Из опыта работы Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка

МКОУ «Замзорская СОШ»




Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка
Из опыта работы


Учитель начальных классов :Трусова Татьяна Андреевна

Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного
и стремительного движения своей жизни.
Ш.А Амонашвили


Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Особая роль в развитии интереса младших школьников к урокам русского языка принадлежит игре.

Игра «Пойми меня».

Задание: о чем задумала я отгадать, отгадку записать, устно или письменно ~ описать (в I классе нарисовать), слова-признаки или слова-действия подставить, предложения составить.
В I классе отгадки загадок используются для выделения звуков и букв, для физкультминуток, для записи слов под диктовку. Далее по классам классифицируются слова-отгадки в соответствии с изучаемой на уроке темой или повторением того или иного правила. В непринужденной форме школьники заучивают орфограммы, учатся быть грамотными.

Чтоб вы могли меня понять,
Придется вам загадку отгадать.
У каждого слова свое значение,
На что указывает слов предназначение.

Карандаш
Он старенький маленький,
А новый - большой.
Бывает простой он.
Бывает цветной.
Поможет в тетради мне написать,
Картинку раскрасить, нарисовать.
Он на уроке будет со мной,
Мой Друг. И помощник в учебе он мой.

Мак
На клумбе летом рос цветок.
Алел и раловал нас каждый лепесток.
Отцвел цветок. Теперь на ножке
В коробочке лишь черные горошки,

Шар
Легкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый он летает,
А сдутый отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть.
То он тут же может лопнуть.


Яблоко
Оно на дереве в саду созревает.
Вкус и цвет плода разным бывает.
И кислое, и сладкое –
На вкус оно приятное.
Зеленого, желтого, красного цвета...
Полезно оно! Все знают про это.






Яма
Во дворе экскаватор работал, что-то копал.
Потом уехал и пропал.
IIIли люди с рабопы домой.
Поохали, поахали обошли стороной!!
Дети в нее теперь камни бросают,
Дожди водой её заполняют.
Все знают: может случиться беда,
Если кто-нибудь упадет туда.
Вот такая драма.
А слово это ...


Мышь
Ее ты встретишь в поле и в лесу,
Сову она боится ночью,
Днем - лису.
В домах она наших тоже живет,
Враги для нее человек и кот.


Утюг
Он и гладит, он и парит.
Вид приличный нам доставит.
После стирки нужен друг.
А зовут его...






Игра -Найди, что мне принадлежит».

Эта игра является подготовительным этапом к сочинению-описанию. В игре участвуют ученики всего класса. У каждого картинка с изображением живого или неживого предмета. Из слов, называемых учителем, нужно выбрать и записать только тс, которые подходят к той картинке, которая перед глазами.
Например, у учащихся 1-го варианта изображение зайца, у учеников 2-го варианта лисы.
Читаю слова: хитрая, трусливый, серый, рыжая, белый, пушистый, короткий, длинные, мыши-полевки, корочка, кора молодых деревьев, морковка, капуста, рыба и др. Среди названных слов могут быть и ловушки (слова, не принадлежащие ни к одному из названных предметов).

Игра «Подскажи словечко».

Возле леса есть крыница,
В ней холодная водица.
Ею можно и умыться,
Можно и воды напиться.
От крыницы шаг шагнешь.
Чудо дивное найдешь.
Из-под земли то чудо бьет.
Народ его ключом зовет.
К нему ты близко подойдешь.
Но ключ тот в руки не возьмешь,
Не откроет ключ и дверь.
Это правда! Мне поверь.
У ключа названье есть другое,
Кто подскажет мне, какое?




Гусенок
Га-га-га! Кричит гусенок.
Чей он сын и чей ребенок?
Почему один остался?
Может быть, он потерялся?
Гуси плавают в пруду.
Этот хнычет: «Не пойду!
Плавать братцы, не умею,
В воду я зайти не смею».
Га-га-га! Гогочет мама.
Сын, не будь такой упрямый,
Ты плыви, плыви, не трусь,
Ты ж не курица, а...

Игра «Слово во всех падежах».

