Разработка плана к недели физики
Предметная неделя физики в ЧПТ
Цель проведения недели: развитие интереса обучающихся к физике.
Время проведения: – апрель.
Подготовка недели физики: преподаватель физики подбирает состав комитета по организации и проведения недели физики, в которую входят: преподаватель физики, зам. директора по учебной и воспитательной работе и по 2 студента из обучающихся каждой группы.
Организация недели
1.Предметная неделя по физике проводится в соответствии с планом методической работы колледжа.
2.План подготовки недели физики утверждается зам. директора по учебной работе техникума.
3.Оганизатором предметной недели является преподаватель физики.
4.Участниками предметной недели физики являются: преподаватель физики, преподаватели дисциплин общеобразовательной области, и обучающиеся техникума.
5.Комитет по подготовке недели осуществляет следующие функции:
- разрабатывает план проведения недели;
- выбирает ответственных за каждое мероприятие плана;
- намечает условия награждения победителей каждого мероприятия;
- разрабатывает порядок вручения призов и памятных сувениров;
- назначает председателей жюри отдельных конкурсов.
6. За 3-4 дня до начала недели в вестибюле техникума оформители вывешивают красочное объявление с программой, а в день открытия недели - плакат «Идет неделя физики».
Рядом с кабинетом физики устанавливается специальный стенд «Неделя физики», на котором помещают план проведения недели, условия отдельных мероприятий, темы рефератов, фотоматериалы недели, проведенной в предыдущем учебном году.
Стены техникума оформляют стенными газетами и плакатами с высказываниями ученых о науке, физическими афоризмами.
7. Каждая группа получает конкретные задания:
- выпустить стенгазету с физическим содержанием;
- подготовить афоризмы, связанные с физикой;
- написать плакаты с высказываниями о науке крупнейших ученых (можно шуточные)
Тематический план предметной недели
Мероприятие Участники Когда проводится Необходимое время для проведения Виды деятельности обучающихся Форма отслеживания результатов Поощрение
1. Открытие недели физики Обучающиеся 1-2 курсов и преподаватели техникума 13.04.15 15 минут Сбор информации Опрос обучающихся Отметка по физике
Конкурс “Лучшая рабочая тетрадь по физике” Обучающиеся 1-2 курсов 14.04.15 2-4 часа Подсчёт набранных баллов и выявление победителей Оформители лучшей газеты – 10 баллов.
Оформители других газет – 30 баллов.
Конкурс на лучшую стенгазету “Великие физики”, “Великие открытия” Редколлегии групп 15.04.15 2-4 часа Консультации по теме, поиск информации, оформление Подведение итогов независимой комиссией Каждому участнику редколлегии за места:
1 – по 15 баллов
2 – по 10 баллов
3 – по 5 баллов.
За участие по 2 балла
Конкурс афоризмов по физике Обучающиеся 1-2 курсов 16.04.15 2-4 часа Поисково-оформительская Анкетирование За лучший афоризм – 10 баллов.
Остальные – по 5 баллов.
Олимпиада Все желающие 1-2 курс 17.04.15 6 часов Самостоятельная работа Подсчёт количества баллов и выявление победителей Отметка по физике, грамоты на линейке
Выставка “Занимательные опыты по физике” Обучающиеся 2-го курса 18.04.15 6 часов Познавательная и исследовательская Обсуждение на уроках Оценка по физике за подготовку и проведение опытов
Физический вечер “Физика за чайным столом” Обучающиеся 1-2 курсов 20.04.15 3 часа Игровая, исследовательская. практическая. познавательная Блиц-опрос Отметка по физике, сладкие призы, присуждение званий
Торжественная линейка закрытия декады физики Обучающиеся 1-2 курсов и преподаватели техникума 21.04.15 30 минут Награждения активных участников, победителей конкурсов, передача эстафетной палочки участникам следующей предметной недели физики
Сценарий физического вечера “Физика за чайным столом”
Цель: углубление и расширение знаний по теме: «Тепловые явления».
Задачи:
Показать применение в быту физических знаний по теме «Тепловые явления».
Развивать навыки общения в коллективе, умения действовать нестандартной ситуации, актёрские способности.
Воспитывать взаимоуважение между товарищами.
Физический вечер включает в себя несколько частей: сказка, которую показывают сами учащиеся; демонстрация опытов; чаепития с вопросами. Такое мероприятие завершает Неделю физики требует специальной подготовки. Часть обучающихся готовит спектакль, другая часть находит в литературе описание интересных опытов и тренируется в их выполнении, третья часть – готовит вопросы и ответы для викторины во время чаепития, а также собирает весь инвентарь. В конце вечера обучающиеся общим голосованием присуждает звания (например, «Лучшему исполнителю мужской роли», «Лучшему исполнителю женской роли», «Лучшему фокуснику», «Лучшему знатоку» и т. д) После проведения такого мероприятия на уроке надо обязательно обсудить, что нового обучающиеся узнали на вечере.
