Методическая разработка «Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области
Методическая разработка
«Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока»
Подготовила:
Руководитель ШМО естественного цикла Т.К. Сидоренко
Цель: создание условий для формирования информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций школьников на уроках биологии через дифференцированное обучение.
Задачи:
1. Изучить сущность дифференцированного подхода в образовательном процессе;
2. Выявить в ходе теоретического, практического анализа, может ли технология дифференцированного обучения в группах быть эффективным средством формирования учебно-познавательных компетенций;
3. Изучить индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся,
определить критерии деления учащихся на группы;
4. Создать серию уроков с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся 5, 7,10-11 классов.
Гипотеза:
Предположила, что эффективно развивать и формировать учебно-познавательные компетенции учащихся можно при условии применения технологии дифференцированного обучения, работы в сотрудничестве с учащимися и повышения познавательной активности учащихся.
Предполагаемые положительные результаты:
1.Повышение качества знаний учащихся.
2. Формирование учебной самостоятельности учащихся.
3.Максимальное раскрытие творческих способностей учащихся, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям значимых других и собственным задачам, самораскрытие личностных потенциалов, повышение уровня фасилитирующего общения.
Критерии и показатели эффективности моей работы по реализации поставленной цели:
1.Положительная динамика образовательных достижений учащихся.
2.Положительная динамика индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках биологии.
3.Положительная динамика призовых мест на научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня.
4.Положительная динамика познавательной активности учащихся.
Фирсов Виктор Васильевич, профессор, в дифференцированной технологии поддерживает два стандарта:
1. Для обучения; 2.Обязательный стандарт.
Установка для ученика:
- «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
- Вся система планируемых обязательных результатов должна быть известна и понятна школьнику.
- Мотивация, а не констатация.
- Предупредить, а не наказывать незнание.
- Признание права ученика на выбор уровня обучения.
- Ученик должен испытывать учебный успех.
Для реализации цели исследования спланированы направления работы:
1.Применение на уроках различных методов, форм, инструментария технологии дифференцированного обучения.
2. Повышение мотивации учащихся на научно-исследовательскую деятельность.
3.Создание творческой среды, обеспечивающей единство учебной и вне учебной исследовательской деятельности.
На первом этапе, приступая к работе, я изучила теоретическую литературу о сущности технологии дифференцированного обучения.
Проработана следующая литература:
1. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. - М, 1989.-№4.
2. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. -- 1997.,№4
4. Калягин Ю.М. и др. Профильная дифференциация обучения биологии. // Биология в школе. -- 1990. -- № 4.
5. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.
6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.: Просвещение, 1981.
8. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. - Мн., «Беларуская наука», 2002.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
Ценность дифференцированного обучения состоит в том, что я могу организовать работу по формированию ключевых компетенций:
предметных (усвоение темы);
метапредметных (умений находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, отбирать его из большого количества информации);
информационно-коммуникативных технологий (использование компьютера, интернета);
коммуникативных компетенций (умение работать в группе на общий результат, умение слушать и понимать других, взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми);
жизненных навыков, необходимых учащимся в реальной жизни вне школы (самостоятельное осуществление разных видов работы; осознанность цели работы и ответственность за результат).
В силу неравномерности развития личностных качеств и других качеств появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому при изучении тем по биологии я организую уровень дифференциацию учащихся на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, закрепление и повторение, при контроле знаний, умений, навыков. Например, при изучении темы «Дыхание» можно предложить учащимся вопросы и задания для самостоятельной работы, учитывая способности детей.
Основные методы обучения биологии:
лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа, методы моделирования, построения мысленных моделей, исследование и т. д..
Дифференциация учебных заданий для обучащихся разного уровня обученности.
1.Работа с книгой.
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Сколько времени вы бы могли прожить без пищи? Без воды? Можете ли вы даже непродолжительное время обойтись без кислорода? Вспомните, какую роль в жизнедеятельности клетки играет кислород. Уточните свои ответы, обратившись к материалу статьи «Что такое дыхание?» (первый абзац)
2. Найдите на стр.77 учебника ответы на вопрос Что называется дыханием? Назовите этапы, из которых состоит процесс дыхания у человека. Можно ли считать правильным утверждение: Дыхание – это процесс газообмена, который происходит в легких? Ответ поясните. Дополните утверждение нужными сведениями.
