Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет Невероятные приключения дошколят в Изумрудном городе
Структурное подразделение ООО «Счастливое детство»
«Детский сад «Капитошка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Невероятное космическое приключение»
13049258636000
г. Сургут, 2016
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определил систему целевых ориентиров дошкольного детства по направлениям детского развития (образовательным областям). В том числе сформулированы требования к содержанию образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников, неотъемлемой частью которого является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) – раздел II, п. 2.6. Можно ли назвать эту задачу простой в контексте работы с детьми дошкольного возраста?
Рассмотрим понятие «магнетизм». Согласно научному определению – это форма взаимодействия движущихся электрических зарядов, осуществляемая на расстоянии посредством магнитного поля. Как показать и доступно объяснить ребенку то, что достаточно сложно для понимания даже взрослого человека, ведь многие свойства и отношения объектов окружающего мира абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками, и их усвоение требует особой организации познавательной деятельности.
Таким образом, педагогическая задача состоит в подборе актуальных и эффективных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире.
ФГОС ДО определил системно-деятельностный подход как основу работы с детьми дошкольного возраста и средство достижения активной, разносторонней, максимально самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его отличительной особенностью является переход от информационно-репродуктивного знания к знанию-действию. Именно в деятельности ребенок не просто запоминает, а понимает доводимые до него знания.
Одной из эффективных форм организации образовательной деятельности с воспитанниками согласно системно-деятельностному подходу можно признать детское экспериментирование.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Итак, если использовать экспериментирование как одну из основных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности использования игровых методов обучения выступает дополнение образовательной деятельности ИКТ-средствами обучения.
Использование ИКТ-средств обучения делает деятельность привлекательной для детей, а процесс получения знаний легким и интересным. Педагог в свою очередь, благодаря использованию ИКТ, переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности. Это повышает качество образовательной деятельности в разы.
Основная часть
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его элементарными свойствами (притягивает металлические предметы; действует через воду, песок, картон; разные полюса магнита притягиваются друг к другу).
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие – развивать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
речевое развитие – совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, закрепить умение образовывать относительные прилагательные и родительный падеж существительных;
художественно-эстетическое развитие – формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
физическое развитие – развивать двигательные умения детей.
Предполагаемый результат: сформировать представления детей о физическом явлении – магнетизм, магните и его элементарных свойствах (притягивает металлические предметы; действует через воду, песок, картон; разные полюса магнита притягиваются друг к другу).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: игровые и сюрпризные моменты, ситуативный разговор, физкультминутка, дидактическая игра, экспериментирование.
Предварительная работа:
Чтение глав из книги А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Дидактическая игра «Что из чего?»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Продуктивная деятельность – оригами «Кораблик».
Оборудование для НОД: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Материал для НОД:
презентация PowerPoint «Невероятные приключения дошколят в Изумрудном городе»;
карточки с изображением свойств магнита (притягивает металлические предметы; действует через воду, песок, картон; разные полюса магнита притягиваются друг к другу); карточки «магнетические предметы и «немагнетические предметы»; карточки с изображением магнита в форме бруска, карточки «северный полюс» и «южный полюс»; конверт для письма Гудвина; «волшебный» почтовый ящик. магниты (в форме подковы и бруска по количеству детей), предметы из различных материалов (металл, бумага, резина, дерево, пластмасса), игрушки из различных материалов, браслеты на руку синего и красного цвета, емкость с песком.
Ход непосредственно образовательной деятельности
СЛАЙД №1
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются.)
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Встанем поскорее в круг!
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки.
В руках держу я сказочный кристалл,
Его в подарок мне волшебник дал,
За то, что я умею думать и мечтать,
За то, что все на свете я хочу узнать.
Будем передавать его друг другу, и пусть каждый назовет свою самую любимую сказку (Дети передают друг другу светящийся «кристалл» и называют свои любимые сказки.) Когда я была маленькой – такой как вы, у меня тоже была любимая сказка – «Волшебник изумрудного города», которую написал Александр Волков. И сегодня я хочу пригласить вас в этот сказочный город. Посмотрите на экран.
