Среднесрочное планирование уроков русского языка в 8 классе
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на Директор Зам.директора по УР заседании кафедры ______________ ___________________ Протокол № ________ « »__________20___г. « »__________20___г. « »__________20___г.
Среднесрочное планирование уроков русского языка в 8 классе
(естественно-математическое направление)
Учитель русского языка и литературы
Кулжигитова Б.А.
Пояснительная записка
В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности,владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков,функционирующих в нашей стране,особое место занимает русский язык,который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. В «Законе о языкахРеспублики Казахстан» определен статус русского языка как официального, поэтому он является обязательным учебным предметом в перечне дисциплин, входящих в базисный учебный план общеобразовательной школы.
В системе среднего общего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоциональногои нравственного развития учащихся, обеспечивает усвоение ими знаний по всем школьным предметам, развивает их мыслительные и творческие способности, формирует у них научное мировоззрение.
Основные цели обучения русской речи :
формирование коммуникативной компетенции учащихся как способности организовать свою речевую деятельность в различных ситуациях общения при помощи соответствующих языковых средств;
усвоение языковых знаний в системе; расширение знаний о культуре русского и казахского народов, а также других народов, проживающих в Республике Казахстан.
Заявленные в программе цели достигаются в ходе решения следующих задач:
сформировать умение и навыки речевой деятельности, достаточные для удовлетворения потребностей общения в бытовой,учебной, культурной и официально-деловой сферах.
приобщить учащихся к духовному богатсву русского языка;
способствовать формированию знанийструктуры изучаемого языка и умений владения языковыми средствами;
познакомить учащихся с реалиями русского народа во взаимосвязи с культурами других народов Казахстана.
Изучение русского языка должно способствовать:
созданию основ мыслительной и коммуникативной деятеятельности учащихся .
обогащению словарного запаса;
овладению различными видами языкового анализа и правилами правописания;
воспитанию культуры речевого поведения учащихся в различных сферах и ситуациях общения;
воспитанию бережного отношения к русскому языку и языкам народов Казахстана как главному условию приобщения к культуре,науке,искусству,достижениям общественной мысли,национальными традициями;
Развитию казахстанского патриотизма и интернационализма, чувства гражданственности и человеческого достоинства.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Аспектные языковые знания:
о моделях производства новых слов: способах словообразования и словообразовательных типах;
о производящей основе и служебных морфемах, соединяемых по схемам словообразовательных типов и способов словообразования в процессе создания производных слов;
о сочетаемости морфем в составе слов, форм слова в словосочетаниях и предложениях; о сочетаемости простых предложений в составе сложных предложений;
об общих структурных и смысловых признаках сложных предложений;
-о строении и смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях;
-о критериях, по которым классифицируются сложноподчиненные предложения, о самой классификации;
о структурно-семантических особенностях бессоюзных сложных предложений, их типах;
о возможных комбинациях разных типов синтаксической связи в многочленных сложных предложениях;
-о расстановке знаков препинания в сложных предложениях разных типов;
-о композиции и коммуникативных типах монологического текста, о вопросно-ответном диалоге.
Аспектные умения:
образовывать производные слова по моделям словообразовательных типов и способов словообразования с учетом сочетаемости производящих основ, производящих слов и словообразовательных суффиксов, приставок;
разграничивать производные слова разных способов словообразования;
делать морфемный словообразовательный разбор;
разграничивать разные типы сложных предложений;
делать синтаксический разбор сложных предложений разных типов, строить их схемы;
конструировать сложные предложения разных типов с использованием контактных, указательных и союзных слов и союзов;
правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
Комплексные речевые умения:
-осуществлять лексическое наполнение моделей сложных предложений в соответствии с заданной информацией;
употреблять сочинительные и подчинительные союзы с учетом их стилистической окраски;
использовать лексические, морфологические средства связи при построении сложных предложений;
употреблять разные типы сложных предложений в соответствующих сферах функционирования русского языка;
- правильно интонировать разные типы сложных предложений;- владеть навыками анализа и синтеза текста.
