Реферат по теме «С помощью письма лучше всего проникаешь в человека». (Г.де Мопассан.) (Художественная роль писем в структуре романов А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка».)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»
“С помощью письма лучше всего проникаешь в человека».
(Ги де Мопассан.)
(Художественная роль писем в структуре романов А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка».)
Выполнила:
Савельева Екатерина
Ученица 7Акласса.
Руководитель:
Бубнова ОльгаИвановна.
Нижний Новгород
2014год
Содержание
1. Вступление. Цель реферата — 2 стр.
2. Роль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский» - 5 стр.
3. Использование эпистолярного жанра в романе
А.С. Пушкина “Капитанская дочка» - 10 стр.
4. Заключение - 20 стр.
5. Использованная литература - 21 стр.
6. Примечание - 22 стр.
7. Приложение - 23 стр.
I. Вступление. Цель реферата
Эпистолярная литература (от греческого- epistole) –послание, письмо, переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. (1)
Эпистолярная форма обладает свойствами лирики, позволяющими автору, по определению Аристотеля, «оставаться самим собой». Таковы письма-признания и письма-послания, реальные письма, получившие общественное распространение, становясь композиционным началом эпической формы, «романом в письмах». Обмен корреспонденцией как бы устраняет факторы фактического, но ради того же впечатления «присутствия» естественного «я», непринуждённой беседы корреспондентов между собой. «Письма» могут быть отнесены и к литературе документальной или использующей элемент «документальности» как непосредственные свидетельства, сообщения, донесения и обладающей благодаря этому особой убедительностью.
«Письмо» как литературный жанр распространилось со времён античности в греческой и особенно в римской литературе Известны письма Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. Жанр письма на Руси оформился в 16 веке. Здесь появляются и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, вопросами хозяйственными и адресованными правительству, школьные записи и шуточные тексты. Начинают формироваться законы построения письма. В формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты –первый образчик частного письма Древней Руси. Широкое распространение получила переписка Иоанна Грозного с А.М.Курбским в 1564 году, послания протопопа Аввакума в 17 веке.
Широкое распространение получил эпистолярный жанр в 18 веке. В это время появляются сборники образцов «Как пишутся комплименты разные» и «Письмовник» Н.Г.Курганова. Эпистолярным жанром пользовались Фонвизин, Капнист, Новиков, Державин.
В пору формирования новой литературы, проходившего в атмосфере всё более торжественных «возрожденческих» и просветительских идеалов, и получило развитие письмо как бытовой документ. Письмо становилось потребностью людей. Человек испытывал необходимость определить свои убеждения высказать свой взгляд по частным и общим вопросам. В 17-18 веке форма эпистолярного жанра используется как способ придания непосредственности интеллектуального общения.
Такие письма тематически и жанрово – не однотипны. Существуют различия между дружеским письмом и письмом деловым, письмом родственникам и прошением в Сенат, письмами высокопоставленным лицам или адресованным на «высочайшее» имя.
Бытовая традиция определяет различие таких писем по содержанию лексики, стиля. С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но и вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, но это, скорее всего, было вызвано стремлением подражать французской литературе. «Всякое письмо, кем бы оно написано не было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания, так сказать, светской формальности» (Сазонов, Бельский «Полный письмовник»)
Письмо входит в состав некоторых литературных произведений, отправка или получение письма - событие, элемент сюжета. Текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти - внесюжетный эпизод. Это самостоятельный, чужой, отличный от авторского повествования текст, созданный одним из героев.
Содержание письма - смысловое целое, взаимодействующее с содержанием произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора; помогает как в общей характеристике персонажа, так и в раскрытии авторского отношения ко всему происходящему; а также и развитию действия в общей концепции.
На страницы своих произведений вводит жанр письма и А.С.Пушкин. Но в его произведениях письмо - выражение мыслей и чувств на бумаге -становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев.
Цель реферата – на основе анализа писем персонажей выявить их художественную роль в структуре романов А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка».
II. Роль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Рассмотрим роль писем и записок героев в сюжете романа А.С.Пушкина «Дубровский». Письма и записки героев играют значительную роль в развитии действия, а также в раскрытии образов героев и персонажей романа, их характеров.