СЛАЙД №2
А отправимся мы туда по дороге из желтого кирпича.
СЛАЙД №3
Чтоб до города добраться,
Надо детям постараться
Поскорее становитесь,
И в дороге не ленитесь.
Слайд №4
Мы уверенно ступаем,
По кирпичикам шагаем. Дети маршируют на месте.
Слайд №5
В лес заходим, не спеша,
Посмотрев по сторонам. Руки на пояс, повороты вправо, влево.
Слайд №6
Впереди ручей – преграда,
Перейти его нам надо,
Руки за спину кладем,
И по бревнышку идем. Руки за спину, ходьба на носочках.
Слайд №7
Чтобы в маках не уснуть,
Надо детям отдохнуть.
Приседаем и встаем,
Никогда не устаем. Приседания.
СЛАЙД №8
Воспитатель: Вот мы и пришли. Это Гудвин – волшебник изумрудного города. Гудвин, куда ты собрался?
Гудвин: Я скучаю по своей семье и возвращаюсь домой.
Воспитатель: Но кто же теперь поможет Элли и ее друзьям?
Гудвин: Ребята, предлагаю вам помочь Элли и ее друзьям. Я оставил вам письмо в лаборатории, которую создал при помощи своего волшебства. Там вы станете учеными. А я тороплюсь домой.
СЛАЙД №9
Воспитатель: Гудвин улетел. Ребята, а кто такие ученые? (Ответы детей.) Ученые – это такая профессия. Они проводят опыты, чтобы как можно больше узнать об окружающем мире. Но чтобы опыты получались, даже в сказочной лаборатории волшебника Гудвина надо соблюдать правила поведения. Посмотрите. (Дети по картинкам вспоминают правила поведения в лаборатории.)
СЛАЙД №10
- Внимательно слушайте воспитателя!
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу!
- После каждого опыта не забывайте сделать вывод!
- Не забудьте надеть халат ученого!
Слева от нас находится сказочная лаборатория Гудвина. Надевайте халаты и занимайте свои места за столом. (Дети подходят к столам и занимают свои места, перед каждым ребенком стоит коробочка изумрудного цвета, в которой лежит магнит.)
Воспитатель: Вот письмо Гудвина.
Добро пожаловать в мою лабораторию. Я нашел в своем городе интересный камень. Оставляю его вам, вдруг пригодится. А заодно узнайте о свойствах этого загадочного камня и пришлите мне ответ: результаты ваших исследований. А помогут вам в этом карты-помощницы, они подскажут, как правильно провести опыт. Желаю удачи!
Воспитатель: Откройте коробочки и посмотрите, что за камень оставил нам Гудвин. (Дети открывают коробочки, достают магнит.)
Дети: Магнит.
Воспитатель: Потрогайте и скажите, какой он на ощупь?
Дети (рассматривают, трогают магнит): Холодный, тяжелый, твердый и т.д.
Воспитатель: Положите магнит. Я расскажу вам старинную легенду о магните.
СЛАЙД №11 – 15
Воспитатель: Давным-давно у пастуха по имени Магнис пропала овца. Он пошел в горы искать ее. Там он нашел какие-то странные камни и заметил, что его посох с железным наконечником прилипает к ним. Потрогал рукой, камни сухие, к рукам не липнут. Снова дотронулся до них железным наконечником – чудо вернулось. Пастух принес несколько этих странных камней домой. Люди назвали их по имени Магниса магнитными камнями.
СЛАЙД №16
Слышится звук.
Воспитатель: Слышите? (Появляется Железный Дровосек.) Это Железный Дровосек.
Железный Дровосек:
А я рождён железным,
Могу я быть полезным,
Да только не хватает
Сердечной теплоты.
Во время урагана я потерял несколько своих железных деталей. Посмотрите, какой беспорядок. Как же мне отыскать свои железные детали среди всех этих предметов.
Воспитатель: Ребята, как Железный Дровосек может найти свои детали?