Среднесрочное планирование уроков русского языка в 8 классе
Тема: Синтаксис количество часов 18
Цель: Ситематизировать и обобщить знания учащихся о словосочетании; умение определять способы связи слов в словосочетании, развитие умения логически излагать свои мысли,умение выделять главное,сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
Дата Тема урока Цели Формы работы Результат обучения Оценивание Модуль Методы и приемы Рефлексия
Урок 1-2
1.09 Повторение падежных окончаний существительных,
Закрепить и углубить знания о падежных окончаниях существительных, о способах подчинительной связи в словосочетании. Групповая
парная Умение использовать существительные в речи, умение находить словосочетания в связном тексте,умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м2,м3,м4 Мозговой штурм,
Кумулятивная беседа, Таблица,презентация,текстУстная обратная связь
Урок 3-4
8.09 Синтаксическая связь в словосочетании и в предложении. Способы связи в словосочетании. Развивать практические навыки употребления словосочетаний и предложений в устной и письменной речи. Групповая
парная Развивать умение использовать словосочетния и предложения в речи; умение ввсти беседу, расположить собеседника к разговору,умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениванием2,м5,м6,м3 Деемонстрационная наглядность
Текст, карточки, постер ЗХУ
Постер
Урок
5-6
15.09 Согласование. Управление. Примыкание Совершенствовать практические навыки определить способы связи в словосочетании Групповая
парная Умение развивать творческие способности учащихся, умение правильно определить способы связи в словосочетании, умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м3,м4,м6 Диаграмма Венна
Текст,карточки,постерКластер
Урок 7-8
22.09
Логическое ударение. обращение Отработать навыки постановки ударения; учить определить место обращения в предложении. Групповая
парная Умение правильно поставить ударение ,умение находить обращение в связном тексте, умение слушать и слышать собеседника,умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м3,м4 ЗХУ Текст,карточки,постерЛист успеха
Урок 9-10
29.09 Сравнительная и превосходная степень прилагательных Выработать навыки разпознавания степени прилагательных, систематизировать ЗУН учащихся по данной теме. Групповая
парная Умение определить степень сравнения прилагательных, умение созадавать текст-описание с использованием прилагательных,умение работать в мини группах. Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м2,м3,м4 Шесть шляп
Творческий
Текст,презентации,карточки, кластер ЗХУ
Урок 11-12
6.10 Сложные прилагательные . Правописание сложных прилагательных. Способствовать выработке находить прилагательные в тексте, развивать творческие способности учащихся. Групповая
парная Умение различать простые и сложные прилагательные, умение определить грамматические признаки прилагательных,умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениванием2,м3,м5,м7 Метод Джигсо
Текст,постер,карточкиТест
Урок 13
13.10 Определение рода существительного по суффиксам. Отработать навыки определить род существительных по суффиксам, повторить морфологические признаки существительного. Групповая
парная Умение правильно определить род существительных по суффиксам,умение находить существительные в тексте,умение работать в группе. Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ1,м3,м5,м6 СинквейнТекст,карточки,презентация
Текст,карточки,презентацияУстная обратная связь
Урок 14
13.10 Изложение «Утро в сосновом бору» формировать у учащихся умение письменно излагать текст;развивать письменную речь учащихся, память, мышление;воспитывать позитивное отношение к жизни, людям.
Индивидуальная Умение грамотно излагать мысль, умение перефразировать текст,развитие орфографической зоркости,внимания.
СуммативноеМ3,м5 Проблемно поисковый Текст
Устная обратная связь
Урок 15-16
20.10 Повторение «Спряжение глаголов». Правописание мягкого знака и суффиксов прилагательных Путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить спряжение глаголов; правописание мягкого знака и суффиксов прилагательных.
Групповая
парная Развивать навыки выполнения грамматических разборов, Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м3,м4,м7 Практический Словесный
Блиц опрос Вершина успеха
Урок 17
27.10 Контрольный диктант. Вводные слова. Контроль и оценка знаний и умений учащихся;
развивать у учащихся грамотность; формировать у учащихся понятие о вводных словах.
