Доклад Компетентностный подход на уроках и во внеурочное время
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главная задача системы образования – создание условий для качественного обучения. Школа должна формировать целостную систему «универсальных учебных действий», а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Учитель начальной школы должен научить детей учиться, развить их речь, ум, воображение. Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.
Возникает потребность во внедрении компетентностного подхода, который тесно связан с рядом проблем, одна из которых подготовить младшего школьника, способного самостоятельно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.
Реализация компетентностного подхода –это важное условие повышения качества образования.
Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей:
- Ценностно-смысловые ;
- Общекультурные;
- Учебно-познавательные;
- Информационные;
- Коммуникативные;
-Социально-трудовые;
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Среди многочисленных технологий выделю такие:
технологию проблемного обучения;
технологии уровневой дифференциации;
коммуникативные технологии;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
исследовательские технологии ; (метод проектов, эксперимент, моделирование)
Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.
Остановлюсь более подробно на технологии проблемного обучения.
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия.
Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знанием и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?»
Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованиями предметов и явлений, с выявлением связей, изменений, причин, т.е. возникает проблемная ситуация и требуется умственное напряжение, чтобы ее решить.
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Я приведу примеры на разных этапах урока:
1. Определение темы урока:
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, сторож, дочь, муж, ключ.-Чем все эти слова похожи? ( шипящий на конце сущ.)
-А чем слова отличаются? ( родом)
- Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Что такое карта и как ее читать»?
- Велика наша страна, но мы можем совершить путешествие в любой уголок, не выходя из класса.
- Как нам это удастся? (предположения детей)
-А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Моря есть – плавать нельзя.
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
-Что это?
-Правильно, это карта.
2. Объяснение нового материала.
Математика, 1 класс.
На доске изображены несколько четырехугольников и пятиугольников разного размера. Все эти фигуры не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в зелёный цвет, а пятиугольники – в синий.
-На какие группы можно разделить эти фигуры?
(по цвету, по форме, по размеру)
-Как вы думаете, почему зеленые фигуры можно назвать четырехугольниками, а синие – пятиугольниками?
(Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений).
3. Закрепление.
На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках использую такие задания:
Русский язык. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. Выпишите имена собственные:
фамилия Сидоров, озеро Байкал, гора Эльбрус, пустыня Сахара, республика Северная Осетия, река Терек.
Математика. Тема: «Решение задач»
-Решите задачу:
В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем
тюльпанов?
-Можно ли ее решить? Почему?
(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).
4. Самостоятельная работа.
Включение проблемных заданий в самостоятельную работу с учетом дифференцированного подхода.
Русский язык. Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»
На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.Задания по уровням.
Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.
Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.
Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? Что делать?
На своих уроках развиваю воображение учащихся при выполнении специальных творческих заданий, которые предусмотрены в учебниках. Их объединяет общая дидактическая цель - развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать известные образы, придумывать новые. Кроме того, они включают в работу упражнения, принципиально меняющие роль ученика. Он не просто « Зритель», а «Исследователь», что позволяет направить процесс обучения на развитие поисковых и творческих задач.
Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. Школьник может:
- выдвинуть гипотезу (рубрика «Выскажи предположение»);
- выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи (рубрика «Прояви смекалку»)
- вступить в дискуссию (задание «Выскажи свое мнение»).
Внедрение информационно-коммуникативных технологий во внеурочное время на кружке « Этикет» и «Школа здоровья» необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение.
Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем школьном возрасте дети очень любят играть, создавать что-то новое. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.
Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Каждый учащийся, овладевая знаниями, прежде всего работает на результат . ( Слайд)
Основной формой оценивания конечного результата является портфолио ученика.
Это отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Вывод.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.