Дети: Выбрать все железные предметы.
Воспитатель: А как ему отличить железные детали от других предметов?
Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо.
Воспитатель: Проверим, поможет ли магнит отыскать детали Дровосеку? Выясним, предметы, из какого материала притянутся к магниту, а какие нет. Подумайте и скажите. Из чего сделаны предметы? Кубик из дерева, какой кубик?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Камушек из стекла, какой камушек?
Дети: Стеклянный.
Воспитатель: Кораблик из бумаги, какой кораблик?
Дети: Бумажный.
Воспитатель: Игрушка из резины, какая игрушка?
Дети: Резиновая.
Воспитатель: Болтик из железа, какой болтик?
Дети: Железный.
Воспитатель: Посмотрите на карту-помощницу.
СЛАЙД № 17
Воспитатель: Что нужно сделать?
Дети: Провести магнитом над предметами.
Воспитатель: Разложите предметы по контейнерам. Если магнит притянет предмет, положите в контейнер с этим знаком. (Воспитатель показывает знак «Магнетические предметы».) Если нет, то в контейнер с этим знаком. (Воспитатель показывает знак «Немагнетические предметы».) Приступайте. (Дети проводят опыт.) Опыт завершен, положите оборудование на стол.
Воспитатель: Какие предметы магнит не притянул? (Дети перечисляют.) Из чего они сделаны? (Дети перечисляют.) Из чего сделаны предметы, которые притянул магнит?
Дети: Из железа.
Воспитатель: Сделаем вывод. Какие предметы притягивает магнит?
Дети: Магнит притягивает предметы из железа.
Воспитатель: Верно. Магнит притягивает предметы, сделанные из железа, это свойство магнита называется магнетизм (Воспитатель размещает на доске первое свойство магнита.) Кто-нибудь, как называется свойство магнита притягивать железные предметы?
Кто-нибудь: Магнетизм.
Воспитатель: Кто-нибудь, что такое магнетизм?
Кто-нибудь: Свойство магнита притягивать железные предметы.
СЛАЙД №18
Воспитатель: В лаборатории перерыв. Подойдите ко мне. Поиграем в игру. Я магнит. Возьмите по одной игрушке из корзины. Пока звучит музыка, вы двигаетесь по комнате. Как только музыка закончится, дети, у которых игрушки из металла, бегут ко мне, остальные остаются на месте. (Игра проводится 2-3 раза под музыку разных темпов, дети меняются игрушками.)
1 песня – Поменяйтесь игрушками.
2 песня – Поменяйтесь игрушками.
3 песня – Положите игрушки корзину.
Слышится плач.
Воспитатель: Вернемся в лабораторию, кому-то нужна наша помощь. (Дети возвращаются за столы.)
СЛАЙД №19
Воспитатель: Это Элли. Что случилось?
Элли: Я уронила в воду металлический кулон и не знаю, как мне достать его оттуда.
Воспитатель: Ребята, как Элли может достать свой кулон из воды? (Выслушивает предположения детей.)
Дети: Можно использовать магнит. (Если дети не делают такого вывода, воспитатель задает наводящий вопрос – может ли магнит помочь нам в этом?)
Воспитатель: Проверим, поможет ли магнит достать кулон из воды?
Посмотрите на экран и скажите.
СЛАЙД №20
Воспитатель: Что нужно сделать сначала?
Дети: Бросить скрепку в стакан с водой.
Воспитатель: А дальше?
Дети: Опустить магнит в воду.
Воспитатель: Посмотрим, что из этого выйдет. Приступайте. (Дети проводят опыт.) Опыт завершен, отложите магнит в сторону.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Магнит притянул скрепку.
Воспитатель: Почему так случилось?
Дети: Потому что скрепка железная, а магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: Сделаем вывод. Боится ли магнит воды?
Дети: Нет, магнит не боится воды.
Воспитатель: Очень хорошо, правильно определили. Магнитные силы действуют через воду. (Воспитатель размещает на доске второе свойство магнита.) Кто-нибудь, повтори.
