
- воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родителям, бережное отношение к слову, чувство долга, ответственность, понимание.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных умений.
I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.
- На улице мороз, а у нас с вами тепло и уютно, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем.
II. Проверка домашнего задания.
-Какое у вас было домашнее задание? (перечитать сказание А. Меня "Милосердие Иисуса")
- Проверяем.
III. Введение в тему урока.
Сегодня познакомимся с притчей "Блудный сын" (Слайд 1)
- Кто из вас знает, что такое притча? (Слайд 2) (ответы детей)
- На первый взгляд любая притча кажется очень простой. Однако сложность в том, что в любой притче всегда есть некая скрытая загадка, которую нужно разгадать. В притче все ключевые слова нужно понимать в переносном смысле, переводить их значение на «другой язык». Евангельские притчи, или притчи Иисуса Христа, содержат тайны Небесного Царства и их разгадки. Сегодня мы с вами будем учиться понимать скрытый смысл притч.
Какое бы Евангелие мы ни открыли, мы легко обнаружим, что Господь очень часто произносил притчи. «Поучал их много притчами», «и сказал им притчу», «без притчи же не говорил им» – эти выражения можно встретить во многих местах Евангелия и у Матфея, и у Марка, и у Луки, и у Иоанна. Что же такое притча, и в частности евангельская притча? Притча вообще – это иносказательный рассказ, в котором незримо присутствует поучение, назидание или скрыта разгадка непонятного явления, тайны, которую трудно описать обычным языком. Поэтому в притче всегда есть и сравнение с чем-либо обычным, знакомым, и загадка, требующая размышления, усилий ума и сердца над её разгадкой. Евангельские притчи, или притчи Иисуса Христа, содержат тайны Небесного Царства и их разгадки. Что же служит материалом для притчи? В чём её секрет? Каким образом она действует? Какова её цель или к чему она ведёт? Можно ли обойтись без притчи? Попробуем ответить на эти вопросы.
Но сначала поговорим о некоторых отличительных чертах притчи. (Слайд 3 по щелчку)
1. Ничего особенного. Действительно, притчи рассказывают о самых обычных, повседневных вещах и событиях: о сея теле и растущем семени, о неводе, полном рыб, о потерянной монете, о сыновьях и работниках и о многих других всем знакомых вещах. Вот пример: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю и спит, и встаёт ночью и днём; и, как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва», то есть сбор урожая.
2. Преувеличение. В самом деле, хотя в притчах говорится об обычных вещах, но в то же время как бы не со всем правильно, преувеличенно. Даже ребёнок, наблюдая за посаженным семечком, замечает, как оно растёт, как постепенно образуется бутон, распускается цветок.
3. Добрые поступки. Сердце может подсказать больше, чем самые умные слова. Да, чтобы понять притчу, сердце тоже должно поработать. Так, притча описывает Царство Божие, которое нельзя увидеть глазами, пока мы живём на земле, но можно «увидеть», ощутить сердцем. Потому что, подобно семени, оно вырастает из маленькой искры добра и сочувствия, жалости и прощения за обиду. Как никто не видит, что происходит внутри семечка, какие таинственные силы действуют в нём, так никто не видит, как в сердце из одного доброго поступка, слова утешения или мысленного пожелания добра может вырасти жажда самопожертвования, безграничная любовь к Творцу и стойкость и мир в любых обстоятельствах.
4. Покаяние.