1. Письма Андрея Гавриловича Дубровского и няньки Владимира как способ раскрытия их характеров. Их место в сюжете романа
Независимый нрав Андрея Гавриловича, гордость своим дворянским званием, приверженность к старинному стилю речи и образу мыслей проявляются в его письме к Троекурову. Оно же способствовало завязке сюжета: с него началась вражда бывших друзей, приведшая к трагическим последствиям.
«Государь мой премилостивый,Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам
Андрей Дубровский».
Слог быстрый, чёткий и строгий, тон требовательный, нетерпеливый. «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское…». Таким образом он отстаивает свою честь. Письмо А.Г.Дубровского начинается обращением «Государь мой премилостивый…». Эта формула имела строгий, холодный оттенок. Так начинали обращаться и знакомые при внезапном охлаждении или обострении отношений. Таким обращением начинались и служебные документы. В словаре В.И.Даля указывается, что к низшему чину обращались со словами «государь мой». В просторечии формула обращения повсеместно упростилась и звучала как «государь». Именно так обращаются в письмах друг к другу герои романа А.С.Пушкина «Дубровский». Следующее письмо, продиктованное няней Егоровной повару, сообщало Владимиру о тяжелой болезни отца, угрозе перехода имения к Троекурову. Оно тотчас заставило его взять отпуск и приехать в Кистеневку, и это обстоятельство обострило конфликт романа, привело к дальнейшему развитию действия.
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали».
Язык письма няньки просторечный: «мы, дескать, ихние». Язык письма Дубровского – язык образованного человека. В письме О.Бузыревой тон ласковый, так как Егоровна очень любит своего воспитанника и, оставшись одна с заболевшим А.Г.Дубровским, просит Владимира о помощи. Кроме того, в письме няньки мы узнаём о простоте ( «хорошо ли он ТЕБЕ служит») и доверительности отношений крестьянки и барина, о содержании обычных разговоров («у нас дожди идут … пастух Родя помер около Миколина дня») . Орина называет себя «нянькой». «Слово нянька было синонимично слову «мамка» в значении «кормилица». Именно потому Орина имеет право так свободно обращаться к Владимиру. Всё письмо дышит любовью: «соколик мой ясный», «твоя верная раба».
Письмо характеризует Егоровну как добрую женщину, искренне привязанную к своим господам. В нем же и наивная, свойственная простому русскому человеку надежда на справедливость царя-батюшки, на то, что живущий в Петербурге молодой барин сможет дойти до него с жалобой на Троекурова. Таким образом, письма дворянина А.Г. Дубровского и крепостной няньки различаются не только содержанием, но и отражают своеобразие характеров героев, их социальное положение. А.Г. Дубровский пишет письмо более грамотно, чем Орина Бузырёва, также помогают развитию сюжета в романе.
2. Сопоставительный анализ писем героини романа крепостной няньки Орины Егоровны Бузыревой и знаменитой няни А.С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой.
Историк литературы и пушкинист Н.О. Лернер сопоставил письмо Егоровны молодому Дубровскому и письмо Арины Родионовны Пушкину, показав сходство между ними: сердечный тон, «удивительно народный и живой» язык, мудрость «народных присловий» (Арина Родионовна – «поживи хорошенько, самому слюбится»; Егоровна – «в животе и смерти Бог волен»), нежные обращения (Арина Родионовна – «мой ангел», «дружочек»; Егоровна – «соколик мой ясный»), нетерпеливое желание «свидеться» (Егоровна – «Приезжай ты к нам… мы тебе и лошадей вышлем на Песочное»; Арина Родионовна – «Приезжай …к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…»). Сходство писем очевидно. По словам Н.О. Лернера, Пушкин «вложил в уста няни Дубровского теплые, нежные слова своей «дряхлой няни».(2)
Однако интересны не только совпадения, но и различия. Письмо Арины Родионовны более поэтичное по сравнению с письмом Орины Бузыревой. Местоимение «ты» по отношению к Пушкину свидетельствует о духовной близости няни и поэта, в письме няньки Дубровского оно «патриархальное, привычное обращение». (3) К тому письмо Арины Родионовны отражает сознание ею внутреннего достоинства. Она подписывается не «раба, нянька», а многолюбящая няня». Однако в письме Арины Родионовны наряду с тревогой за судьбу своего воспитанника слышится призыв к примирению с жизнью («поживи хорошенько, самому слюбится»). Егоровна же при всей своей униженности обращений к барину («государь ты наш», а не любезный друг»), настойчиво требует не смирения, а действия. В нем слышится протест против произвола Троекурова.