3. Во втором абзаце статьи «Что такое дыхание» (стр.77 учебника) найдите утверждение: Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. Объясните, какое значение имеет способность клеточных мембран пропускать газы, каким образом могут снабжаться кислородом клетки, расположенные близко к поверхности тела, другие клетки и ткани.
2.Ребятам с пониженным уровнем обученности новый материал можно предложить с заполнение таблицы «Органы дыхания», используя учебник.
На рис. 49 учебника найдите органы, по которым воздух из окружающей среды поступает в лёгкие. Назовите их.
Заполните самостоятельно две первых графы таблицы «Органы дыхания». Нужный материал найдите в учебнике, а третью графу заполняем с учителем.
Органы дыхания
Название органа
Функция
Соответствие строения органа выполняемой функции
Также можно предложить учащимся низкого уровня обучения при проверке знаний.
3. Вставить пропущенные слова для учащихся низкого уровня обучения:
Дышать нужно через , а не через
В носовой полости температура воздуха , носовая полость выстлана, покрыта многочисленными , которые задерживают
Клетки носовой полости выделяют , которая задерживает частички и микробов
Методика дифференцированно - группового подхода к школьникам низкого уровня обучения.
Этапы урока
Методика дифференцированно - группового подхода к школьникам низкого уровня обучения
Проверка
домашнего задания
Необходимо создать атмосферу особой доброжелательности при опросе учеников низкого уровня обучения. Снижать темп опроса, разрешать таким ученикам дольше готовиться у доски, делать предварительные записи.
Давать ученикам низкого уровня обучения
примерный план ответа, наводящие вопросы, которые могут помочь последовательно излагать материал. Поощрять использование при ответе наглядных пособий, схем, плакатов, помогающих более логично и последовательно излагать материал. Специально создавать ситуацию успеха при опросе учеников.
Изложение нового материала
и организации учебного процесса
Чаще обращаться к школьникам низкого уровня обучения с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлекать учеников в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала.
Чаще привлекать их к беседе в ходе проблемного изложения знаний, к формулировке предложений, выводов и обобщений.
В ходе самостоятельной работы учащихся на
уроках биологии
Разделить сложные задания на определенные дозы, подзадачи, этапы. При оказании помощи учащимся низкого уровня обучения в выполнении заданий начинать с наименьших доз помощи, постепенно конкретизируя ее (например, сначала указывать на аналогичные задание, выполненное ранее, напомнить основной подход к
его выполнению и лишь в случае невозможности и при такой помощи выполнить задание, указывать конкретные законы, правила, формулы, которыми надо воспользоваться для решения задач). Внимательно наблюдать за деятельностью школьников, отмечать положительные моменты, поощряя их к новым усилиям. Выявлять типичные затруднения, ошибки в работе учащихся.
При организации самостоятельной
работы
Специально подбирать наиболее рациональную для учеников, систему упражнений, а не механически увеличить число однотипных заданий. Более подробно объяснить порядок выполнения заданий, предупреждая о возможных затруднениях в работе. Давать карточки-консультации, направляющие работу на выполнение определенных заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы. В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указать содержание знаний, последовательность упражнений, сроки их выполнения.
Ученики, которые испытывают затруднения в работе, это школьники с низким уровнем обученности, выполняют все задания под руководством учителя.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
1.Усложнение материала, например, в задании для учащихся обязательного уровня обученности используются задачи на моногибридное скрещивание, а для повышенного уровня на дигибридное скрещивание, и перекомбинацию генетического материала;
2.Увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению, использование презентаций по определенной теме).
3.Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела круглых и плоских червей, сравнить строение органов дыхания земноводных и птиц)
4. Использование обратного задания повышенного уровня вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).
Примеры:
В чем сущность дыхания? Их каких этапов состоит этот процесс у человека?
Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости:
А) носовая гортань
Б) трахея
В) гортань
Г) носоглотка
3. Почему в выдыхаемом воздухе количество углекислого газа увеличивается, а количество азота остается неизменным?
