Доклад на тему: Компетентностный подход к изучению иностранного языка
Компетентностный подход к изучению иностранного языка
Введение
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой развитие и широкое применение информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня населения страны на основе развития и распространения методик и технологий образования.
Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение важной задачи: – модернизации системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Поэтому мы нуждаемся в эффективной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача состоит в обеспечении качества образования, оно должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Мышление педагогов также претерпело изменение. Появились новые педагогические подходы и способы обучения.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. В настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. Сегодня многие учителя в той или иной мере, в том или ином виде используют данные технологии в образовательном процессе. Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно.
И это важно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить систему образования и наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.
В основе инновационной стратегии обучения и воспитания лежит формирование компетентностной среды, как фактора развития основных компетенций учащихся. Компетентностно-ориентированная парадигма образования предполагает изменения в организации учебного процесса В ней память исключена, как этап мыслительного процесса: восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит уметь видеть смысл в изучаемых объектах ставшей культуры. Для этого в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса заложены такие процедуры, как:
1) предъявление учителем не только сущности изучаемого явления (предметы, представления, понятия), но и элементов самого процесса мышления: операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических), которые в совокупности образуют когнитивную карту явления, на основе которой человек осознаёт, где он находится на данный момент познания сущности явления;
2) тренинг мышления в различных ситуациях, (чаще всего это задачная ситуация), обеспечивающих учащимся осознать уровень собственного погружения в изучаемую проблему и выбрать необходимый.
В традиционной модели обучения учебный материал и содержание – это одно и тоже. В компетентно-ориентированной - учебный материал – это структура (рамка, подпорка, схема) с помощью которой ученик совершает мыслительные операции в различных ситуациях, а содержание – это конкретный способ выполнения деятельности.
Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи достижения качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В требованиях к уровню подготовки выпускников говорится, что выпускник должен «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов». То есть должен уметь говорить на иностранном языке. В результате появились такие различные понятия как «новое качество образования» и «компетентностный подход».
Определим само понятие «компетентность». Наиболее значимая ключевая компетентность – решение проблем. Компетентным является человек, который способен разрешать нестандартные значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности. Применительно к иностранному языку – «компетентность» – это умение общаться на языке. Главный вопрос – как этому научить? На уроках иностранного языка довольно активно использовалась одна из имеющихся технологий, дававших неплохой результат в обучении иностранному языку, а именно – технология уровневой дифференциации. Сравним эту технологию с компетентностно- ориентированной моделью обучения.
Сравнительная характеристика этапов организации технологии уровневой дифференциации и реализации компетентностно-ориентированной модели обучения
Технология уровневой
дифференциации обучения
Компетентностно –ориентированная модель образовательного процесса
1. Введение нового материала
1. Изучение нового материала (осознание структуры явления)
2. Закрепление материала
2. Закрепление материала (осознание генезиса способов деятельности, самореализация в коллективной деятельности)
3. Контроль знаний
3. Рефлексия
Сравнивая этапы организации двух рассматриваемых подходов можно отметить их некоторую внешнюю схожесть: изучение – закрепление - контроль. Однако эта схожесть начинается и заканчивается в логической их последовательности. Более внимательное знакомство с формулировками этапов реализации рассматриваемых моделей обучения показывает, что этапы компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса отражают деятельность учащегося - осознание, самореализация и рефлексия. То есть учащийся выступает главным действующим лицом в этой модели обучения, а учитель лишь обеспечивает его деятельность по достижению намеченного результата. А это одно из главных требований стандартов второго поколения. В технологии же уровневой дифференциации – главным действующим звеном остается учитель – введение, закрепление, контроль.
Учебную деятельность при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах можно свести к следующим этапам:
Традиционный подход:
Компетентностно-ориентированный подход:
1. Обучение, как жестко регламентируемый процесс
1. Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекция и педагогическая поддержка
2. Направление развития задано
2. Обучение не столько задает направление развития, сколько создает для этого все необходимые условия
3. Общая, единая и обязательная для всех линия развития
3. Помощь каждому ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, дающая ему возможность развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания
4. Направление развития строится от обучения к учению
4. Направление развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
5. Задача формирования личности с заданными свойствами
5. Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию
Рассмотрим тематическое планирование учебного материала при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах на примере темы «Путешествие по Германии» в 8 классе.