Однако, несмотря на разность этих писем, невозможно не согласиться с Н.О. Лернера в том, что «в уме Пушкина, когда он писал слова Арины Егоровны, носилось письмо Арины Родионовны, её теплые, ласковые строки». (4)
3. Роль в романе писем матери Владимира Дубровского.
Важное значение имеют и письма покойной матери Владимира Дубровского, некогда адресованные мужу в армию и бережно им хранимые. Содержание писем Пушкиным намеренно не дается. Вероятно, писатель считает невозможным проникать в тайну двух влюбленных сердец. Письмам отводится определенная роль в развитии сюжета романа: чтение этих писем явилось последней каплей в решении Владимира поджечь «печальный дом» своих родителей. Погружение «в мир семейного счастья» еще больше обострило ощущение одиночества и чувство утраты. Мысль о том, что презренные слуги Троекурова могут надругаться над светлой памятью матери, подтолкнула Дубровского к решительному шагу. Единственное, что он взял с собой и спас от огня, были письма - самое ценное для него.
Итак, чтение дорогих ему писем раскрывает и внутреннее состояние героя, потерявшего все: отца, дом, безмятежную, счастливую жизнь.
4. Композиционная роль писем и записок Владимира Дубровского и Маши Троекуровой Большую роль играют записки в развитии отношений Владимира Дубровского и Маши. Не желая прослыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о себе. Свидания, к которым привели записки, даны как страшные открытия, разделяющие влюбленных. На первом свидании Маша узнает, что ее возлюбленный — разбойник, разыскиваемый ее отцом. На втором осознает, что границы, определенные жизнью, сильнее чувств. Записки в конце концов подготовили трагическую развязку в развитии отношений влюбленных.
Состоявшееся объяснение разъяснило многое в их отношениях, и прежде всего, что любовь вызвала отказ от мести, во имя которой началось развитие сюжета. Теперь у Владимира возникла другая цель — достижение счастья с любимой девушкой. Вторая записка («Вечером в 10 час. На прежнем месте») привела к новому свиданию, на котором Маша дала согласие на замужество с Дубровским. Искреннее письмо Маши к Верейскому не дается дословно. Мы имеем о нем представление через пересказ автором с его комментариями: «она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия» и т. д. Маша здесь откровенна, простодушна, она рассчитывает на благородство князя. Однако это письмо стимулирует проявление отнюдь не благородных качеств Верейского: ему безразличны чувства молодой девушки, он лишь хочет ускорить свадьбу. При этом князь совершает непорядочный поступок — показывает письмо Кириле Петровичу, который заинтересован в том, чтобы породниться с богатым и знатным соседом. Письмо Марьи Кириловны приблизило день свадьбы, а, следовательно, и развязку сюжета.
Таким образом, роль писем в романе очень важна. Они дополняют и строят сюжет, помогают понять психологическое состояние героев.
III. Использование эпистолярного жанра в романе
А.С. Пушкина “Капитанская дочка»
1. Своеобразие жанра романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роман написан в форме большого письма Гринёва, адресованного потомкам, и это, как отмечают критики, большая находка Пушкина. Автор романа изображает историю глазами молодого дворянина, неожиданно для себя оказавшегося в самой гуще исторических событий. Благодаря этому Пушкину удаётся подчеркнуть достоверность описываемого, этой же цели служит и послесловие издателя, где приводятся доказательства существования автора «семейственных записок»: «Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что ...». Кроме того, в само повествование включены письма персонажей, которые играют важную художественную роль в структуре романа.
С одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения – полностью раскрыть эпоху, но с другой стороны – само название «Капитанская дочка» обнаруживает ещё один план произведения: показать простую человеческую жизнь, понять человека в своём времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причём «вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки».(5) Поэтому оба «плана» взаимосвязаны, и можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, вносящие «живую» струю в роман.
2. Письма, раскрывающие бытовой и нравственный конфликты
В центре романа - жизненный путь главного героя. От письма к письму прослеживаются этапы формирования личности Петра Гринева: от бездельника-недоросля (почти под стать фонвизинскому Митрофану), за которого уже все решили на много лет вперед, до человека, прошедшего суровую школу жизни, сохранившего и развившего в себе лучшие нравственные качества, заложенные в нем с детства. По словам известного пушкиниста Ю.М. Лотмана, «простаковский» быт Гриневых не снимал их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII в. и их порождением - чувством долга, чести и человеческого достоинства».(6) Сын поймет наставление отца Гринева: «Береги честь смолоду». Дальнейшая судьба героя представляет собой выполнение напутствия отца и особенно завета о сохранении чести, несмотря на все трудности, преграды и ошибки на пути героя.
Поначалу Петруша - беспечный и легкомысленный помещичий сынок, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера. Но все его мечты рушатся, когда отец пишет письмо старинному другу, которое является завязкой произведения:
« Милостивый государь, Андрей Карлович, надеюсь, что Ваше превосходительство не забыло… и когда покойным фельдмаршалом Мин… походе.. также и ..Каролинку…
Теперь о деле.. К Вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сём его паспорт… Отписать в Семёновский … Позволишь без чинов обнять себя и старым товарищем и другом …»
Письмо адресовано генералу, к которому едет служить сын. Андрей Петрович соблюдает субординацию, обращаясь к другу молодости. Он использует официальные выражения «милостивый государь», «ваше превосходительство».
Все «блестящие» надежды рушатся, ибо отец пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу. Текст письма появляется на страницах романа, когда Петруша приезжает в Оренбург. Отец просит своего «товарища» держать сына в «ежовых рукавицах», то есть навязывает свою волю. Пушкин поднимает вечный вопрос русской литературы – проблему «отцов « и «детей», «мудрости» и «неопытности». При прочтении этого письма генерал постоянно делает поправки от себя: «Что за серемонии? Фуй, как не совестно! Конечно: дисциплина перво дело, но так ли пишут к старому камрад?... Эхе, брудер! Так он ещё помнит стары наши проказ? Что такое ешовы рукавиц? Это должно быть русска поговорк..», что создаёт образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.
Первый самостоятельный шаг барского дитяти - проигрыш ста рублей гвардейскому офицеру офицеру Зурину. Молодой, неопытный и наивный, Петр страстно хочет повзрослеть, но для этого он выбрал недостойные способы: игру на бильярде, пьянство.
Письмо Зурина Гринёву является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича: « Любезнейший Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин».
Записка короткая, но предельно ясная. Она заставляет Гринёва перейти к решительным мерам «сейчас» или «никогда». Заплатить долг для него — дело чести.
В Белогорской крепости Петр Гринев вступился за честь девушки, так, как ему это велел долг дворянина, рыцаря.
Следующий этап в становлении героя – его решительность в деле женитьбы на своей возлюбленной Маше Мироновой. И письмо к родителям - прямое тому подтверждение. Здесь Пётр выступает как уже вполне взрослый сформировавшийся человек. Текста письма в романе нет. Известно только, что он «решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения».
Гневное письма отца Гринева Петру и Савельичу является толчком к развитию любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).
«Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца , и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков он сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость,
Отец твой А.Г.»
«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполнишь ты свою должность и господскую волю? Я тебя , старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворству к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».
Отец разгневан на сына за желание жениться и за дуэль, считая это детскими проказами, за которые собирается «проучить как мальчишку».
С помощью аллитерации – звуков [с] , [т] , [ п] и интонации –обилия восклицательных и вопросительных предложений: «Сын мой Пётр! Что из тебя будет? …старого пса!.. должность и господскую волю?» Пушкин передаёт негодование отца. «Сын мой Пётр!» - начинается письмо, адресованное Гринёву, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как приговор, и становится ясно, почему Пётр Андреевич с первых же строк увидел, что дело не состоялось.