4. Как образуется звук в гортани? От чего зависит его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?
5. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?
6. Почему обычно пища не попадает в гортань?
При проверке знаний по данной теме также можно предложить учащимся вопросы и задания обязательного уровня (среднее звено учащихся), повышенного уровня (сильные учащиеся), а учащимся низкого уровня обучения можно предложить составить план ответа на вопрос.
4.Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Сколько времени вы бы могли прожить без пищи? Без воды? Можете ли вы даже непродолжительное время обойтись без кислорода? Вспомните, какую роль в жизнедеятельности клетки играет кислород. Уточните свои ответы, обратившись к материалу статьи «Что такое дыхание?» (первый абзац)
2. Найдите на стр.77 учебника ответы на вопрос Что называется дыханием? Назовите этапы, из которых состоит процесс дыхания у человека. Можно ли считать правильным утверждение: Дыхание – это процесс газообмена, который происходит в легких? Ответ поясните. Дополните утверждение нужными сведениями.
3. Во втором абзаце статьи «Что такое дыхание» (стр.77 учебника) найдите утверждение: Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. Объясните, какое значение имеет способность клеточных мембран пропускать газы, каким образом могут снабжаться кислородом клетки, расположенные близко к поверхности тела, другие клетки и ткани.
4. Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы:
а) поступление воздуха в легкие
б) удаление воздуха из легких
в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким
г) перенос кровью кислорода от легких к тканям
д.) диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких
е) поступление кислорода в тканевую жидкость
ж) поступление кислорода в клетки тела
з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость
и) окисление органических веществ с освобождением энергии
к) поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях
Подчеркните название процессов, которые выполняют органы дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная система так тесно взаимосвязаны друг с другом.
Карточки для учащихся разного уровня обученности.
Примеры вопросов и задания обязательного уровня
Обозначьте с помощью стрелок изменения состава воздуха в органах дыхания.
Направьте стрелку: вниз, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе уменьшится,
вверх, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе увеличится; горизонтально, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе практически не изменится.
О13 EMBED Equation.3 1415.,13 EMBED Equation.3 1415 СО13 EMBED Equation.3 1415N13 EMBED Equation.3 1415.
Какую роль в организме человека играет кислород?
В чем заключается основная функция дыхательной системы, какими органами она образована?
В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности этого органа?
Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
Почему нельзя громко кричать, особенно мальчикам в 13-16 лет?
К* Примеры вопросов и заданий
повышенного уровня
В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?
Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости:
А) носовая полость; Б) трахея ;В) гортань; Г) носоглотка; Д) бронхи
3. Почему в выдыхаемом воздухе количество углекислого газа увеличивается, а количество азота остается неизменным?
4. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?
5. Какие особенности строения органов дыхания обеспечивают большую поверхность и быстроту соприкосновения воздуха с кровью?
6. В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?
7. Почему обычно пища не попадает в гортань?
Дополнительная информация
Масса легкого- 1200 грамм
Число легочных пузырьков – 850 000 000
Длина капилляров в альвеолах – 13 000 м.
Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества и объема легочных пузырьков.
У новорожденных диаметр легочного пузырька 0,07мм.
У взрослых - до 0,2мм.
Поверхность легких у новорожденных 6 м13 EMBED Equation.3 1415, к 17 годам она достигает 90 м13 EMBED Equation.3 1415.
Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а к 17- в 20 раз.
Голосовые связки могут совершать от 80 до 10.000 колебаний в секунду
Дополнительная часть содержит задания со свободным ответом повышенной сложности.
Например:
-Почему в венах кровь движется медленней, чем в артериях, но быстрее, чем в капиллярах?
-Почему пульс обычно измеряют, прижимая пальцем сосуд, расположенный на поверхности лучевой кости, немного выше ладони?
Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов
Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:
Пример:
Дана задача: Каков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6
Задание для 1-й группы. Решите задачу.
Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.
