Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка

Игра как средство
повышения интереса к урокам русского языка
Ханафиева Фирдавса Каримовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением отдельных предметов»

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.
Ш.А. Амонашвили.

Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Особая роль в развитии интереса младших школьников к урокам русского языка принадлежит игре.
Приведу примеры грамматических игр и занимательных упражнений, используемых на уроках русского языка.

Игра «Пойми меня»
Задание: О чем задумала я – отгадать, отгадку - записать, устно или письменно – описать (в I классе нарисовать), слова – признаки или слова – действия подставить, предложения составить.
В I классе отгадки загадок используются для выделения звуков и букв, для физкультминуток, для записи слов под диктовку.
Далее по классам классифицирую слова-отгадки в соответствии с изучаемой на уроке темой или повторением того или иного правила. В непринужденной форме школьники заучивают орфограммы, учатся быть грамотными.
Игра «Найди, что мне принадлежит.»
Эта игра является подготовительным этапом к сочинению-описанию. В игре участвуют ученики всего класса. У каждого картина с изображением живого и неживого предмета. Из слов называемых учителем, нужно выбрать и записать только те, которые подходят к этой картинке, которая перед глазами.
Например, учащиеся 1 варианта-изображение зайца, у учеников 2
варианта - лисы.

Читаю слова: хитрая, трусливый, серый, рыжая, белый, пушистый, короткий, длинные, мыши-полёвки, корочка, кора молодых деревьев, морковка, капуста, рыба и другие. Среди названных слов могут быть и ловушки (слова, не принадлежащие ни к одному из названных предметов).

Игра «Подскажи словечко»
Гусёнок.
-Га-га-га! - кричит гусёнок.
-Чей он сын и чей ребёнок?
-Почему один остался?
-Может быть он потерялся?
Гуси плавают в пруду
Этот хнычет:«Не пойду!
Плавать, братцы, не умею,
В воду я зайти не смею.»
-Га-га-га! - гогочет мама -
Сын не будь такой упрямый.
Ты плыви, плыви, не трусь,
Ты ж не курица, а

Игра «Слово во всех падежах»
Мамы наши на работе
У мам дел не перечтете.
Мамам много надо трудиться,
Им без дела не сидится.
Мам мы наших уважаем,
Любим, ценим, обожаем
Мамами гордиться нужно,
Не ссориться, жить с ними дружно.
О мамах говорим всегда с почтеньем,
Их имя произносим с уважением.
«Дело» в пословицах
И.п. Дело мастера боится
Р.п. Без дела дома не сидится.
Д.п. Делу – время, потехе – час.
В.п. Закончим дело мы сейчас.
Т.п. Этим делом трудиться будем.
П.п. О другом деле не забудем.

Варианты заданий на уроке:
1. Выпиши существительное дело, понаблюдай за изменением окончаний.
Сделай вывод.
2. Расположи предложения в порядке падежей существительного дело.
(Предложения записаны в ином порядке).
3. Вставь пропущенные окончания. Сделай вывод.
4. Замени подходящей пословицей, своим предложением. Объясни свой
выбор.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот кто на деле гож.
Без дела день годом кажется.
Кончил дело, гуляй смело.

Игра «Прятки»
Найди слово в слове, укажи часть речи. Определи если есть,
однокоренные слова.
Бабочки Коля
Бочки Оля
Очки кол
а, и (союзы) ля (нота)
я
о, к (предлоги) о, к (предлоги)
Полетели Подносы
полет дно
летели носы
поле одно
пол осы
ел (ели) но!
по, о (предлоги) по, под, о (предлоги)
и (союз) но (союз)

Игра слов с разными ударениями (омографы).

Чтоб смысл текста вам понять,
В одном из слов придется ударенье поменять.

Замок - ?
Замок - ?

Войдешь ты в збмок через потайную дверь,
Замук откроет этот ключ, -
Ты мне поверь!
Дорог - ?
Дорог - ?

Много доруг ты порой прошагаешь,
Пока того, кому дурог узнаешь.

Мало - ?
Мало - ?

Любимое пальто малу мне стало,
Хотя носил его я мбло.
Дидактические игры дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
15