Традиционный подход
(по программе – 3 часа в неделю)
Количество часов: 30
Ожидаемый результат:
1. Учить читать тексты с извлечением информации, вычленяя главное.
2. Учить использовать информацию, извлеченную из текста.
3. Учить использовать новую лексику для решения коммуникативных задач.
4. Учить употреблять придаточные определительные предложения в речи.
5. Учить использовать в речи пассивный залог глаголов.
6. Учить вычленять из полилога микродиалоги и инсценировать их.
7. Учить работать со страноведческой информацией.
8. Учить рассказывать о путешествиях
Темы уроков:
1. Грамматика: употребление относительных местоимений с предлогами
2. Активизация лексики, совершенствование техники чтения вслух («Берлин»)
3. Совершенствование навыков чтения с поиском информации в тексте «Рождественская история»
4. Грамматика: формы Prasens Passiv и Prateritum Passiv
5. Самостоятельная работа по семантизации новой лексики
6. Изготовление разговорника
7. Совершенствование навыков диалогической речи. Полилог «Поездка по Кельну»
8. Формирование навыков составления диалогов («В кафе»)
9. Совершенствование навыков аудирования с передачей содержания
10. Диаграмма по теме «Поездка в Германию»
11. Совершенствование грамматических навыков письма
12. Заполнение анкеты: формирование навыков письма
13. Совершенствование навыков аудирования с передачей содержания
14.Грамматика: активизация придаточных определительных предложений с местоимениями в Dat. и Genitiv
15.Грамматика: употребление относительных местоимений с предлогами
16.Грамматика: формы Prasens Passiv и Prateritum Passiv
17.Совершенствование навыков диалогической речи. Полилог «Поездка по Кельну»
18.Формирование навыков составления диалогов («В кафе»)
19.Ролевая игра «Экскурсовод ведет группу по городу»
20.Совершенствование грамматических навыков письма
21.Систематизация словаря
22.Контроль усвоения грамматического материала
23.Викторины и кроссворды по теме
24.Монологические высказывания по теме «Поездка в Германию»
25.Работа с проектами
26.Заполнение анкеты: формирование навыков письма
27. Контроль усвоения грамматического материала
28. Монологические высказывания по теме «Поездка в Германию»
29. Контроль навыков диалогической речи
30.Обобщающее повторение по теме «Поездка в Германию»
Традиционный подход:
1. В процессе обучения осуществляется процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к учащимся. Новый материал сводится к перечислению главных моментов, нет целостности его предъявления, и процесс его восприятия идет традиционно: «от частного к целому». Ученик теряет время на прослушивание избыточной информации, поэтому для отработки материала времени не хватает.
2. Результатом обучения является определенная сумма знаний и умений, которыми должен овладеть ученик, это ограничивает возможности обучающегося в его дальнейшей деятельности.
3. От учащихся требуется активность, внимание и выполнение четко сформулированных требований, наблюдается отсутствие готовности к самостоятельному и ответственному действию на уроке.
4. Учитель – ответственное лицо, носитель знаний.
5. Ученик – объект педагогического воздействия.
6. Контроль осуществляется централизованно по 5-бальной шкале.
7. Характер обучения носит репродуктивный характер, знания даются в готовом виде.
Тема I: Поездка в Германию
Количество часов: 30
Ожидаемый результат:
1. Уметь читать тексты с полным пониманием, выражать свое отношение к прочитанному.
2. Уметь использовать информацию, извлеченную из текста, составлять аннотацию к тексту.
3. Уметь использовать новую лексику для решения коммуникативных задач.
4. Уметь употреблять и переводить на русский язык предложения в Prasens и Prateritum Passiv.
5. Уметь использовать в речи инфинитивный оборот um...zu + Infinitiv.
6. Уметь вычленять из полилога микродиалоги и инсценировать их.
7. Уметь рассказывать о писателях и книгах.
Темы уроков:
с
т
р
у
к
т
у
р
а
1. Лексика по теме «Книги - наши друзья»
2. Грамматика: Prasens и Prateritum глаголов
3. Грамматика: пассивная форма глаголов
4. Инфинитивный оборот umzu + Infinitiv
5. Лексико-грамматический тренинг
6. Лексико-грамматический тренинг
7. Лексико-грамматический тренинг
8. Лексико-грамматический тренинг
г
е
н
е
з
и
с
9. Лексико-грамматический тренинг
10. Лексико-грамматический тренинг, работа с текстами.