Все учащиеся должны овладеть обязательным базовым уровнем (чтобы иметь удовлетворительную оценку, желающие, способные, интересующиеся предметом школьники могут превзойти этот уровень). Индивидуализация усвоения базового курса может осуществляться путем разного темпа изучения материала, используя вопросы и задания разного уровня сложности и трудности, ориентация учащихся на разные виды деятельности, дозированной помощи со стороны учителя. Можно использовать мини исследовательскую работу (изменение состава воздуха в классе). Для выполнения заданий разной степени сложности создаются мобильные группы учащихся, что также способствует индивидуализации обучения. Если ученик выполнил задание на уровне минимальных требований, он заслуживает удовлетворительной отметки. Если же задание выполнено на уровне, превышающем требования к обязательной общеобразовательной подготовке, то знания его оцениваются хорошей или отличной отметкой.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Я разрабатываю инструктивные карточки.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
по теме «Тип Кишечнополостные животные»
По итогам изучения учащиеся должны знать:
а) признаки характерные для животных типа Кишечнополостных;
б) представителей данного типа (классы Гидроидных, Сцифоидных, коралловых полипов);
в) особенности внешнего, внутреннего строения, процессов жизнедеятельности гидры как представителя низших многоклеточных животных;
г) среда обитания, питание, особенности размножения, развития;
д) роль Кишечнополостных в природе;
е) признаки усложнения строения животных типа кишечнополостные по сравнению с одноклеточными животными;
ж) знать термины, характеризующие представителей Кишечнополостных.
2. Учащиеся должны уметь:
а) распознавать представителей Кишечнополостных (в природе, на рисунках, таблицах);
б) объяснить их взаимосвязь со средой обитания;
в) объяснить взаимосвязь строения клеток тела Кишечнополостных и их функции.
План изучения материала
I урок. Тип Кишечнополостные животные.
Изучение материала проводится в группах. Есть капитан, который имеет ведомость для контроля знаний.
Познакомьтесь с общим признаками животных типа Кишечнополостных, строения и жизнедеятельности пресноводного полипа гидры.
Изучить текст учебника стр.108, (найти ответы на вопросы):
а) где обитают представители Кишечнополостных животных и конкретно гидра? Стр.108
б) особенности строения и жизнедеятельности (стр.109, табл. «Тип Кишечнополостные животные», дидактическая карточка вопрос №1);
в) что означает лучевая симметрия? (стр.108, рис. «Лучевая симметрия гидры»);
г) почему называется «Тип Кишечнополостные животные»? (стр.108 абзац III).
Рассмотрите в микроскоп микропрепарат «Продольный разрез гидры», сравните с рис. Стр.109 и дидактической карточкой (Б).
Устно ответьте на вопросы: (вопросы задают по очереди друг другу, оцениваются учащиеся): За правильный ответ – балл в ведомость капитана группы
Какую форму и размеры имеет пресноводный полип гидра?
Какие части тела можно различить у гидры?
Из скольких слоев состоит тело гидры?
Как они называются слои тела гидры?
Что означает лучевая симметрия?
Где обитает гидра?
Чем она питается?
Как гидра добывает себе пищу? (стр.110).
Выписать термины в словарь и дать определение:
а) кишечнополостные -
б) полип –
в) лучевая симметрия –
г) стрекательная клетка –
II. Изучите стрекательные клетки гидры:
Прочитайте абзац «Стрекательные клетки» стр.109, рассмотрите рис. Строения стрекательной клетки стр.109, таблица на доске, дидактическая карточка №2, рис.26, вопрос 9.
Ответьте устно на вопросы: (Капитан команды поставляет оценки в ведомость)
а) где на теле у гидры располагается наибольшее количество стрекательных клеток?
б) Каковы особенности строения стрекательных клеток в связи с их функциональным значением?
в) Объясните: почему многие рыбы, захватив гидру ртом, выбрасывают ее?
г) Каким образом восстанавливается необходимое количество клеток?
3. Зарисуйте в тетради стрекательную клетку и подпишите ее основные части. (Можно использовать рис. Стр.109)
II урок «Внутреннее строение гидры»
Изучите особенности строения наружного слоя клеток тела гидры – эктодермы стр.108 (абзац III), дидактическая карточка задание 2,3.
Рассмотрите микропрепараты: «Продольный срез гидры», «Поперечный срез гидры».
