Доклад на тему Повышение мотивации к саморазвитию учащихся
«Повышение мотивации к саморазвитию учащихся и педагогов как основное направление развития педагогического процесса школы»
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот,
кто лучше всех откликается
на происходящие изменения Чарльз Дарвин
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахтан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» выделено следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать новыми навыками работы. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы, к современной жизни»
При этом важно, чтобы каждый «хотел» учиться.
В современных условиях модернизации казахстанского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Почему сегодня так особо востребованы современные педагогические технологии:
потому что,они:
легко вписывается в учебный процесс; не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
Слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
1. однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
2.отбор и структура содержания (что);
3.оптимальная организация учебного процесса (как);
4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
5.учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
6. объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Как сформировать у учащихся навыки и качества, дающие ему возможность эффективно адаптироваться в современной жизни?
Ответа на поставленный вопрос можно достигнуть лишь путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетанию традиционных и активных методов обучения, поскольку именно методы обучения оказывают значительное влияние на результаты обучения.
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег учителей , мы пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации казахстанского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.
Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому нас заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, мы пытаемся содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Для практического воплощения этой идеи, учителя нашей школы используют следующие основные инновационные технологии:
– проблемное обучение;– технологию развития “критического мышления”;– информационно-коммуникационные технологии;– проектные и исследовательские методы в обучении;А так же элементы других инновационных технологий.
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа)
технологию “дебаты”;– интерактивные методы.
Одним из часто используемых методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:
– улучшает владение теорией;– учит правилам ведения дискуссии;– развивает коммуникативные навыки;– развивает аналитическое мышление;– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.
При подготовке к ЕНТ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках педагоги использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:
П – предположение (Я считаю, что…)О – обоснование (Потому, что…)П – пример (Я могу доказать это тем, что…)С – следовательно (Я делаю вывод…).
Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть компьютером все педагоги прошли курсы компьютерной грамотности.
Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;– свободный доступ к любому источнику информации;– яркий красочный мир мультимедиа;– наглядность и творческий стиль работы.
Использование педагогами информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и во внеурочной деятельности учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕНТ и итоговой аттестации.