Кто-нибудь: Магнитные силы действуют через воду.
Воспитатель: Кто-нибудь, как действуют магнитные силы?
Кто-нибудь: Через воду.
Воспитатель: Какие вы талантливые ученые! Любая задача вам по плечу.
СЛАЙД №21 – 22
Раздается рев.
Воспитатель: Не бойтесь, это друг Элли – Трусливый Лев.
Трусливый Лев:
Судьба моя нелепа,
Я выгляжу свирепо,
А сам дрожу от страха,
Как заяц под кустом.
Трусливый Лев: Эликсир смелости в железной миске спрятан в лабиринте, сделанном из картона. Я не знаю, как достать его оттуда?
Воспитатель: Ребята, как Трусливому Льву достать из лабиринта эликсир смелости? (Выслушивает предположения детей.)
Дети: Можно использовать магнит. Миска железная, можно притянуть ее магнитом.
Воспитатель: Узнаем, действует ли магнит через преграду? Проведем опыт. Посмотрите на экран и скажите.
СЛАЙД №23
Воспитатель: Что нужно сделать?
Дети: Положить скрепку на картон.
Воспитатель: А потом?
Дети: Провести снизу магнитом.
Воспитатель: Да, верно. Приступайте. (Дети проводят опыт.) Положите лабораторное оборудование на стол. Что произошло со скрепкой?
Дети: Она двигалась.
Воспитатель: Почему же так случилось?
Дети: Магнит притянул скрепку через картон.
Воспитатель: Правильно. Какой же вывод мы можем сделать? Боится ли магнит преград?
Дети: Нет, не боится.
Воспитатель: Вы снова справились. Магнитные силы действуют через преграду. (Воспитатель размещает на доске третье свойство магнита.) Кто-нибудь, повтори.
Кто-нибудь: Магнитные силы действуют через преграду.
СЛАЙД №24 – 25
Воспитатель: Ребята, это еще один друг Элли – Страшила.
Страшила:
Соломою моею я думать не умею,
Хотел бы попросить я у Гудвина ума.
Страшила: Мы с друзьями решили построить плот, но просыпали гвозди в песок. Теперь мы не знаем, как найти их в песке?
Воспитатель: Ребята, как Страшила может найти гвозди в песке? (Выслушивает предположения детей.)
Дети: Можно использовать магнит. Гвозди железные, можно притянуть их магнитом.
Воспитатель: Чтобы провести опыт, перейдем в другую комнату лаборатории. (Дети идут к бассейну с песком.) Проверим, действует ли магнит через песок.
СЛАЙД №26
Воспитатель: Посмотрите на карту-помощницу и скажите, как провести опыт.
Дети: Провести магнитом над песком.
Воспитатель: Внимание! Чтобы опыт получился, используйте только магнит, не трогайте песок руками. Возьмите магниты, которые лежат перед вами. Приступайте. (Дети проводят опыт.) Что произошло?
Дети: Скрепки, спрятанные в песке, притянулись к магниту.
Воспитатель: Верно. Почему так вышло?
Дети: Скрепки железные, а магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: Сделаем вывод. Действуют ли магнитные силы через песок?
Воспитатель: Вы правы, магнитные силы действуют через песок. (Воспитатель размещает на доске четвертое свойство магнита.) Кто-нибудь, повтори.
Кто-нибудь: Магнитные силы действуют через песок.
Воспитатель: Вот какие они – магнитные силы – любая преграда им нипочем.
СЛАЙД № 27
Воспитатель: Ребята, а вы умеете дружить? Проверим, могут ли дружить магниты? Соедините свой магнит с магнитом вашего соседа. Что происходит?
Дети: Магниты то соединяются, то отталкиваются.
Воспитатель: Верно. У каждого магнита есть два полюса. Красный – южный (карточка). Найдите его у своего магнита. И синий – северный (карточка). Найдите. Соедините свой магнит с магнитом вашего соседа разными полюсами. Скажите, что получилось?
Дети: Они притянулись.
