Конспект урока по литературе на тему Добро и зло в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоговая работа
Проект учебного занятия по литературе для студентов 1 курса по теме «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением технологии развития критического мышления
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 05.12.2016г. по 09.12.2016г.
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
Выполнил: Оськина Л.В.
Преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ ТСПК
г.о. Тольятти
Преподаватель:
ассистент кафедры
педагогики и психологии
Данилова Е.А.
2016г.
Паспорт учебного занятия по литературе для студентов 1 курса
Оськина Любовь Вячеславовна, ГАПОУ ТСПК
Целевой компонент
Тема урока:
Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Образовательная цель
Формирование духовно-нравственной личности, развитие критического мышления через осмысление особенностей персонажей, как носителей добра или зла.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР: высказывает собственное мнение о понятиях добро и зло; совершенствует свои духовно-нравственные качества; готов к самостоятельной деятельности; проявляет интерес к рассматриваемой теме; испытывает эстетическое отношение к миру;
МР: умеет самостоятельно определять цели деятельности, осуществлять и корректировать деятельность; умеет ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
ПР: владеет знаниями по окончанию изучаемой темы, сопоставляет особенности творчества различных писателей; способен выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
Программные требования к образовательным результатам раздела «Проза 30-х – начала 40-х годов»
Ученик научится: определять сущность проявления добра и зла в образах героев романа и сопоставлять их с реальной жизнью.
Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Содержательный компонент
Программное содержание
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Мировоззренческая идея
«Каждому воздастся по делам его»
Ценностно-смысловые ориентиры
Справедливость, как высшая ценность в жизни человека
План изучения учебного материала
1. Понятия добра и зла
2. Маргарита
3. Воланд и его окружение
Основные понятия
Добро, Зло, справедливость, жизнь
Основные законы, закономерности
Система образов в романе «Мастер и Маргарита»
Организационно-деятельностный компонент
Тип урока
Урок изучения нового материала
Форма урока
Урок-исследование
Образовательная технология
Технология развития критического мышления
Оснащение урока
Мультимедийные средства, раздаточный дидактический материал
Мизансцена урока
Традиционная (25 человек)
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Не предусмотрена
Домашнее задание
Домашнее задание
1. высокоий уровень сложности – составить фишбон на одного из персонажей: Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри
2. средний уровень сложности – составить синквейны на любых персонажей из романа (не менее 2-х персонажей).
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок
II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
– Давайте вспомним эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
(Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Гете, «Фауст»)
Практическая работа: составление кластера:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Работа с таблицей
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Перечислите основные действующие лица романа
К какой группе из схемы вы бы отнесли данных персонажей? Почему?
Какие события происходили с этими персонажами?
Какие поступки данных персонажей вы бы отнесли к добру? Какие ко злу?
– Давайте сформулируем тему и цель сегодняшнего занятия?
– Какие персонажи вызывают у вас большее затруднение?
Фронтально на листах А4 формата (приложение 1)
Работа в парах: письменно в тетрадях
Фронтально
Ответы детей
- проявляет интерес к изучаемой теме
-формулирует цель предстоящей деятельности;
- планирует предстоящую деятельность
- владеет способами сотрудничества
III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Чтение текста с маркировкой: Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Приём «ИНСЕРТ»«v» – уже знал «-» - думал иначе«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы
Аналитическая беседа по тексту:
- Что мы уже знаем о Волнде?
- В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?
самостоятельное чтение текста
Раздаточный материал (приложение 2)
По ходу чтения карандашом. Заполнение таблицы в тетрадях
фронтально
- графически оформляет результаты работы с текстом
- выделяет основные смысловые единицы текста
- осознаёт своё знание и незнание
IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Практическая работа: заполнение фишбона:
Обобщающая беседа:
– Что мы теперь знаем о героях романа?
– Можем ли мы разделить их на добрых и злых?
– Что теперь по вашему добро и зло? Взаимосвязаны ли они? Как?
– Дополните кластер с начала урока.
(добро + зло = справедливость)
– Какие выводы для себя можем сделать, опираясь на данный кластер и характеристики героев?
Практическая работа: составление синквейна
Воланд
1. справедливый, властный
2. карает, награждает, понимает
3. сложный образ добра и зла
4. справедливость
Раздаточный материал
фронтально
фронтально
объясняет сущность образа
- даёт объяснение связей особенностей образа и его поступков
- рассказывает основные события, связанные с персонажем
- обосновывает собственное отношение
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Содержательная оценка
Приложение 1
Раздаточный материал
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
Раздаточный материал
М. М. Дунаев: анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Роман Булгакова посвящен вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь самому Мастеру с его Маргаритой, но – Сатане. Воланд есть несомненный главный герой произведения, его образ – своего рода энергетический узел всей сложной композиционной структуры романа. Главенство Воланда утверждается изначально эпиграфом к первой части: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Идея Воланда уравнивается в философии романа с идеей Христа. "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом, – поучает свысока дух тьмы глуповатого евангелиста, – что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп" [10]. Не высказывая прямо, Булгаков подталкивает читателя к догадке, что Воланд и Иешуа суть две равновеликие сущности, правящие миром. В системе же художественных образов романа Воланд и вовсе превосходит Иешуа – что для всякого литературного произведения весьма существенно.
