Проект «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
391200, Рязанская область, г.Кораблино, ул.Шахтёрская, д.21
Тел./ факс: (49143) 5-00-39 / (4943) 5-00-39, E-mail: koraschool2@yandex.ruОКПО 24287229, ОГРН 1026200661365, ИНН/КПП 6206001753 / 620601001
3096260215582500
-63526797000 26670026797000№ МАТЕРИАЛЫ
на фестиваль-конкурс образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную, инновационную и исследовательскую деятельность
Кораблино, 2013
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МАТЕРИАЛЫ
на фестиваль-конкурс образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную, инновационную и исследовательскую деятельность
Кораблино, 2013
Тема проекта:
«Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту».
Автор: Лукьянова О.А. – заместитель директора по УВР МОУ Кораблинской средней общеобразовательной школы №2
На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами обучения по-прежнему остается в центре внимания педагогического сообщества. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-12 лет. Содержанием кризиса является субъективация новообразования стабильного периода:
- стремление к экспериментированию с собственными действиями;
- склонностью к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего;
- чувство взрослости, не подкреплённое реальной ответственностью.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
•сменой социальной обстановки;• изменением роли учащегося;• увеличением учебной нагрузки;• изменением режима дня;• разностью систем и форм обучения;• нестыковкой программ начальной и основной школы;• различием требований со стороны учителей-предметников;• изменением стиля общения учителей с детьми.
Всё это порождает серьёзные педагогические проблемы.
Именно поэтому модернизация системы образования остро поставила вопрос о преодолении данного разрыва, о создании механизма преемственности между ступенями общеобразовательной школы, об осмыслении необходимости формирования своей собственной системы педагогической деятельности у каждого учителя и педагогического коллектива в целом.
Шанс на исправление ситуации появляется в связи с введением ФГОС, который расширяет представление об образовательном результате, создаёт единую систему целей-результатов, осуществляет преемственность между стандартами разных уровней обучения.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта обнажает существующее противоречие: российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат, а сложившаяся педагогическая практика (искаженное представление об образовательном результате, неразработанность диагностического инструментария для его измерения, неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, отсутствие преемственности между начальной и основной школой и др.) не в состоянии обеспечить этот результат. Именно это определило актуальность и практическую значимость проекта.
Один из вариантов создания механизма преемственности между уровнями общеобразовательной школы предлагает Образовательная система «Школа 2100». Этот вариант был апробирован в общеобразовательных учреждениях Ростовской области в 2008-2011 гг. под руководством Российской академии образования, Учебно-методического центра Образовательной системы «Школа 2100».
Проведённый эксперимент, с одной стороны, позволил выйти на новое понимание преемственности в деятельности педагогов начальной и основной школы; с другой – показал, что в целом в системе образования существует серьёзная проблема – необходимость освоения учителем образовательных технологий деятельностного типа. В результате у учителя формируется новый стиль педагогического мышления, что эффективность обучения зависит от степени готовности учащихся к самостоятельному открытию знаний. Перед учителем стоит задача освоение новых технологий, методов, способов обучения, позволяющих перейти от роли ментора-наставника к новой роли партнёра.
Мы решили воспользоваться разработкой данного эксперимента, так как он уже апробирован и имеет определённые результаты.
Экспериментальная база проекта: МОУ Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области.
Основная идея проекта заключается в организации преемственности начальной и основной школ в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта: добиться сохранения качественного уровня выполнения Федеральных государственных образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счёт построения единой образовательной среды, единого комплекса технологий (системно-деятельностный подход, оценивание учебных достижений).
Задачи:
- использовать алгоритм деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием, разработанным Учебно-методическим центром Образовательной системы «Школа 2100».
- организовать образовательную среду в школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы;
- организовать образовательную среду для учащихся выпускного класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
- ввести предметное обучение в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
- организовать новые условия труда для учителей-предметников;
- подготовить (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися школы в рамках ФГОС;
- создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- формировать социально-открытый уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
- создать психолого-педагогические условия для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процессов.
Практическая значимость проекта
Реализация проекта позволит:
Учащимся:
в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками;
чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
раскрыть свои ресурсы и способности;
приобрести навыки самообразования;
обеспечить положительное отношение пятиклассников к образовательному процессу, повысить мотивацию у обучению;
не снизить качество обученности.
Родителям:
получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет новых подходов к организации образовательной среды;
познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей
Педагогам:
разработать интегрированные уроки по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе
повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.
- овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;
- овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся исходя из их индивидуальных способностей.
Образовательному учреждению в целом:
начать проект по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах
создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса
К данному моменту в школе проведена следующая подготовительная работа:
обсуждена и принята идея организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);
решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта;
проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, методических ресурсов;
проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.
Выработан алгоритм организации преемственности:
1. Образование временного методического объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год);
2. Договорённость об общих целях (портрет выпускника);
3. Открытые уроки в 4-х классах для учителей основной школы;
4. Совместные уроки в 4-х классах учителей основной и начальной школы;
5. Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса;
6. Открытые уроки в 5-ом классе для методического объединения;
7. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов;
8. Определение эффективности – диагностика, анализ.
