Разработка внеклассного мероприятия по истории Казахстана 550-летию Казахского ханства посвящается… (10-11 классы)


Брэйн-ринг 10-11 классы
550-летию Казахского ханства посвящается…
Цель: обобщить и углубить знания учащихся по истории Казахского ханства при подготовке к ЕНТ, развивать умение выделять главное, анализировать; воспитывать интерес к предмету, к истории родной страны; умение работать в команде, адекватно относиться к сложившейся ситуации.
Правила игры: В игре участвуют 4 команды по 5-7 учеников. Ведущий задает вопросы. Первой отвечает та команда, которая быстрее нажала на сигнальный звонок. Существует правило фальстарта, по которому нельзя нажимать на кнопку звонка раньше, чем ведущий подал сигнал к ответу. Оценивание: за каждый вопрос 1 балл.
1 тур
1.Какие племена эпохи бронзы легли в основу казахской народности? (андроновцы)
2.Хронологические рамки образования казахской народности (2 тыс. до н.э. – XV в. н.э.)
3.Значение слова «казах» в арабо-тюркском словаре 1245 г., хранящемся в Лейденской библиотеке («вольный»)
4.Из истории национально-освободительных движений на территории Казахстана, мы знаем, что казаки всегда подавляли данные восстания, однако по сведениям ученых Кляшторного и Султанова у них есть нечто общее. Предположите, что? (слова «казак» и «казах» имеют общее значение – вольный: Изгой, который бродит по разным местам – казак, человек, который пускается дальний и опасный путь без сопровождения – казак, молодец, по словам Бабура «неутомимо угоняющий табуны врага – тоже казах»)5.Почему казахов до 1925 года чаще всего называли киргизами: Киргиз-кайсацкая орда, Устав о Сибирских киргизах, Киргизская АССР? (Первоначально в XVIII веке, русские не видели особого различия в казахах и киргизах и называли всех киргизами, позднее, когда выяснилось, что это разные народы, на территорию Казахстана уже переселили казаков, и чтобы не путать названия казах и казак, продолжали казахов называть киргизами. А настоящих киргизов называли черными киргизами или дикокаменными киргизами)
6.Какой всемирно известный ученый, член Русского географического общества доказал первым, что казахи и киргизы – это разные народы? (Ш.Уалиханов)
7.Назовите имена 4-ех легендарных братьев, от которых произошло Казахское ханство (Алаш, Болат, Уйсын, Алшын)
8.Когда произошло разделение на жузы, по сведениям Ш.Уалиханова? (X-XII вв.)
9.Покажите на карте территорию 3 жузов10.За каким из 4-ех братьев был закреплен каждый жуз?(Алаш – великий хан, Уйсын – Старший жуз, Болат – Средний жуз, Алшын – Младший жуз)
11.Какие 2 племени составили ядро этнической общности казахов? (уйсыны и кыпчаки)
12.Какое племя составило ядро этнической народности казахов в Жетысу, а какое в Дешт-и-кыпчаке)
13.В Казахском ханстве ханом мог стать лишь потомок Чингизхана.Из какой династии происходили потомки Чингизхана ханы Керей и Жанибек: из династии джучидов, шайбанидов, чагатаидов? (джучиды)
14.В каком городе Казахстана установлены памятники основателям Казахского ханства Керею и Жанибеку? (Астана)
15.Какое событие завершило образование казахской народности (образование Казахского ханства)
2 тур
1.Назовите годы правления Керея и Жанибека (1465-1480 гг.)