Но одновременно читателя подстерегает в романе и страннейший парадокс: несмотря на все разговоры о зле, Сатана действует скорее вопреки собственной природе. Воланд здесь – безусловный гарант справедливости, творец добра, праведный судия для людей, чем и привлекает к себе горячее сочувствие читателя. Воланд – самый обаятельный персонаж романа, гораздо более симпатичный, нежели малохольный Иешуа. Он активно вмешивается во все события и всегда действует во благо – от наставительных увещеваний вороватой Аннушке до спасения из небытия рукописи Мастера. Не от Бога – от Воланда изливается на мир справедливость. Недееспособный Иешуа ничего не может дать людям, кроме абстрактных, духовно расслабляющих рассуждений о не вполне вразумительном добре да кроме туманных обещаний грядущего царства истины. Воланд твердой волей направляет деяния людей, руководствуясь понятиями вполне конкретной справедливости и одновременно испытывая к людям неподдельную симпатию, даже сочувствие.
И вот важно: даже прямой посланник Христа, Левий Матвей, "моляще обращается" к Воланду. Сознание своей правоты позволяет Сатане с долей высокомерия отнестись к неудавшемуся ученику-евангелисту, как бы незаслуженно присвоившему себе право быть рядом с Христом. Воланд настойчиво подчеркивает с самого начала: именно он находился рядом с Иисусом в момент важнейших событий, "неправедно" отраженных в Евангелии. Но зачем так настойчиво навязывает он свои свидетельские показания? И не он ли направлял вдохновенное прозрение Мастера, пусть и не подозревавшего о том? И он же спас рукопись, преданную огню. "Рукописи не горят" – эта дьявольская ложь привела когда-то в восторг почитателей булгаковского романа (ведь так хотелось в это верить!). Горят. Но что спасло эту? Для чего Сатана воссоздал из небытия сожженную рукопись? Зачем вообще включена в роман искаженная история Спасителя?
Давно уже сказано, что дьяволу особенно желательно, чтобы все думали, будто его нет. Вот то-то и утверждается в романе. То есть не вообще его нет, а не выступает он в роли соблазнителя, сеятеля зла. Поборником же справедливости – кому не лестно предстать в людском мнении? Дьявольская ложь становится стократ опаснее.
Рассуждая об этой особенности Воланда, критик И.Виноградов сделал необычно важный вывод относительно "странного" поведения Сатаны: он не вводит никого в соблазн, не насаждает зла, не утверждает активно неправду (что как будто должно быть свойственно дьяволу), ибо в том нет никакой нужды. По булгаковской концепции, зло и без бесовских усилий действует в мире, оно имманентно миру, отчего Воланду остается лишь наблюдать естественный ход вещей. Трудно сказать, ориентировался ли критик (вслед за писателем) сознательно на религиозную догматику, но объективно (хотя и смутно) он выявил важное: булгаковское понимание мира в лучшем случае основано на католическом учении о несовершенстве первозданной природы человека, требующей активного внешнего воздействия для ее исправления. Таким внешним воздействием, собственно, и занимается Воланд, карая провинившихся грешников. Внесение же соблазна в мир от него не требуется вовсе: мир и без того соблазнен изначально. Или же несовершенен изначально? Кем соблазнен, если не Сатаной? Кто совершил ошибку, сотворив мир несовершенным? Или не ошибка то была, а сознательный изначальный расчет? Роман Булгакова открыто провоцирует эти вопросы, хотя и не дает на них ответа. Додумываться должен читатель – самостоятельно.
В.Лакшин обратил внимание на иную сторону той же проблемы: "В прекрасной и человеческой правде Иешуа не нашлось места для наказания зла, для идеи возмездия. Булгакову трудно с этим примириться, и оттого ему так нужен Воланд, изъятый из привычной ему стихии разрушения и зла и как бы получивший взамен от сил добра в свои руки меч карающий" [11]. Критики заметили сразу: Иешуа воспринял от своего евангельского Прототипа лишь слово, но не дело. Дело – прерогатива Воланда. Но тогда... сделаем вывод самостоятельно... Иешуа и Воланд – не что иное, как две своеобразные ипостаси Христа? Да, в романе "Мастер и Маргарита" Воланд и Иешуа – это персонификация булгаковского осмысления двух сущностных начал, определивших земной путь Христа. Что это – своеобразная тень манихейства?
Но как бы там ни было, парадокс системы художественных образов романа выразился в том, что именно Воланд-Сатана воплотил в себе хоть какую-то религиозную идею бытия, тогда как Иешуа – и в том сошлись все критики и исследователи – есть характер исключительно социальный, отчасти философский, но не более. Можно лишь повторить вслед за Лакшиным: "Мы видим здесь человеческую драму и драму идей. /.../ В необыкновенном и легендарном открывается по-человечески понятное, реальное и доступное, но оттого не менее существенное: не вера, но правда и красота". [12]. Легко просматривается истинная цель Воланда: десакрализация земного пути Бога Сына – что и удается ему, судя по первым же отзывам критиков, вполне. Но не просто заурядный обман критиков и читателей замыслил Сатана, создавая роман об Иешуа – а ведь именно Воланд, отнюдь не Мастер, является истинным автором литературного опуса об Иешуа и Пилате. Напрасно Мастер самоупоенно изумляется, как точно "угадал" он давние события. Подобные книги "не угадываются" – они вдохновляются извне. И если Священное Писание – Боговдохновенно, то источник вдохновения романа об Иешуа также просматривается без труда. Впрочем, основная часть повествования и без всякого камуфляжа принадлежит именно Воланду, текст Мастера становится лишь продолжением сатанинского измышления. Повествование Сатаны включается Булгаковым в сложную мистическую систему всего романа "Мастер и Маргарита".
Заполнение таблицы в тетрадях по ходу чтения.
V
–
+
?
Приложение 3
Раздаточный материал
ДОБРО
ЗЛО
?
ДОБРО
ЗЛО
?
Заголовок 4Заголовок 515