Воспитатель: Действительно, если соединить магниты между собой разными полюсами – они начнут дружить. А теперь соединим магниты одинаковыми полюсами. Что произошло?
Дети: Они оттолкнулись (или не притянулись).
Воспитатель: Верно. Если соединить магниты разными полюсами, то они убегают друг от друга. Переверните карточку и определите полюса у вашего магнита на картинке. (Дети прикрепляют к магниту картинки – северного и южного полюса.) Проверим, правильно ли вы сделали. Посмотрите экран. (Проверка по слайду.)
СЛАЙД №28
Воспитатель: Все верно. Сделаем вывод. Какие полюса дружат у магнита? (Ответы детей.) Северный и южный полюс у магнита дружат. (Воспитатель прикрепляет к доске пятое свойство магнита)
Вы настоящие ученые. Настало время отдохнуть. Будем играть в игру. Подойдите ко мне. Наденьте браслет на любую руку. Теперь вы половинки магнитика. У кого красный браслет? Вы южный полюс. У кого синий? Вы северный полюс. Пока звучит музыка полюса магнитика двигаются по комнате. Музыка закончилась – встаньте в пару так, чтобы полюса подружились. (Игра проводится 1-2 раза.)
Воспитатель: Мы помогли Элли и всем ее друзьям. Отправим Гудвину результаты нашего исследования. Вспомним, о каких свойствах магнита мы узнали сегодня? (С опорой на графическое обозначение, дети называют свойства магнита, воспитатель складывает карточки в конверт.) Отправим письмо через этот «волшебный почтовый ящик». (Воспитатель кладет письмо в «волшебный почтовый ящик».) Исследование завершено. Снимите халаты и аккуратно повесьте на спинку стула. (Дети снимают халаты.)
СЛАЙД №29
Звонит телефон.
СЛАЙД №30
Воспитатель: Ребята, нам позвонил Гудвин.
Гудвин: Я получил ваше письмо. Столько узнал о магните. Сейчас я скажу волшебные слова, которые помогут вам вернуться в детский сад.
Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики.
Воспитатель: Ребята, повторим. (Дети повторяют.) Гудвин, твои слова не действуют!
Гудвин: Надо закрыть глаза. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Откройте глаза, мы вернулись в детский сад. Вам понравилось в сказке моего детства?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмем сказочный кристалл, пусть каждый скажет, что он узнал нового, что понравилось в Изумрудном городе больше всего? (Дети передают «сказочный кристалл» по кругу и делятся своими впечатлениями.) Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей.) Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки.) А на прощание я хочу подарить вам книгу «Волшебник Изумрудного города», чтобы, как только захотите, вы могли отправиться в этот сказочный город.
Список источников
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс] / Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Официальный сайт МБДОУ №48 «Росток» [Электронный ресурс] / Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №48 «Росток» на 2015 – 2016 учебный год - Режим доступа: http://ds48.detkin-club.ru/about/78972 [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Поддьяков, А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами [Текст] / А.Н. Поддьяков // Вопр. психологии. - 1996. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1990. – 98 с.
Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст]: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 188 с. - (Вместе с детьми). - Библиогр.: 186 с.
Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /сост. Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, А.С. Суханова. - Изд. 2-е, испр., доп. – Воронеж : ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159 с.
537781569900805
005
389191570129402
002
240601569938906
006
92392569900803
003
468249042468804-2
004-2
319659042564056+3
006+3
172021542602151+1
001+1
468249063080908-1
008-1
320611563080906-2
006-2
320611582702407-1
007-1
171069082416656-3
006-3
468249082378555-3
005-3
537781550603157
007
389191550698401
001
241935050698404
004
172021563176151+0
001+0
351091573177403510915734250519488157346315192976573177404911090522224049206155222240443865522224004438655222240490728073018650035115507313930001945005731520000516890734250500480885569919850332295569996050183705570053200491676052177950034251905222240001938655522160500443230522541500481012550622200332422550622200183832550622200910590506031510
0010
22479082530953-1
003-1
3416306999605022479063138053+1
003+1
22479042564053+3
003+3
34163050603150