Внеклассное мероприятие по истории Казахстана на тему: Знатоки истории, посвященное 550- летию основания Казахского ханства (8-9 класс)


Внеклассное мероприятие
по истории Казахстана,
посвященное 550-летию основания Казахского ханства
«Знатоки истории»
Митюнин Эдуард Валерьевич
КГУ «Средняя школа № 10»
ГУ «Отдел образования
акимата Житикаринского района»
Форма проведения: игра «Брейн- ринг»
Цель мероприятия:
-повторение и закрепление знаний учащихся об образовании и становлении Казахского ханства
Задачи:
- способствовать формированию казахстанского патриотизма  и гордости за свою страну и народ;
- способствовать развитию у учащихся познавательной активности и интереса к изучению отечественной истории;
- развитие лидерских качеств и культуры общения, творческих способностей;
- продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков, навыков работы в группах в ходе совместной работы;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
- приобщать учащихся к культурно-историческому наследию истории нашей Родины.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийная презентация;
раздаточный материал;
видеофрагменты фильма «Кочевник», репродукции, фотографии, фотоколлажи.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
1. Вступление учителя:
Добрый день, уважаемые зрители и участники игры! В 2015 году наше государство отмечает знаменательную дату 550-летие с момента основания Казахского ханства. Для любого гражданина, истинного патриота своей Родины, государство является символом независимости. На данный момент Казахстан получил признание во всем мире. Понятие независимости и государственности находятся в одном ряду. Каждый казахстанец по праву должен гордиться тем, что у нас многовековая история. 550-летие основания Казахского ханства - это не только наша прошлая история, это показатель силы духа наших предков, которые смогли сохранить нашу государственность. Ведь национальное самосознание и идентичность казахов прошли серьезные испытания в сложные периоды нашей истории. Изучая историю, мы понимаем, насколько трудно далась нашим предкам независимость. Нынешнее поколение просто обязано чтить традиции и обычаи родного народа, сохранить накопленные знания уже для своих потомков. 550-летие Казахского ханства имеет важнейшее политическое значение. Эта дата - действительно знаменательная веха в развитии нашей государственности, одна из возможностей реализовать национальную идею «Мәңгілік ел».
2. Вступление Ведущего:
Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие интеллектуальный марафон «Знатоки истории» посвящено 550-летию основания Казахского ханства. Игра состоит из трех туров. За каждый правильный ответ или выполненное задание начисляются баллы, максимальная оценка- 10 баллов. Позвольте представить компетентное жюри (в роли жюри выступают учителя).
3. Знакомство с правилами игры и представление команд.
Участники игры представляют название и девиз своей команды, которые оцениваются по 3-х бальной системе.
II. Основная часть
Игра состоит состоит из 5 туров:
«Молния» (Блиц турнир)
«Маска, я вас знаю!»
«Культурное наследие»
«Времен связующая нить»
«Оратор»
Тур №1. «Молния» (Блиц турнир)
За каждый правильный ответ- 1 балл.
К какому времени относит в своей книге «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммад Хайдар образование Казахского ханства? (1465-1466 гг.)
Основатели Казахского ханства. (Керей и Жанибек)
От какого хана откочевали султаны Керей и Жанибек. (хан Абулхаир)
Правитель Могулистана, принявщий султанов Керея и Жанибека. (Есен-Буга)
Во время правлении этого хана численность населения ханства состовляла 1 млн. чел. (Касым)
Иван Грозный заключил военный союз с этим ханом для борьбы с сибирским ханом Кучумом. (Хакназар)
Главная причина откочевки части казахского населения во главе с Кереем и Жанибеком. (недовольство политикой хана Абулхаира и его поражение от ойратов)
Покажите на карте район откочевки части казахского населения во главе с Кереем и Жанибеком. (Могулистан, долина Чу и Таласа)
Как нызывали роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Жанибеком? («узбек-казахи»)
Главная причина войн между казахскими ханами и династией Шайбанидов. (борьба за города и зимние пастбища)
Какое значение придает «Арабо-тюркский словарь» XIII в. слову «казах»? («вольный»)
В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея. (Бурундук)
Этот город являлся столицей Казахского ханства. (Туркестан)
Какое значение имело слово «казах» в Сибири? («крепкий»)
В районе города Жезказган обнаружено место ставки этого легендарного хана, а на правобережье реки Каракенгир- его мавзолей. (Алаш-хан)
Как назывался свод законов хана Тауке? («Жеты Жаргы»)
Кто возглавил ополчение казахов для борьбы с джунгарами на курултае близ Каракумов? (батыр Богенбай)
Какая битва в народе получила название «Калмак кырылган»? (Булантинское сражение)
В 1643 г. произошло это грандиозное сражение, в котором хан Жангир с 600 воинами пртивостоял 50-тысячному войску джунгар. (Орбулакское сражение)
Когда значительная часть старшин во главе с ханом Абулхаиром приняли российское подданство в местности Майтобе? (10 октября 1731 г.)
Тур №2- «Маска, я вас знаю!»
1. Годы правления этого хана занимают особое место в казахской истории и называют «Золотым веком». Последний хан единого, независимого Казахского ханства. Сын Жангира, внук Есим хана. Один из авторов свода законов « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%8B" \o "Жеты Жаргы" Жеты Жаргы» вместе с Толе би,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BA_%D0%B1%D0%B8" \o "Казыбек би" Казыбек би и  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B5_%D0%B1%D0%B8" \o "Айтеке би" Айтеке би. Провел реформу укрепления власти: ослабил власть султанов, в политике управления государством опирался на биев. Создал ханский совет и совет биев. Вел борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздробленности государства.
(Хан Тауке)
2. Видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни за проявленное мужество в борьбе с джунгарами народ прозвал его «Салкам» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для этого политического деятеля были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.
(Хан Жангир)
Годы правления этого хана: 1511-1518 гг. При нем Казахское ханство достигло наибольшего могущества. Границы Казахского ханства расширились до реки Урал и озера Балхаш. Сформировалась единая этническая территория казахов. Был создан свод законов «Проторенный путь хана …». Сохранились сведения о связях этого хана с русским царем Иваном III. После его смерти Казахское государство переживало упадок и политический кризис.
(Хан Касым)
4. Один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали «Енсегей бойлы ер …» (высокорослый или мужественный богатырь). Согласно историческим сведениям, он был сыном Шигай хана и братом Тауекел-хана.
(Хан Есим)
Тур № 3- «Культурное наследие».
Каждая команда участвует в защите зарнее подготовленных фотоколлажей на тему: «Культурное наследие Казахстана», раскрывающих деятельность исторических деятелей, исторические памятники Казахстана, основные вехи истории развития государственности.
Тур № 4- «Времен связующая нить».
Каждой команде предлагается угадать исходя из фото или видеофрагмента о каком событии, памятнике или деятеле идет речь.
Памятник трем казахским биям в Астане.
Памятник Абулхаир хану в Актобе.
Фильм «Кочевник».
Картина «Лихая година». Художник Каспак М. («Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама»).
Тур № 5- «Оратор»
Одному из участников от команды необходимо выступить на тему: «История и современность», раскрыть связующую нить события 550-летия основания Казахского ханства и современного Казахстана. Жюри оценивает содержание, красноречие, точность и др.
III. Подведение итогов
- подведение итогов игры, награждение победителей. Командам вручают грамоты и призы.