Солнце
(во всех падежах)
Солнце ясное проснулось
Нам с вами, дети, улыбнулось.
Луч солнца нас слегка коснулся
И вместе с нами потянулся.
Отдохнем мы от науки,
Протянем к солнцу дружно руки.
Теперь, чтоб личико согреть.
На солнце нужно посмотреть.
Пока мы солнцем любовались,
Минутки отдыха умчались.
Вернемся снова мы к науке.
О солнце кто расскажет?
Поднимите руки!
Мы ведь не просто отдыхали,
Мы слово солнце просклоняли.
Его отпустим в класс другой.
Помашем солнышку рукой.

Ночь
(во всех падежах)
Последний луч солнца смотрит в окно,
На улице сразу стало темно.
Это значит, что день кончается.
Ночь приближается.
Солнце за горизонт зашло,
Время ночи пришло.
Небесные работники, что к ночи относятся
На работу просятся.
Луне и звездам не спится,
Им нею ночь придется трудиться.
Но вот первый луч солнца проснулся,
Заглянул в окно, улыбнулся.
Пришло время с ночью проститься.
О ночи лишь совам теперь будет сниться.

Мамы
(во всех падежах)
Мамы наши на работе,
У мам дел не перечтем-.
Мамам много надо трудиться,
Им без дела не сидится.
Мам мы наших уважаем,
Любим, ценим, обожаем.
Мамами гордиться нужно,
Не. ссориться, жить с ними дружно.
О мамах, говорим всегда с почтением,
Их имя произносим с уважением.




· Россия
(во всех падежах)
Россия Родина моя,
Не мы любим: ты и я,
Нам каждый уголок России
Отчий дом,
Где дорог даже кустик под окном.
А если за границей мы бываем,
То по России мы всегда скучаем.
Свою страну Россию-мать
Не согласимся ни за что мы променять.
Россией будем мы всегда гордиться,
Ее возвысить, укрепить стремиться.
В России важен каждый гражданин.
Я знаю: много россиян, я не один.

«Дело» в пословицах
(по всех надежах)
И. п дело мастера боится.
Р. п. Без дела дома не сидится.
Д. п. Делу - время, потехе - час.
В. п. Закончим дело мы сейчас.
Т. п . Этим делом гордиться будем.
П. п. О другом деле не забудем.

Варианты заданий на уроке:
1. Выпиши существительное дело, понаблюдай за изменением окончании. Сделай вывод.
2. Расположи предложения в порядке надежей существительного дело. (Предложения записаны в ином порядке.)
3. Вставь пропущенные окончания. Сделай вывод.
4. Замени подходящей пословицей, своим предложснием. Объясни свой выбор.


Не тог хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на деле гож.
Без дела день годом кажется.
Кончил дело, гуляй смело.

Труд
(во всех падежах)
И. п. Труд кормит, а лень портит.
Р. п. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Д. п. Суди о человеке по его труду.
(От каждого но способностям, каждому по труду).
В. п. Труд и чужой цени, как свой.
Т. п. Не всяким трудом гордиться можно,
П. п. В труде рождаются герои.

Игра «Достойная замена»-.
Замени синонимом слово в пословице, сменяя, при необходимости, окончания, 'делай вывод,

Работа дело
Каков мастер, таково и дело.
Без дела день годом кажется.
Кончил работу, гуляй смело.
Всякая работа концом хороша.

Бездельник лентяй (лодырь)
Лентяй празднует и в понедельник.
Кто в понедельник лодырь, тот и во вторник не работник.

Игра «Прятки».
Найди слово в слове, укажи часть речи, определи, если есть, однокоренные слова.
Бабочки Коля
бочки Оля
очки кол
а. и (союпы) ля (нота)
о, к (предлоги) я о, к, предлоги
полетели
полёт
поле
ел (ели)
по, о (предлоги)
и (союз)

Сорока
сор
рок
Ока
с, о, к, предлоги
а союз
Подносы
ДНО
носы одно осы
ио!
но, под. о (предлоги)
но (союз)
Длинная
Инна
на
длина (обратить
внимание па это слово)
на (предлог)
а, и (союзы)

Игра «Живые слоги».
Если слог поставить на другое место, То новое слово получится или
словесное тесто.