Индивидуальная Умение развития навыка грамотного письма; навыки определения вводных слов в предложении;
Суммативноем3,м5 Текст Устная обратная связь
Урок 18
3.10 Виды текста. Закрепление темы «Однородные члены предложеия» Совершенствовать навыки определить виды текста.Продолжать учить составлять воросы к тексту,уметь находить в тексте предложения с однородными членами. Групповая
парная Умение определить
вид текста, умение анходить в тексте однородные члены предложения,умение работать в группе Взаимооценивание в группах, самооцениванием1,м3,м4 Наглядный Текст,карточки,постерВзаимооценивание, самооценивание, устная обратная связь
Урок 19 -20
17.11 Выражение восхищения и несогласия. Совершенствовать умение составлять воросы к тексту,уметь находить в тексте предложения с однородными членами; правоисание сложных числительных, развивать технику чтения и письма ,воспитывать интерес к искусству.
Групповая
парная Умение составлять вопросы к тексту, определять предложения с однородными членами; правописание сложных числительных Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м4, м6 Текст, карточки с заданиями Устная обратная связь, «Дерево знаний»
Урок 21-22
24.11 Стили речи. Образование сущуствительных от прилагательных. Повторение основы предложения.
Р/р. Изложение «Казахская юрта» Продолжать учить определять стиль речи текста,образовать существительные от прилагательных,находить основу предложения. формировать у учащихся умение письменно излагать текст;развивать письменную речь учащихся, память, мышление;воспитывать позитивное отношение к жизни, людям.
Индивидуальная Умение опредлять стиль текста,образовать существительные от прилагательных, письменно излагать текст, грамотно писать. Суммативное М1,м2,м4,м7 Текст, карточки с заданиями Устная обратная связь «Дерево знаний»
Урок 23-24
1.12 Закрепление синтаксиса простого предложения. Склонение существительных женского рода. Глаголы в 3-м лице настоящего времени. Неопределенные местоимения и их употребление в речи. Закрепить понятие о синтаксисе простого предложения;развивать умение склонять существительные женского рода,глаголы 3-го лица.
Знать понятие о неопределенных местоимениях и их употреблениев речи. развивать логическое мышление ,умение отвечать на вопросы . Групповая
парная Умение склонять существительные женского рода, глаголы 3-го лица, умение употреблять в речи неопределенные местоимения, отвечать на вопросы Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м6м7 Текст, синквейн, карточки с заданиями Устная обратная связь, «Корабль знаний»
Урок 25-26
8.12 Отрицательные местоимения и их употребление в речи. Закреление местоимений Совршенствовать понятие о отрицательных местоимениях,и их употребление в речи с предлогами и без предлогов; развивать логическое мышление ,умение отвечать на вопросы
Групповая
парная Умение находить в тексте местоимения , употреблять отрицательные местоимения в речи, отвечать на вопросы Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2, м3,м4, м7 Текст, карточки с заданями, кластер Устная обратная связь, «Дерево знаний»
Урок 27-28
15.12 Изъявительное наклонение. Гласные в суффиксах глаголов –ова,-ева. Повелительное наклонение Совршенствовать понятие о изъявительном наклонении глагола,гласные в суффиксах –ова,(-ева)-ыва (-ива); понятие о повелительном наклонении;развивать умение образовывать глаголы повелительного наклонения;воспитывать желание рационально использовать свое время. Групповая
парная Умение находить в тексте , различать глаголы изъвительного и повелитьного наклонения, умение рационально использовать время. Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ1,м2,м4,м7 Текст, карточки с заданиями, кластер Самооценивание,взаимооценивание
Урок 29-30
22.12 Условное наклонение. Причастие ,как особая форма глагола,Выражение согласия с мнением собеседника Совершенствовать у учащихся понятие о условном наклонении; развивать умение находить в тексте глаголы условного наклонения; расширить понятие об особой форме глагола – причастии; развивать умение определять в причастии признаки глагола и прилагатель ного;воспитывать человеческие качества; отзывчивость, сострадание.