Часть 1
СТАРАЯ СКАЗКА НА ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАД: «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Сцена 1
Дом Красной Шапочки. Мама и Красная Шапочка собирают в корзинку пирожки.
Ведущий: Жила-была в красивом лесу девочка по имени Красная Шапочка. Её так звали потому, что она носила красивую шапочку. Как-то мама Красной Шапочки дала ей корзинку с пирожками.
Мама Красной Шапочки: Сходи, пожалуйста, в деревню к бабушке. Она заболела, и эти гостинцы будут ей приятны. Но запомни: не разговаривай с незнакомцами по дороге.
Красная Шапочка: Я не буду не с кем разговаривать.
Красная Шапочка с корзиной в руке прогуливается по сцене, напевая песенку.
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Ехать, топать и бежать,
То наверно, верно, верно,
То конечно, то конечно,
То возможно, то возможно,
Можно в Африку прийти!
Ведущий: Вдруг навстречу Красной Шапочке выбегает волк.
Волк: Куда ты направляешься, маленькая девочка?
Красная Шапочка: Я иду к своей бабушке. Она приболела, поэтому я несу ей эту корзину с пирожками.
Волк: Пирожки уже, наверняка, остыли. Кто будет рад холодным пирожкам? Давай я их лучше съем.
Красная Шапочка: Как бы не так. Мама завернула пирожки в шерстяной платок. Между волокнами шерсти остаются прослойки воздуха, а он, как известно, плохой проводник тепла. Думаю, бабушка будет рада тёплым пирожкам.
Волк: Как интересно. Значит, поэтому я зимой не мёрзну. Меня греет моя шуба.
Красная Шапочка: И не только тебя, но и всех животных, у которых есть такая шерсть. Только греет не шуба, как ты выразился, а тепло твоего тела, которому воздух мешает выйти наружу.
Волк: Давай я тебя провожу. Опасно ходить одной по лесу.
Ведущий: Красная Шапочка охотно соглашается на предложение волка, вместе они добираются до бабушкиной деревни.
Сцена 2
Дом бабушки. Бабушка разжигает печь, Красная Шапочка накрывает на стол, Волк греется у печи.
Волк: Я слышал, раньше люди добывали огонь трением. А спички давно появились?
Бабушка: Производство первых фосфорных спичек началось в 30-х годах 19 века. Фосфор загорается при достаточно слабом нагревании, всего до 60 градусов. Поэтому, чтобы зажечь фосфорную спичку, достаточно было чиркнуть ею практически о любую поверхность, начиная от ближайшей стены и кончая голенищем сапог. Такие спички служили причиной пожара. Сегодня мы используем спички, которые были изобретены в 1855 году.
Волк: Про спички я всё понял. А вот почему дым из трубы поднимается вверх?
Бабушка: Сколько же у тебя вопросов! Но и на этот попробую ответить. Дым из трубы поднимается вверх потому, что его выносит горячий воздух, расширившийся от нагревания ,а потому и более лёгкий, нежели тот, который окружает трубу.
Красная Шапочка: Давайте пить чай, а то ты, Волк, совсем бабушку вопросами замучаешь.
Слышно, как закипает вода в самоваре.
Красная Шапочка: А ещё я знаю, почему самовары и чайники поют. А ты, Волк, знаешь почему?
Волк: Это я знаю! Я как раз этот урок не прогуливал. Вода при нагревании превращается в пар, который образует в воде небольшие пузырьки. Как более лёгкие, пузырьки эти вытесняются окружающей водой вверх. Здесь они попадают в воду, температура которой ниже 100 градусов. Пар в пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под давлением окружающей воды смыкаются. От этих- то многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы слышим перед закипанием.
Красная Шапочка: Бабушка, а почему тогда для чая не использовать такие же стаканы?
Бабушка: Стаканы с толстым дном не используют для горячих напитков потому, что стенки таких стаканов от горячей жидкости прогреваются и расширяются сильнее, чем толстое дно. Такая посуда непрактична для чая: она растрескивается.
Волк не может пить, так как чай горячий. Он пытается его пить, но обжигается.
Бабушка: Волк, ты не можешь положить в чашку ложку. Так чай быстрее остынет
Красная Шапочка: Бабушка правильно говорит. Часть тепла горячий чай отдаст ложке. Этот процесс, Волк, называется теплообменом.
Волк: Но это единственный способ. Можно дуть на чай и тогда, я знаю, самые быстрые молекулы, покинувшие жидкость, улетят от её поверхности. Чай остынет. Это испарение. А при испарении происходит охлаждение жидкости.
Сцена 3
Слышится стук в дверь. На сцене появляются охотники.
Охотник 1: Вот проходили мимо, услышали шум и решили зайти.
Охотник 2: Подумали, мало ли что. Волки рядом ходят…
Охотник 3: А Волк-то и в самом деле тут.