Познакомьтесь с внутренним строением гидры стр.109 («Клетки энтодермы»). Что такое регенерация?
Используя изученный материал, заполните в тетрадь таблицу «Клетка тела гидры». Дидактическая карточка №2 рис.25.
Название клеток
Слой клеток
Функции клеток
Эктодерма
Энтодерма
Дать определение терминам: эктодерма, энтодерма, регенерация, рефлекс, базальная мембрана.
Сравните строение гидры и амебы. Найдите у них черты сходства. Подумайте, чем отличаются многоклеточные животные от одноклеточных животных?
Сформулируйте вывод о родстве одноклеточных и многоклеточных животных. Обоснуйте его (письменно).
Выясните, как гидра реагирует на изменение окружающей среды и на различные раздражения. Рис. стр.109
Прочитайте абзац «Нервные клетки» стр.108-109
Запишите в словарь определение – рефлекс, диффузная нервная система.
III урок. Тема- «Многообразие животных типа Кишечнополостных, их размножение, значение в природе и жизни человека».
Выясните особенности размножения и развития животных типа Кишечнополостные.
Прочитайте стр.110-111, рассмотрите рис. стр. 108, 110. (работа с книгой).
Составьте рассказ о бесполом (вегетативном) размножении гидры по плану:
а) наиболее благоприятное время размножения;
б) сущность процесса почкования;
в) значение бесполого способа размножения;
3. Зарисуйте схему полового размножения гидры и обозначьте его основные стадии. Ответьте на вопросы:
О чем свидетельствует наличие одноклеточной стадии в развитии гидры?
Что общего можно найти в размножении гидры и растений?
Какой вывод можно сделать на основе этого сходства?
4.Дать определение понятиям: дробление , гаструляция, планула - стр.111
IV урок. «Многообразие животных типа Кишечнополостных».
(Задание дается за два урока раньше, опережающее обучение)
Знакомство с многообразием Кишечнополостных, выясните их значение в природе; составьте общую характеристику животных данного типа.
Прочитайте стр. 108,110,111,112 и заполните таблицу:
Тип Кишечнополостные животные
Основные классы
Характерные признаки
Представители
Гидроидные
Сцифоидные
Коралловые
Провожу биологический турнир по опережающему заданию «Многообразие кишечнополостных животных» для выяснения подробного изучения типа Кишечнополостных.
Биологический турнир
I группа
Дать характеристику представителей «Гидроидных»
II группа
Охарактеризовать представителей «Сцифоидных»
III группа
Дать характеристику «Коралловых»
Вывод: инструктивные карточки помогают учащимся самостоятельно выполнить задания, успешно усвоить данную тему, вызывает интерес к предмету, повышает качество знаний.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяется три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных, лабораторных и практических заданий.
Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения.
Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных упражнений из учебника,
Третий (А)- заданий из вспомогательной литературы. (Предлагаю задания А, В, С по теме «Размножение»).
А). Карточка – тест для работы у доски
Запишите номера вопросов, напротив них - правильные ответы.
1. Как называется бесплодное размножение амебы?
2. Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?
3. Как осуществляется бесполое размножение папоротников и мхов?
4. Как осуществляется бесполое размножение человека?
5. Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?
6. Что характерно для генотипов дочерних особей, по сравнению с материнской, при бесполом размножении?
7.Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с родительскими при половом размножении?
8. Какое размножение дает преимущество при изменении среды обитания?
9. Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неплодотворной яйцеклетки?
Записав ответы, садитесь на место.
Компьютерное тестирование
«Бесполое и половое размножение»
Тест 1.Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для мхов, папоротников?
1.Бинарное деление
2.Шизогония
3.Фрагментация
4.Почкование
5.Клонирование
6.Вегетативное размножение
7.Полиэмбриония
8.Спорообразование
Тест 2. Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей?
1.Бинарное деление
2.Шизогония
3.Фрагментация
4.Почкование
5.Клонирование
6.Вегетативное размножение
7.Полиэмбриония
8.Спорообразование
Тест 3. Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?
1. Бинарное деление
2. Шизогония
3. Фрагментация
4. Почкование
5. Клонирование
6. Вегетативное размножение
7. Полиэмбриония
8. Бесплодного размножения у человека не существует
Тест 4. Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей?
