Разработка классного часа на тему 550 лет образования Казахского ханства (9 класс)
Классный час
Тема: «550 лет образования Казахского ханства».
Цель: Формирование у учащихся знаний о периоде становления страны как суверенного государства.
Задачи:
Раскрыть условия образования Казахского ханства. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа;
Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение;
Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, творческий, репродуктивный.
Оборудование: карта Казахского ханства и современного Казахстана, портреты ханов, раздаточный материал.
Эпиграф к уроку:
«Не зная прошлого, истории,
трудно знать настоящее время,
предположить будущее.» Абу Насыр Аль-Фараби.
Ход урока:
Организационный момент:
– Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Прочитав название темы урока, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок!
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы должны вместе с вами раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. Урок у нас будет необычным. Мы разделились на 2 группы. И выпустим с вами 2 журнала, посвященные образованию Казахского ханства. Но для начала определим роли в группе.
Капитан
Дизайнер
Генераторы идей
(Записать имена на последней странице журнала)
- 1 страница нашего журнала – это тема нашего классного часа, т.е. «550 лет образования Казахского ханства».
- 2 страница – «Территория Казахского ханства». Обратите внимание на территорию и дату образования Казахского ханства. (дети заклеивают картинку с территорией).
- 3 страница «Из истории»
1 группа (портрет Абулхаира, карты: ханство Абулхаира и Могулистана)
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя.
2 группа ( портреты Жанибека и Керея)
Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья.
4 страница – «Современная территория Казахстана»
Нынешняя территория Казахстана не взялась из ниоткуда. За нее боролись наши ханы и батыры, проливал свою кровь народ. нашими предками, которые оставили нам, не самому многочисленному этносу, шикарное наследство - девятую в мире территорию, богатую полезными ископаемыми.
Ученики клеят картинку территории современного Казахстана и сравнивают ее с территорией казахского ханства 1465 года.
5 страница – «Хронология»
На листах даны даты. Ученики должны написать событие, которое произошло в этом году.
1465- образование Казахского ханства
1991 -
1993
1998
6 страница –« Поэтическая»
Рассказать стихотворение о Родине, о Казахстане, спеть песню.
Закрепление:
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания. Первое задание - устное
Перед вами портреты исторических личностей. Вы должны будете прослушав вопрос, соотнести их с портретом.
Портреты
АбулхаирЖаныбек и КерейЕсен-БугаКерейЙунусМухаммед Хайдар Дулати.
Последовательность диктовки.
Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
От какого хана откочевали первые казахские правители? (Абулхаир)
Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства? (Мухаммед Хайдар Дулати)
Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях? (Есен-Буга)
Кто был первым казахским ханом? (Керей)
Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан? (Йунус)
Итог урока:
-На сегодняшнем занятии мы рассмотрели предпосылки, т.е. в каких условиях, в какое время и кто создавал Казахское ханство. В 1991 году мы провозгласили о своей Независимости. К этому моменту стремились многие поколения, мечтавшие о свободе своего народа. За годы Независимости сформированы базовые ценности казахстанского пути – «СВОБОДА, ЕДИНСТВО, СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРОЦВЕТАНИЕ» портрет Н.А. Назарбаева.
- Над какой темой работали?
-Что нового узнали?
-Что было интересно?
-Чем запомнился классный час?