Охотник 1: Опять решил похулиганить?!
Волк: Если Волк, то обязательно хулиганить! Надоело слушать: почему у тебя такие большие глаза? А, я может, с умными людьми пообщаться хочу. Вы сейчас к деревне шли. Ничего из-за тумана не видно. А вот откуда этот туман берётся? А? Не знаете! А бабушка с Красной Шапочкой знают!
Бабушка: Да-да, это надо бы знать! Деревня наша на пригорке стоит. Внизу воздух холоднее. Водяной пар, который днём образовался, конденсируется. Образуются капельки воды. Это и есть туман.
Волк: А вот вы из ружья стреляете, руки не обжигаете? Почему?
Красная Шапочка: А это потому, что приклад у ружья из дерева. Дерево, известно, обладает плохой тепловодностью. Да часть тепловой энергии переходит пуле.
Охотник 2: Если бы ты, Волк, не прогуливал уроки, то смог бы сам ответить на эти вопросы!
Охотник 3: а вы, ребята прогуливаете уроки? Ведь на уроках говорят о таких интересных вещах. Где вы ещё узнаете, почему зимой животным тепло, как быстрее остудить чай ,откуда берётся туман и многое другое?!
Все актёры выходят вперёд. Поклон.
Часть 2.
Демонстрация опытов.
Ведущие: обучающиеся старших курсов
Преподаватель: консультант
Опыт 1. Под колоколом воздушного насоса находится цилиндр с поршнем. В цилиндре заключен воздух, а поршень нагружен гирей. При выкачивании воздуха из-под колокола, воздух в цилиндре начинает расширятся и поднимает гирю, совершая работу.
Воздух в цилиндре обладает энергией.
Опыт 2. Цилиндр с поршнем, под которым заключен воздух, помещают в стакан с нагретой водой. Температуру воды измеряют термометром. По мере нагрева воздуха поршень поднимается на некоторую высоту. Добавляя в стакан воды, нагретой до более высокой температуры, наблюдают увеличение высоты подъема поршня
При повешении температуры тела внутренняя энергия тела увеличивается.
Опыт 3. Трубка, наполненная воздухом, плотно закрыта пробкой, сквозь отверстие в пробке трубку соединяют с цилиндром, имеющим поршень. При натирании трубки веревкой поршень начинает выдвигаться из цилиндра.
Внутренняя энергия тела можно увеличить путем совершения работы над телом.
Опыт 4. Вертикально установленную стеклянную трубку наполняют дымом. Дым сравнительно долго остаётся в ней. Но если снизу к отверстию трубки поднести зажжённую спичку, то конвекционные потоки горячего воздуха вызовут энергичное движение дыма снизу вверх.
Опыт 5. Зажигают свечу. Обращают внимание учащихся на высоту пламени свечи. Пламя свечи вводят внутрь стеклянной трубки. Пламя свечи удлиняется. Стеклянную трубку заменяют другой, длина которой вдвое больше. пламя свечи удлиняется ещё более. Такая стеклянная трубка моделирует дымовую трубу, создающую значительную тягу воздуха. В высоких трубах тяга больше.
Опыт 6. В стеклянной колбе, подогреваемой над пламенем, испаряются кристаллы йода. Испаряются не только жидкости, но и твёрдые тела.
Часть 3.
Чаепитие.
Накрывается чайный стол, покрытый красивой скатертью. Здесь есть всё, о чём пойдёт речь в вопросах. на дополнительном столе разложены карточки с вопросами. В качестве «удочки» можно взять вилку, снабжённую магнитом в конце. Ребята по очереди вылавливают вопросы, на которые затем отвечают. Если учащийся не может ответить, ему помогают товарищи.
Вопросы к игре
Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?
Почему руки у самовара пластмассовые?
Почему электрические чайники делают блестящими?
Почему самовар распаивается, если его начинают разогревать без воды?
Почему не обжигает руки вынутое из кипятка яйцо?
Какая вода скорее закипает, сырая или кипячёная, если перед нагреванием она имела одинаковую температуру?
Почему чай в чашке, как правило, остывает быстрее, чем в стакане?
Почему овощи надо варить в закрытой кастрюле?
Почему хлеб черствеет?
Стаканы часто получают трещины, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, гранёный или гладкий?
Отчего крышка чайника иногда начинает подпрыгивать?
Почему самовар поёт, перед тем, как закипеть; когда начинает остывать?
Почему в кастрюлях не образуется накипь, как в чайниках и самоварах?
Отчего молоко скисает?
В конце вечера проводится блиц-опрос, в котором задаются вопросы, обсуждаемые в ходе всего вечера. Во время проведения вечера слушатели получают жетоны за правильные ответы и за активное участие в обсуждении того или иного вопроса. Жетоны выдают помощники жюри. По количеству полученных жетонов присуждается звание: «Самый внимательный», а также выставляются отметки участникам и слушателям вечера.