1.Бинарное деление
2.Шизогония
3.Фрагментация
4.Почкование
5Клонирование
6.Вегетативное размножение
7.Полиэмбриония
8.Спорообразование
Тест 5. Что характерно для бесполого размножения?
1.Потомство имеет гены только одного материнского органа
2.Потомство генетически отличается от родительских организмов
3.В образовании потомства участвует одна особь
4.В образовании потомства обычно участвуют две особи
Тест 6. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
1.Бесполое размножение
2.Половое размножение
3.И бесполое и половое размножение в равной степени
4.Форма размножения не имеет никакого значения
Тест 7.Укажите верные суждения:
1.Партеногенез – особая форма бесполого размножения.
2.Партеногенез – особая форма полового размножения.
3.Партеногенетическое развитие известно у пчел, тлей, дафний.
4.Партеногенетическое развитие известно у одуванчиков.
При контроле знаний дифференциация углубляет и переходит в индивидуализацию. Используя различные формы проверки: самопроверка, взаимопроверка, поурочное тестирование (демонстрация тестовых заданий), зависит от уровня знаний.
Опыт работы с лабиринтами показывает, что:
Для решения теста требуется 10-15 минут.
Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
Ученики, не обладающие коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляются с заданиями.
№
Название
Ключи ответов
1
2
Паукообразные
Насекомые
1 7 3 8 12 16 17 13 14 10 15 20
1 2 3 7 10 14 15 12 16 20
Зачет, который содержит обязательную и дополнительные части урока, урок-экзамен, биологические карты, биологическая дуэль, мягкая посадка, змейка (демонстрация терминов) – все это способствует успешному усвоению учебного материала. Обязательная часть включает задания тестового характера, доступного для выполнения всеми учащимися.
При дифференциации домашнего задания использую:
- Подготовка материала параграфа по вопросам.
- Предлагаю составить по теме план-конспект.
- Для учащихся с низким уровнем обученности предлагаю схему ответа для выполнения домашнего задания.
- Работа по заполнению таблиц.
- Подготовка сообщений, рефератов, презентаций.
- К обобщающему уроку учащиеся выбирают сами, как, в какой форме они будут защищать, показывать свои знания по темам (самодельные тесты, лабиринты, кроссворды, немые рисунки, вопросы для «Поля чудес») Некоторым домашнее задание не дается т.к. весь материал усвоен на уроках.
- Карточки с ключевыми словами (с низким уровнем обученности), чтобы составили ответы на данные вопросы.
Таким образом, задания имеют дифференцированный характер и требуют ответ как на обязательном уровне, так и на повышенном.
Сочетание КСО, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого использую следующие формы работы: работа в группах (больших и малых), работа в режиме диалога, семинарски - зачетные системы, внеурочные, дополнительные, индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, исследовательская работа ведется в системе, внеклассная работа. Творческие задания учащиеся также могут использовать при изучении материала тем (это стихи, сочинения, сказки, ребусы, кроссворды).
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которую обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должен быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Особенностями методики преподавания являются: наличие учебно-методического комплекса, банк зданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня.
Предусматривается:
- тематический контроль, полнота проверки обязательного уровня;
- оценка методом сложения;
- повышение оценки за достижение сверх базового уровня; закрытие пробелов.
Стадия рефлексии.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приёмы, методы
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения. Дать творческие, исследовательские или практические задания.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам; дискуссии, синквейны, эссе, благодарственные письма ит.д.
Вывод:
Моя роль на уроках: контролировать и направлять ход, порядок работы, отвечать на вопросы, регулировать споры, в случае необходимости оказывать помощь отдельным учащимся или группе в целом.
При дифференцированном обучении действует новая психологическая установка для учащихся: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». В результате реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышать уровень Я – концепции: сильнее утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех. Необходимо иметь тематическую картотеку дидактического материала по базовым уровням: для учащихся обязательного уровня, повышенного уровня и учащихся с низким уровнем обучения (материал содержится в кабинете биологии). ( См. приложение – презентацию «Кабинет биологии»).