Царь Давид и пророк Нафан. Очень давно правил Израилем царь Давид. Был он несметно богат, в войнах непобедим, по мнил о Боге, и Бог благоволил к нему. Это был очень могущественный царь. Однажды из окна своего дворца увидел царь Давид красавицу и в ту же минуту полюбил её. И хотя у него была жена, он решил расстаться с ней и завоевать сердце незнакомки, которую звали Вирсавия. Однако у Вирсавии был муж, царский военачальник Урия, который очень любил её. Тогда царь Давид приказал Урии идти на войну, где его убили. И царь Давид взял себе его жену Вирсавию. Кто осмелится осудить царя, обличить его злой поступок? И Бог посылает к царю пророка Нафана. Но вместо обличения пророк с почтением просит царя выслушать одну историю и рассудить её. «В одном городе, – рассказывает пророк Нафан, – жили богач и бедняк. У бога того было много всякого скота, а у бедного – одна-единственная овечка, которую он нежно любил. Пришёл к богачу гость, и надо было приготовить ему обед. Богач пожалел заколоть овцу из своего большого стада, а приказал забрать овечку у бедняка и при- готовить её. Так и было сделано», – заключил Нафан. Царь Давид сильно разгневался на жадного богача и сказал Нафану: «Смерти достоин этот человек! По слову Бога нашего, должен он за платить в четыре раза больше за убитую овечку и за то, что не имел сострадания!» И сказал Нафан, глядя царю в глаза: – Тот богач – это ты, царь! Бедняк – твой слуга и военачальник Урия, который погиб по твоей воле. А единственная овечка – Вирсавия. И тут случилось неожиданное: могущественный, богатый, прославленный царь, который побеждал всех своих врагов, забыл о своём высоком положении, о царском величии и сказал с дрожью в голосе: – Согрешил я перед Богом, Нафан! И, не замечая пророка, обратился к Богу со словами, в которых была невыразимая мука: – Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей... изгладь беззакония мои, а более всего омой меня от этого беззакония моего, от греха очисти меня... сердце чистое заново сотвори во мне. Боже... не отврати меня от лица Твоего... И сказал Нафан: – Так говорит Господь: за то, что искренне раскаяние твоё, Бог прощает тебя, и ты не умрёшь. Наверно, это была самая большая победа царя Давида – победа над самим собой. Так через притчу об овечке привел Нафан к покаянию владыку, царя большого народа. А если бы Нафан, придя к царю, просто сказал: «Царь, ты – убийца и вор!», не дав ему времени ни подумать, ни прочувствовать сердцем всю жестокость такого поступка? Скорее всего, пророк был бы казнен или заключён в темницу. Благодаря притче всё получилось хорошо. Кто победил – пророк или царь? И тот и другой, потому что каждый приложил своё усилие. Но более всего победила Божественная Любовь, ибо это она подсказала пророку нужные слова и сохранила ему жизнь. И это она побудила душу царя к покаянию и тем спасла его для Царства Небесного.
5. Ключ к тайне Итак, если всякую «неправильность» или преувеличение в притче можно назвать сигналом к размышлению, то о самой притче можно сказать, что она даёт нам ключ, который открывает вход в страну, где царствуют любовь Бога, Его справедливость, Его законы. И потому с помощью притчи мы можем от обычной истории или самых простых видимых вещей прийти к пониманию, как обрести нам вечную жизнь, как завоевать Небесное Царство – здесь и теперь.
- Какое слово в названии вам не понятно? (Блудный)
- Что же оно обозначает. заглянем в словарь Ожегова. (Слайд 4)
IV. Знакомство с текстом.
- Сейчас начнём знакомство с притчей.
- Притчи следует читать внимательно, медленно, чтобы найти все её отличительные черты.
- Начинаем читать по цепочке.
Физкульминутка (Слайд 5)
V. Работа по тексту.
- Я предлагаю вам выбрать, какая из этих пословиц подходит к притче? (Слайд 6)
- Была вина, да прощена.
-Враньё не ведёт в добро.
-Добро потеряешь-опять наживёшь,
Друга потеряешь-уже не вернёшь.
-Почему вы выбрали именно эту пословицу?
- Назовите героев этого произведения?
-Выскажите своё отношение к поступкам этих героев? Для этого я предлагаю вам поработать с системой голосования.
Система голосования:
-Поступили бы вы так же, как поступил отец?
-Справедлива ли обида старшего сына на отца?
-Нашли бы вы у себя силы, чтобы раскаяться как младший сын?
-По результатам голосования мы видим, что вы по-разному отнеслись к поступкам героев. Давайте попробуем разобраться ,почему так?
–Многие прославленные художники. Которые жили в разные исторические эпохи и в разных странах, тоже писали картины к этому произведению.
-Посмотрите, ребята, какие картины были написаны? (слайды 7 - 9)
-Какой фрагмент произведения изображён на них?
-Почему именно этот фрагмент писали художники?
- Вы знаете, что это произведение написано в разделе «Библейские сказания», которые так или иначе возвращают нас к библейским истокам. Известно, что Иисус поучал народ притчами.
VI. Итог урока
- Что же такое притча?
- Так чему же может научить нас каждый из героев этой притчи
-Изменилось ли ваше отношение к их поступкам? Это мы можем увидеть через систему голосования.
-Мы сегодня не зря поработали. Поучительность этой притчи сыграла свою роль, изменила точку зрения некоторых из вас.
- Предлагаю вам выбрать фразу, которую вы бы захотели продолжить: (Слайд 10)
-Я понял…
-Я решил для себя…
-Я задумался…
-Я попробую…
VII. Домашнее задание. (Слайд 11)