С целью изучения мнения по изменению образовательной среды для учащихся школы был проведен опрос родителей и учителей.
В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:
- содержание обучения;
- методы и формы обучения;
- требования к учащимся;
- образовательное пространство;
- смена классного руководителя;
- количество новых учителей;
- организация свободного времени.
Более 90% родителей выразили согласие по организации таких направлений деятельности школы для более эффективного перехода из 4-го класса в 5-й как:
- привлечение учителей-предметников, которые будут вести уроки в 5-ом классе к преподаванию в начальной школе;
- выработка единых требований к образовательному процессу между учителями начальной школы и учителями-предметниками основной школы.
- разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах;
- диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную;
- анализ уроков в 5-ом классе;
- организационные аспекты обеспечения успешной адаптации школьников в 5-ом классе (один из предметов учебного плана ведёт учитель начальных классов (мир деятельности), имеющий соответствующее образование;
- Данные проведенного исследования стали основой для разработки проекта.
Этапы проекта
Первый этап – подготовительный (2011-2012 учебный год):
разработка подходов к организации образовательной среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
повышение квалификации сотрудников школы, участвующих в реализации данного проекта;
Второй этап – основной (2012-2014 уч. г.г.):
определение влияния новой организации образовательной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности школы;
мониторинг проектной деятельности;
анализ промежуточных итогов проекта.
Третий этап – аналитический (2014-2015 учебный год):
оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
выявление влияния организации образовательной среды на результативность образовательной деятельности школы;
выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
распространение опыта школы по использованию основных методов и механизмов организации предметно-образовательной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС на 2 уровне обучения.
Описание проекта
Участники проекта:
Ученики 4-х классов начальной школы, далее 5-х классов основной школы
Учителя начальной школы Учителя-предметники
5 классы Родители
Служба сопровождения (социальный педагог)
школьный врач
Администрация
Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:
Для реализации проекта в школе задействованы:- учителя начальных классов и учителя - предметники, отвечающие за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
социальный педагог, обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
педагоги-дополнительного образования, отвечающие за реализацию программ по внеурочной деятельности
Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
При реализации проекта предусматриваются:
оборудованные учебные кабинеты для учащихся 4-х классов, 5-х классов;
специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников, предназначенных для:
общения;
подвижных занятий;
групповой и индивидуальной работы;
презентации своих достижений и т.д..Информационное обеспечение проекта:
1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него – к глобальной информационной среде.
2. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.
Основные направления по реализации проекта:
Организация предметно-образовательной среды для учащихся школы
Формирование информационного пространства начальной школы
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Алгоритм проекта «Обеспечение преемственности между уровнями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
Этапы Сроки Ответственные
Изучение опыта Образовательной системы «Школа 2100» в области проблемы преемственности сентябрь 2012 г. администрация
Создание временного методического объединения учителей начальной и основной (5-х классов) школы январь
2013 г. зам. дир. по УВР Лукьянова О.А.
На заседаниях методического объединения достижение согласования целей, содержания и технологий февраль 2013 г. администрация, учителя начальной школы и основной (5-х классов) школы
Посещение уроков в 4-х классах учителями предметниками (5-х классов) с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего обучения. февраль-март 2013 г. администрация, учителя начальной школы и основной (5-х классов) школы
На заседаниях методического объединения разработка совместных уроков в 4-х классах.
Проведение совместных уроков в 4-х классах, где учителя начальной школы выступают в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в ньюансах своего предмета (оба учителя готовят и проводят урок, распределяя между собой эпизоды урока). март-апрель 2013 г. учителя начальной школы и основной школы
Диагностика нового результата в начальной школе (личностные, метапредметные и предметные) (при выходе из начального модуля) май 2013 г. администрация, учителя начальной школы
Посещение уроков в 5-х классах и анализ с целью реализации преемственности и решения проблем адаптации учащихся и реализации преемственных технологий сентябрь-октябрь 2013 г. администрация, учителя начальной и основной школы
На заседаниях методического объединения решение проблем адаптации октябрь-декабрь 2013 г. учителя начальной школы и основной школы
Определение эффективности организации преемственности (анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллективаянварь-май 2014 г. администрация
Обработка результатов администрация
Ожидаемые результаты проекта
Направления
Ожидаемые результаты
Обновление и совершенствование качества образования Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению ФГОС второго поколения.
Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Качественное улучшение образовательных результатов учащихся при переходе из начальной школы в основную.
Развитие системы поддержки талантливых детей Расширение реальных возможностей для самореализации личности ребенка.
Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).
Развитие и обновление педагогического потенциала Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.
Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов и учителей-предметников, работающих в начальной и основной школе к внедрению ФГОС второго поколения.
Осознание педагогами целесообразности разработки новой модели образовательной среды школы, обученность их в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие.
Современная образовательная инфраструктура Организация предметной образовательной среды для учащихся начальной школы.
Создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.
Расширение самостоятельности Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы
Формы предоставления результатов:
Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
Выступления сотрудников школы на конференциях и семинарах
(доклады, тезисы)
Статьи в периодических изданиях
Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-образовательной среды в начальной школе
Специальная страница на сайте школы.
Тиражируемость результатов проекта:
Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.
Модель организации образовательной среды будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений города.
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства школы, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.