Андрей Петрович сердится на сына. Но всё же Пушкин изображает его и как отца, заботящегося как о физическом «Хорошо ли рану залечили?» (в письме Савельечу), так и о духовном здоровье сына («Что из тебя будет?»).
Урок нравственности преподала Петру Гриневу Маша, что сыграло значительную роль в духовном становлении молодого человека. В реакции на письмо старшего Гринёва, который не даёт сыну разрешения на свадьбу с неизвестной, безродной девицей, проявляется твердость характера невесты Петра. Он предлагает Маше обвенчаться без отцовского благословения, но чистая, открытая душа ее не может принять замужества без благословения родителей жениха.
Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и ее верность народной морали.
Обращение Андрея Петровича к Савельичу крайне сурово:
«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполнишь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворству к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».
Письмо Савельичу – это письмо разгневанного барина к своему крепостному холопу, который должен был «доносить о сыне и его проказах, следить за ним, но он не оправдал «оказанного доверия», поэтому барин «грозится послать его свиней пасти за утайку правды» Письмо характеризует старого Гринёва как истинного помещика-крепостника.
Савельич отвечает своему хозяину и пишет письмо в виде челобитной:
«Государь Андрей Петрович,
Отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний ; а я, не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреевича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье бога буду молить. А Пётр Андреевич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Пётр Андреевич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры , слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев».
Это почтительное письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, который верой и правдой служил семье Гринёвых. Савельич послушно принимает грозящее ему наказание, но согласен с любым решением, так как «на то боярская воля»
«Грамота» его имеет кольцевую композицию: повествование начинается и заканчивается пересказом письма Андрея Петровича. Это, возможно, символизирует попытку Савельича помирить отца с сыном, «восстановить» ход событий жизни.
Кульминацией как личного, так и психологического конфликтов является письмо Маши Гриневу, которое что побуждает его к решительным действиям. Борьба за любовь, за освобождение возлюбленной даже ценой собственной жизни – важный этап в становлении характера Петра Гринева.
«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережёте и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачёвым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто я её племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли я не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать ещё три дня; а коли через три дня за него не выду, так уже никакой пощады не будет. Батюшка Пётр Андреевич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать ко мне поскорее сикурсу да приезжайте сами, если сможете. Остаюсь вам покорная бедная сирота Марья Миронова».
Важна роль этого письма в раскрытии образа Маши. Смирение перед Богом «Богу было угодно», «молю Бога» и девическая гордость «легче умереть, чем выйти замуж за такого человека» сочетаются в ней. Большое значение играет письмо в развитии сюжета и раскрытии качеств характера персонажей: великодушия Пугачёва и подлости Швабрина. Письмо Марьи Ивановны побуждает Петра Гринева к решительным действиям. Борьба за любовь, за освобождение возлюбленной даже ценой собственной жизни – важный этап в становлении его характера.
Развязкой произведения является письмо Марьи Ивановны Екатерине II. Это прошение императрице. Благородство и честность Гринёва, отданного под суд за связь с Пугачевым и ожидавшего приговора, не позволяет ему вмешивать Машу. И теперь его невеста борется за освобождение своего возлюбленного.
«Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала незнакомой её покровительнице, которая стала читать её про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось…»
«Императрица не может его простить», — говорит Екатерина II Маше Мироновой, но, «наряду с императрицей, в ней живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность».(7) Это и спасает героя.
В тексте упоминается и о письме Екатерины II отцу Гринёва. «Я рада, - говорит она Маше, - что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело наше кончено. Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».
Теперь это письмо, собственноручно написанное Екатериной II, «находится в одном из барских флигелей за стеклом и в рамке. Оно написано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». На этом заканчиваются записи Гринёва.
В своем романе «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным по- настоящему любить и отвечать за свои поступки. Этапы его духовного созревания прослеживаются, в частности, и в письмах персонажей романа.
3. Документы эпохи 70-х годов 18 века.