11. Коммуникативный тренинг: диалогическая речь
12. Коммуникативный тренинг: монологическая речь
13. Коммуникативный тренинг: аудирование
14. Коммуникативный тренинг: диалогическая и монологическая речь
15. Коммуникативный тренинг: диалогическая и монологическая речь
с
а
м
о
р
е
а
л
и
з
а
ц
и
я
16. Коммуникативный тренинг: диалогическая речь
17. Коммуникативный тренинг: диалогическая речь
18. Контроль навыков диалогической речи
19. Коммуникативный тренинг: аудирование
20. Коммуникативный тренинг: аудирование
21. Контроль навыков аудирования
22. Коммуникативный тренинг: монологическая речь
23. Коммуникативный тренинг: монологическая речь
24. Контроль навыков монологической речи
25.Коммуникативный тренинг: работа с текстами
26. Коммуникативный тренинг: работа с текстами
27. Контроль навыков работы с текстами
р
е
ф
л
е
к
с
и
я
28. Комплексная форма контроля: лексико-грамматический тест, контроль
диалогической и монологической речи
29. Обобщающий урок
30. Итоговый урок по теме «Поездка в Германию»
Компетентностно-ориентированная модель:
1. Обучение – это процесс обретения смысла образования, приобретения опыта решения задач. Новый материал дается сжато, точно, по принципу: «от общего к частному». Учитель излагает материал, показывая связь новых и старых знаний. Информация представляется в виде структурных блоков. Сжатая информация подается настолько емко, что позволяет выполнять множество заданий по изучаемой теме. Одинаково всем предъявленная структура, будет для каждого нести свой индивидуальный смысл в зависимости от личных усилий по ее осмыслению.
2. Результат обучения – понимание сущности проблемы и выбор способов решения, готовность к самостоятельному действию на разных этапах образования.
3. Учащиеся ориентированы на перспективные цели развития личности.
4. Учитель – организует процесс, консультирует.
5. Ученик несет ответственность за свои учебные действия, он активен.
6. Наряду с учительским контролем важную роль играет само и взаимоконтроль, самооценка.
7. Учебный материал несет как дидактическую функцию, так и функцию организации самостоятельной деятельности учащихся.
Проиллюстрируем на примере темы «Путешествие по Германии» в 8 классе как организуется изучение материала в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.
Изучение темы предполагает 4 этапа:
1. Структура изучаемого явления (30%).
Новый материал подается сжато, по принципу: «от общего к частному», необходимо показать связь новых и старых знаний. Информация представляется в виде структурных и функциональных блоков.
1. Введение нового лексического материала. Семантизация лексического материала по теме «Путешествие».
Ключевая задача: отработка лексических клише в знакомых речевых ситуациях: диалогах, монологах.
2. Грамматический комментарий.
а) придаточные определительные предложения
ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
, союзное слово
ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
подлежащее + сказуемое + второстепенные члены
подлежащее + второстепенные члены + сказуемое
б) глаголы в действительном и страдательном залогах
в) форма пассивного залога.
Passiv = wеrden + Partizip II (основного глагола)
Ключевая задача: отработка грамматических клише в знакомых речевых ситуациях.
В качестве примера на этом этапе работы можно привести следующие задания:
1.Фонетическая отработка ЛЕ.
2.Самостоятельная работа с новыми лексическими единицами (определи значение слов по картинкам и при необходимости по словарю).
3. Прочитай предложения, переведи их на русский язык, запомни выделенные слова:
а) Der Schnellzug 46 aus Berlin ist an Gleiss 7 angekommen.
b) Gдste unserer Stadt kцnnen an einer Stadtrundfahrt teilnehmen.
c) Frau Fischer, kommen Sie bitte zum Auskunftsbьro!
4. Закончите предложения по образцу,пользуясь опорными словосочетаниями:
Ihr wisst, dass die BRD aus 16 Lдndern besteht.
Ihr wisst, dass die BRD ьber 80
Ihr wisst, dass Deutschland
5. Что вы знаете о Германии?
Выскажитесь, опираясь на упражнение№1.