2.Согласно генеалогии джучидов у хана Керея было 3 сына. Одного звали Ходжа-Мухаммед, второго Султан Али и третьего … Как звали третьего сына Керея, впоследствии, ставшего ханом Казахского ханства? (Бурундук)
3.Благодаря какому хану оставил сведения о казахах австрийский дипломат, побывавший в Москве в 1517 и 1526 гг.? (Касыму)
4.Бабур называет этого хана «не видавшим света деревенщиной», «безграмотным писакой, написавшим два бездарных стиха». Этот человек, внук Абулхаир хана в 1510 году потерпел поражение от хана Касыма под Сыгнаком. (Мухаммад Шайбани)
5.Этот хан, по сведениям Мирзы Хайдара Дулати – любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других . Назовите его. (Касым)
6.Ученые Кляшторный и Султанов, признают этого историка одним из самых добросовестнейших. Известен он тем, что донес сведения об образовании Казахского ханства. (Мухаммад Хайдар Дулати)
7.Годы правления хана Касыма (1511-1523)
8.Имя этого хана в переводе на русский язык означает «упование», когда он взошел на престол казахи надеялись, что в ханстве наступит стабильность, что и произошло. В русских источниках его называли ханом калмыков и казахов. (Тауекель)
9.Два сына этого хана были убиты в 1580 г., два других участвовали в восстании против Абдаллаха в Ташкенте в 1588 году. Печальна судьба самого хана – его убили подосланные врагами киллеры. (Хакназар)
10.Кто правил в 1580-1582 гг.в Казахском ханстве? (Шигай)
11.Он выделялся своим красивым станом и славился в Дешт-и-кыпчаке храбростью, так пишет о нем историк Хафиз – и Таныш. Известно, что в 1581-1582 гг со своим личным отрядом состоял при свите узбекского правителя Абдаллаха, от которого в дар получил округ Африкент. (Тауекель)
12.Большинство племен Старшего жуза составляли … (уйсыны)
13.Назовите 2 народа или племени, резко повлиявших на антропологический облик казахов (гунны и монголы)
14.Что такое Мавереннахр, покажите на карте (Междуречье Амударьи и Сырдарьи с арабс.)
15.Назовите династии, правившие в разные времена в Мавереннахре (тимуриды, Караханиды, чагатаиды, шайбаниды, Аштарханиды)
3 тур
1.Назовите 3 присырдарьинских города, которые служили ареной борьбы казахов и узбеков почти 200 лет (Сыгнак, Созак, Сауран)
2.Сколько лет после смерти хана Касыма Казахское ханство переживало упадок (15 лет)
3.Эту землю казахи называли «блаженной страной, где протекают 7 рек». Назовите ее и скажите, какие противоречивые события связывают ханов отца и сына Касыма и Хакназара с этой землей? (Касым отвоевал Семиречье, а Хакназар потерял)
4.Что объединяет Касыма, Есима и Тауке? (создатели законов)
5.Назовите главного политического соперника султана Турсуна в Казахском ханстве в XVIIвеке. (ханЕсим)
6.Джахангир, Янгир, Янгар так называли казахского хана, получившего прозвище Салкам за борьбу с джунгарами (Жангир)
7.Левшин писал: «Сей Золотой век, о котором они вспоминают со вздохами, есть царствование знаменитого хана Тявки, который если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами (Тауке)
8.Тауке был создателем законов ЖетыЖаргы, которые действовали в казахской степи вплоть до ХХ века. Несколько вопросов по этим законам. «Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, т.е. возмещение ущерба – 1000 голов баранов и 500 голов. Объясните за чью жизнь платили 1000, а за чью 500? (Мужчины и женщины)
9.Какие 2 действия разрешались с 13 лет по законам ЖетыЖаргы? (женитьба и привлечение к уголовной ответственности)
10.Укажите кого могли наказать и за что следующим образом по ЖетыЖаргы. «Виновных сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком, корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетьми». Данный закон регламентирует семейные отношения. (Сына, осмелившегося перечить отцу)
11.Сейчас очень много говорится о суицидальных настроениях, такого рода сайтах, об увеличении числа смертей, связанных с самоубийствами. Предположите, какая статья могла быть в законах ЖетыЖаргы связанных с такими фактами (хоронили за кладбищем)
12.Что объединяет ханов Жангира, Тауке, Есима, Аблая? (борьба с ойратами)
13.Гумилев утверждает, что в степи была военная демократия. Власть хана не передавалась по наследству, его избирали на курултае. По словам Гумилева «По сути хан небыл царем, а пожизненным Президентом, с той лишь разницей, что он не переизбирался, а уступал престол только…». Когда? Закончите выражение. (когда умирал)
14.Назовите дату образования Казахского ханства (1465-1466 гг)
15.Назовите дату образования Казахской АССР? (1920)
16.Назовите дату образования Казахской ССР в составе СССР(1936г.)
17.Назовите дату образования Независимого Казахстана.(1991г)