Ключевский писал, что в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману»(8). Искусно сочетая историю с вымыслом, изображая наиболее типичных представителей того времени, «Пушкин сумел взглянуть на события глазами современников Пугачёва, проникнуться их чувствами и в мельчайших подробностях описать черты эпохи»(9). Понять атмосферу эпохи 70-х годов XVIII века и стать как бы свидетелем Пугачевского восстания помогают читателю не только частные письма, но и документы, исторические справки, указы, что также обусловлено эпистолярным жанром произведения.
Завязкой исторического конфликта является письмо от генерала, адресованное коменданту крепости Миронову с предупреждением о Пугачёве и его наступлении.
«Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.
По секрету.
Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник, Емельян Пугачёв, учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению томящегося злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».
Письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачёва: «раскольник», «злодей», «самозванец»), затем вводится динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ( «собрал», «произвёл», «разорил», «учиня». «произведя») и вывод (приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея») Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые, и философские вопросы.
Так, приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачёва как бы создаёт образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гринёвым, который можно расценить как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»
Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачёва): «Иван Кузьмич в присутствии жены прочёл нам воззвание Пугачёва, написанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своём намерении немедленно идти на нашу крепость, приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнью в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей».
Характеризуя воззвание Пугачева, прочитанное капитаном Мироновым, Пушкин, вероятно, по цензурным соображениям не имел возможности его процитировать даже частично. Но реплика Василисы Егоровны давала довольно точное представление о его содержании: «Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена!». Слова капитанши непосредственно связаны с документом, копия которого сохранилась в бумагах Пушкина. Это обращение Пугачева в Оренбургскую губернскую канцелярию, предлагавшее «всем господам и всякого звания людям»: «Выдите вы из града вон, вынесите знамена и оружие, приклоните знамена и оружие пред вашим государем»(10). В особых «Замечаниях», представленных Пушкиным царю в дополнение к печатному тексту «Истории Пугачева», он писал 26 января 1835 г.: «Первое возмутительное воззвание Пугачева к Яицким казакам есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного. Оно тем более подействовало, что объявления или публикации Рейнсдорпа были писаны столь же вяло, как и правильно, длинными обиняками, с глаголами на конце периодов» (11). Эта же оценка прокламаций Пугачева определила их характеристику в «Капитанской дочке».
Письма выдержаны в духе того времени, что помогает передать колорит эпохи, способствует более полному раскрытию характеров героев.
IV. Заключение
Таким образом, все письма, которые мы видим в романах А.С. Пушкина
«Дубровский» и «Капитанская дочка» являются средством, которое служит для развития сюжета, помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная роль в произведении. Большое значение они имеют и в композиции. Каждое письмо отвергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло.
Письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, шлифуют его. Ведь в письмах, как и в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому. Речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создаёт живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия.
Кроме того, язык, которым написаны эти письма, позволяют понять действия персонажей повести, а также более ярко и живо представить образы действующих лиц. И, наконец, эпистолярный жанр – показатель уровня культуры и самосознания героев романов.
Следовательно, «с помощью письма лучше всего проникаешь в человека». А.С. Пушкин же, как основоположник русского литературного языка, много сделал для того, чтобы «гордый наш язык» стал языком эпистолярного жанра.
V. Использованная литература
1. Библиотека литературоведения Гумер - Лотман Ю. Пушкин. Идейная...
gumer.info›Mobi›Пушкин›11.php2. Исторический труд А. С. Пушкина — Гипермаркет знаний
school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина
3. Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом
lib.pushkinskijdom.ru › Интернет-проекты › Классики пушкиноведения
СПб., 1905 // Журнал Министерства народного просвещения. ... Лернер Н. О. Заметки о Пушкине: I. Арина Родионовна и няня ... СПб., 1910 [pdf 42 mb].
4. Лотман. Идейная структура "Капитанской дочки". — 1995
feb-web.ru›feb/pushkin/critics/lot/LOT-212-.htm5. В.Г. Маранцман. Роман А.С. Пушкина Дубровский в школьном изучении.
Ленинград. Издательство «просвещение», 1974
6. Материалы интернета о роли писем в произведениях А.С. Пушкина.
7. Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...
pushkin.niv.ru›pushkin/articles…kapitanskaya…6.htm
8. Пушкин А.С. Дубровский. Роман. Москва «Детская литература», 1976
9. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Москва «Детская литература», 1982
10. Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Теория...
11. Эпистолярная литература - Большая Советская энциклопедия...
enc-dic.com›Большая Советская энциклопедия›…-literatura-103397
VI. Примечание
(1) Эпистолярная литература - Большая Советская энциклопедия...
enc-dic.com›Большая Советская энциклопедия›…-literatura-103397
(2) Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом
lib.pushkinskijdom.ru › Интернет-проекты › Классики пушкиноведения
СПб., 1905 // Журнал Министерства народного просвещения. ... Лернер Н. О. Заметки о Пушкине: I. Арина Родионовна и няня ... СПб., 1910 [pdf 42 mb].
(3) В.Г. Маранцман. Роман А.С. Пушкина Дубровский в школьном изучении.
Ленинград. Издательство «просвещение», 1974
(4) Н. О. Лернер - Электронные публикации - Пушкинский Дом
lib.pushkinskijdom.ru › Интернет-проекты › Классики пушкиноведения
СПб., 1905 // Журнал Министерства народного просвещения. ... Лернер Н. О. Заметки о Пушкине: I. Арина Родионовна и няня ... СПб., 1910 [pdf 42 mb].
(5) Исторический труд А. С. Пушкина — Гипермаркет знаний
school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина
(6) Лотман. Идейная структура "Капитанской дочки". — 1995
feb-web.ru›feb/pushkin/critics/lot/LOT-212-.htm
(7) Библиотека литературоведения Гумер - Лотман Ю. Пушкин. Идейная...
gumer.info›Mobi›Пушкин›11.php(8) Исторический труд А. С. Пушкина — Гипермаркет знаний
school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина
(9) Исторический труд А. С. Пушкина — Гипермаркет знаний
school.xvatit.com›index.php?…Исторический…Пушкина
(10) Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...
pushkin.niv.ru›pushkin/articles…kapitanskaya…6.htm
(11) Пушкин А.С.: Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина...
pushkin.niv.ru›pushkin/articles…kapitanskaya…6.htm
VII. Приложение
Таблица №1 «Роль писем в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Письмо Роль
Письмо А.Г. Дубровского К.П. Троекурову способствовало завязке сюжета: с него началась вражда бывших друзей, приведшая к трагическим последствиям; раскрывает характер героя – своенравный, гордый
Письмо Егоровны Владимиру Дубровскому характеризует Егоровну как добрую женщину, искренне привязанную к своим господам.
Письма матери В. Дубровского чтение дорогих ему писем раскрывает и внутреннее состояние героя, потерявшего все: отца, дом, безмятежную, счастливую жизнь.
Записки Владимира Маше способствовали развитию отношений Владимира Дубровского и Маши
Письмо Маши Верейскомуприблизило день свадьбы и способствовало развязке сюжета
Таблица №2 «Роль писем в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»»
Письмо Роль
Письмо отца Петра Гринева старинному другу генералу является завязкой романа
Записка Зурина Петру Гриневу Экспозиция характера Гринева
Письмо старшего Гринева Савельичу является толчком к развитию любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий; изображает его и как заботливого
Письмо Савельича это письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, верой и правдой служившего своим хозяевам
Письмо Маши Гриневу кульминацией как личного, так и психологического конфликтов
Письмо Марьи Ивановны Екатерине II. свидетельствует о мужестве девушки, ее готовности бороться за свою любовь
Письмо, собственноручно написанное Екатериной II отцу Петра Гринева является развязкой произведения
Письмо от генерала капитану Миронову является завязкой исторического конфликта
Упоминание о воззвании Пугачева помогает создать колорит эпохи
Вывод: Письма являются средством, которое служит для развития сюжета, помогает раскрытию конфликта, созданию образов персонажей.
Иллюстрации к романам А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
Няня А.С. Пушкина –
Арина Родионовна Яковлева
Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги».
«Первое возмутительное воззвание Пугачева к яицким казакам есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
(А.С. Пушкин.)
Екатерина II на прогулке в царскосельском парке,
В. Л. Боровиковский