Групповая
парная Умение находить в тексте глаголы условного наклонения; умение определять в причас тии признаки глагоа и прилагательного. Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м4,м6 Текст, карточки с заданиями Устная обратная связь
Урок 31-32
29.12 Контрольный диктант. Повторение. Работа над ошбками.
контроль и оценка знаний и умений учащихся;развивать у учащихся грамотность; путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить наклонение глаголов. Индивидуальная развитие навыка грамотного письма; определять наклонение глаголов, разряды местоимений. Суммативное, М2,м3,м4,м5,м6 Текст Устная обратная связь
Урок 33-34 Образование причастий. Образование страдательных и действительных причастий Закрепить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, совершенствовать способы образования страдательных и действительных прчастий,находить причастия в предложении.
Групповая, парная уметь различать причастия и прилагательные; определять признаки причастия ,определять в предложении страдательные и действительные.
Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ1,м3,м5, м6 Текст, синквейн, кластер , карточки с заданиями Урок 35-36 Причастный оборот.
Деепричастие как особая форма глагола Совершенствовать у учащихся понятие о причастном обороте;
развивать умение определять причастные обороты в тексте;
формировать у учащихся понятие о деепричастии как особой форме глагола; развивать навыки определения деепричастий в тексте, определять вид, время;
Групповая, парная Умение определять причастный оборот и деепричастия в предложении, умение работать в группе и прислушиваться к мнению товарища в группе Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м4, м7 Текст, синквейн, карточки с заданиями Урок 37-38 Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Деепричастие и знаки препинания при нем. формировать у учащихся понятие о деепричастии как особой форме глагола деепричастном обороте ; развивать навыки определения деепричастий и деепричасных оборотов в тексте, определять вид, время; пунктуацию в предожении , синтаксическую роль
Групповая, парная Уметь определять деепричастие, деепричастный оборот, вид. Время и пунктуацию в прдолжении Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м4, м6 Урок 38-40 Повторение наклонение глагола, причастный и деепричастный обороты Совершенствовать знания о наклонении глагола и глагольных форм; опредления выраженные причастным оборотом , обстоятельства выраженные деепричастным оборотом Групповая, парная Уметь определять наклонение глагола, выделять в предложении причастый и деепричастный обоброты. Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м4, м5 Морфология: Наречие
Цель: Закрепить и расширить знания о наречии, развивать умение различать разряды наречий по значению, правописание приставок и суффиксов и повысить орфографическую зоркость .
Урок 41-42 Наречие. Разряды наречий
Наречия с приставкой по- и суффиксами –ому,-ему,-ски.х употребление в речи Расширить знания о наречии, учить различать разряды наречий по значению, образование и правописание наречий с приставкой по- и суффиксами –ому,-ему,-ски, употребление в речи.
Групповая, парная Уметь находить в тексте наречия, определять распределять по разрядам и споссоб образования наречий Взаимооценивание в группах, самооцениваниеМ2,м3,м5, м6 Урок 43-44 Дефис между частями слова в наречиях. Р/р Изложение Совершенствовать знания о наречии, правописание дефиса между частями слова в наречиях формировать у учащихся умение письменно излагать текст; развивать письменную речь учащихся, память, мышление;воспитывать позитивное отношение к жизни, людям.
Групповая, парная Уметь писать дефис между частями слова в наречиях; формировать умение письменно излагать текст; грамотно писать Взаимооценивание в группах, самооцениванием1, м2,м3,м4, м7 Урок 45-46 Правописание наречий. Отицательные наречия с приставкой не-, ни- Расширить и закрепить знания о наречии, правописание отрицательных наречий с приставкойй не-, ни- Групповая, парная Знать признаки наречия, уметь писать отрицательные наречия и приставкой не-,ни- Взаимооценивание в группах, самооцениванием1, м2,м3,м4, м7 Урок 47-48 Повторение наречий. Контрольный диктант Закрепить знаниия о наречии.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся;развивать у учащихся грамотность; путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить причастие и деепричастие. Индивидуальная Развивать навыки грамотного письма, различат разряды наречий по значению, определять в предло жении причастие и деепричастие. суммативное М3, м4, м6