6. Расспросите своих друзей о том, что они знают о Германии.
7. Прочитай и сравни предложения:
Berlin wurde 1237 gegrьndet.
Берлин был основан в 1237 году.
Im 2. Weltkrieg wurde Berlin stark zerstцrt.
Во время второй мировой войны Берлин был сильно разрушен.
8. Прочитай и переведи предложения на русский язык:
Heines Gedichte wurden von Komponisten vertont.
Goethes Drama «Faust» wurde in vielen Sprachen ьbersetzt.
9. Проанализируйте предложения, переведите их на русский язык, объясните использование пассивной формы глаголов.
10. Прочитайте предложения, скажите, что вы узнали об этих людях.
Отработка грамматического материала происходит с привлечением новых ЛЕ, с опорой на лексику, изученную ранее.
2. Организация генезиса способа деятельности (20%).
На данном этапе учащиеся выполняют задания, объясняя и комментируя каждый шаг. Работа проводится фронтально под руководством учителя. Главное для учащихся – это понять, как комбинируются методы решения ключевых задач.
1. Вставьте пропущенные слова в предложениях:
Die Zьge kommen in der Stadt an und . Pьnktlich
An einem steigt man in den Zug ein.
An einem steigt man aus dem Zug
2. Опираясь на клише, составьте предложения по картинке.
3. Рассмотри картинки и ответь на вопрос – кто кого встречает?
Wer holt e nab?
4. Изучи схему движения поезда и опиши свой путь, опираясь на вопросы упражнения.
5. Беседа по вопросам текста о достопримечательностях Берлина и Мюнхена.
6. Прочитай стихотворение, переведи вторую строфу, объясни: какие придаточные предложения встречаются в нем?
7. Вспомним известные достопримечательности Германии, вставим пропущенные слова:
an das Brandenburger Tor, das Wahrzeichen Berlins ist.
An den Kцlner Dom, ein Meisterwerk gotischer Architektur ist.
3. Система заданий для организации этапа самореализации (40%).
Учащиеся переходят к самостоятельной коллективной деятельности. Они работают в парах или группах, можно пользоваться опорными конспектами, обращаться за помощью к напарнику и только потом к учителю. Уровень сложности материала нарастает постепенно. Работы проверяются сразу же на уроке попарно, затем проверяет учитель. Учащиеся получают весь список заданий «от простого к сложному». Каждый учащийся движется в своем темпе. Обязательным является выполнение ключевых задач.
Примерные задания по теме:
1. Рассмотрите картинки, прочитайте комментарий, задайте вопросы по содержанию.
2. Прочитайте отрывок из книги Э. Кестнера «Летающая классная комната» и выполните задания.
3. Выберите из текста «Это интересно» новую информацию, расскажите об этом.
4. Как мы готовимся к поездке в Германию? Составление диалога по опорным фразам.
5. Прочитайте предложения. Найдите придаточные определительные предложения. Переведите их на русский язык.
6. Прочитайте полилог. Выполните задания: назовите достопримечательности города; разделите текст на отдельные микродиалоги.
7. Прочитайте диалоги, восстановите целостность текстов, проинсценируйте диалоги.
8. Расскажите о достопримечательностях Кельна.
9. Аудирование. Прослушайте тексты, выполните задания упражнений.
10. Прослушайте текст расскажите, что вы поняли.
4. Рефлексия (20%).
Контроль знаний осуществляется на всех этапах: на первых двух этапах – пошаговый, далее целостный по результатам выполнения всего задания.
1. Аудирование текстов с вычленением главного.
Аудирование текстов с поиском определенной информации.
2. Диалогическая речь: побеседуй с другом о путешествиях.
3. Связное монологическое высказывание по теме «Путешествие в Германию».
Распределение времени для прохождения этапов.
Структура – 4 часа;
Генезис – 3 часа;
Самореализация – 6 часов;
Рефлексия – 3 часа
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что модель компетентностно-ориентированной образовательной среды существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.
Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель – ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Метод включает в себя освоение способов применения знаний, тем самым приучает детей действовать самостоятельно, раскрывает индивидуальные способности каждого. Компетентностно-ориентированное обучение заявляет о педагогике возможностей, в основе лежат мотивация достижения и ориентация на перспективные цели развития личности.
hђЗаголовок 215