Психолого — педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в условиях введения ФГОС в начальной школе
М.Н. Крылова
МОУ «Новоуральская СОШ»
Таврического района
Омской области
Психолого - педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в условиях введения ФГОС в начальной школе
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, разработанные и основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологииформирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МОУ «Новоуральская средняя общеобразовательная школа» –адаптация учеников школы в условиях внедрения ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период, при поступлении в школу(1-ый класс).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
I этап: Группа Кратковременного пребывания (ГКП)или подготовка к школе – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной наопределение школьной готовности ребенка. В нашем случае используется «Психолого- педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» авторов Н. Семаго, М Семаго. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, для детей, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. По результатам на каждого первоклассника составляется индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка, которая включает в себя ряд разделов, позволяющих получить развернутые сведения о каждом ребенке: особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособность на занятиях и т. д. А так же, на этом этапе составляются индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика первого класса, которые помогают наглядно увидеть на развитие каких процессов стоит обратить особое внимание (Приложение 1, 2).
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.
II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Я ученик». Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;
4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения (участие в работе школьного ПМПК).
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Список литературы
Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). М.:Гардарики, 2002.
Семаго Н. Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М.: 2005.
Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. М.: 2008.
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: 2010
Приложение 1
Список программ, которые используются для коррекции недостатков развития учащихся 1-х классов.
Программы коррекционно-развивающих занятий
(зеленый цвет)
1.Формирование произвольной регуляции деятельности
2.Формирование пространственно-временных представлений
3.Развитие логического мышления
4.Развитие мелкой моторики рук
5.Формирование адекватной самооценки
Программы коррекции устной и письменной речи
(красный цвет)
5.Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
6.Преодоление фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи
7.Коррекция дизорфографии, дисграфии
Направления работы социального педагога
(синий цвет)
8. Работа с неблагополучными семьями
9. Работа с трудными детьми
10. Работа с детьми, находящимися под опекой
Пример индивидуального образовательного маршрута.
2012
1
8
6
2013
2
9
Приложение 2
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О.____________________________________________________________
ГОД РОЖД_____________________________________________________
ДИАГНОЗ:_______________________________________________________
КЛАСС (ГРУППА):_____________________________________________
ОУ ПОСЕЩАЕТ С______________________________________________
ДОМ. АДРЕС:__________________________________________________
МАТЬ:____________________________________________________________
ОТЕЦ:____________________________________________________________________________________________________________________________
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие______________________________________________________________________________________________________________________
Внимание___________________________________________________________________________________________________________________________
Память___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мышление__________________________________________________________________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу________________________________________________
__________________________________________________________________
Темп выполнения заданий___________________________________________
__________________________________________________________________
Переключаемость____________________________________________________________________________________________________________________
Сосредоточенность__________________________________________________________________________________________________________________
Качество работы____________________________________________________________________________________________________________________
Продуктивность_____________________________________________________________________________________________________________________
Утомление наступает_______________________________________________________________________________________________________________
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон_________________________________________
__________________________________________________________________
Какие эмоции превалируют_________________________________________
__________________________________________________________________
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий___________________
__________________________________________________________________
Реакция на успех или неудачу_______________________________________
__________________________________________________________________
Адекватность реакций_____________________________________________
Возбудимость_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможность адекватной оценки своих результатов__________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность к волевому усилию_____________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка_________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение среди сверстников_______________________________________
__________________________________________________________________
Отношение с воспитателями или педагогами_________________________
__________________________________________________________________
Активность_________________________________________________________________________________________________________________________
Тревожность________________________________________________________________________________________________________________________
Агрессивность_______________________________________________________________________________________________________________________
Критичность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Занятия с психологом
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Динамика
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог____________________