Задание:
Слоги местами поменяй,
При необходимости букву
в слоге заменяй.
Совет:
Не всем слогам вы доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Когда ударение не помогает.
Ученик словарь свой открывает.

(Для слабых детей рядом подсказка.)
Рама ..ара (Мара)
Насос с..сна (сосна)
Палка к-.пал (копал)
Тёлка к..тёл (котёл смотри в словарь)
Рига г..ри (гори смотри в словарь)
Лиса с.ли (соли) Рога г..ра (гора)

Игра «Буриме».

Продолжи стихотворную строку.

Что такое осень?
Что такое осень?
У деревьев спросим.
Осень это листопад.
Листья падают, летят.

Что такое осень?
Мы у неба спросим.
Тучки пролетали,
Плакали дождями.
Что такое осень?
Мы у птиц летящих спросим.
К югу улетая,
Журавли кричали:
«Осень - это холода. Да-да-да!



Игра слов.
Вставь в текст нужную часть речи.

Слово это одинаково произносится,
Но в разные тексты своя часть
речи просится.
Светило ? (глагол)
Светило ? (существительное)

Взошло небесное...
И всем вокруг оно светило.

Еще вчера было лето, солнце...
А сегодня дождь пошел, осень
наступила.
Печь ? (глагол)
Печь ? (существительное)

Будем... пирог мы в среду,
Позовем гостей к обеду.

В... мы тесто поставим,
На полчаса его там оставим,
И в назначенный срок
Испечется наш пирог.

Ожёг ? (глагол)
Ожог ? (существительное)

Мы целый день на пляже были.
...от солнца получили.

Сам себе принес я муку,
У костра... я руку.


Ясно ? (наречие)
Ясно ? (краткое прилагательное)

Учил уроки я не напрасно,
Мне про наречие все стало...

...солнышко проснулось,
Нам с вами, дети, улыбнулось.

Понятно ?(наречие)
Понятна - ? (краткое прилагательное)

Чтобы речь была...
Говорить нам надо внятно.

Говоришь ты все...
Слушать речь твою приятно.

Плачь ? (глагол)
Плач ? (существительное)

Тише. Танечка, не...
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Вдруг раздался громкий,..
Уронила Таня мяч.

Жало ? (существительное)
Жало - ? (глагол)

Смотрите чудо! Чудеса!
Мне села на ладонь оса.
Ой! Что-то больно стало.
Оса пустила...
Пальто мне сильно...
Мало, наверно, стало.
Дежурный ? (существительное)
Дежурный ? (прилагательное)

...учитель по школе идет,
Порядок сейчас он наведет,
...в школу рано приходит,
В классе порядок наводит.

Столовая ? (существительное)
Столовая ? (прилагательное)
После ремонта... как новая,
К приему школы готовая.
На обед сегодня будет окрошка,
Нужна мне... ложка.

Больному ? (существительное)
Больному ? (прилагательное)
...нужен врач, а не калач.
К... ребенку пришел врач,
Потому и слышен плач.

Игра слов с разными ударениями (омографы).

Чтоб смысл текста вам понять,
В одном из слов придется ударенье
поменять.
Замок ?
Замок ?
Войдешь ты в замок через потайную лверь,
Замок откроет этот ключ,
Ты мне поверь!

Дорог ?
Дорог ?
Много дорог ты порой прошагаешь, Пока того, кому дорог, узнаешь.
Мало ?
Мало - ?
Любимое пальто мало мне стало,
Хотя носил его я мало.

Носки ?
Носки ?
Мои носки вдруг прохудились,
На них от носки дырки появились.

Сорок ? Сорок ?
Задача
Сорок глаз
Смотрят на меня сейчас,
Да еще четыре глаза у сорок,
Что пришли к нам на урок.
Сколько учеников на уроке?
Откуда на уроке появились сороки?
Дайте ответ:
Все были внимательны
Или нет?

Мука ? Косит ?
Мука ? Косит ?
Нам дали на дом упражнение:
В словах расставить ударение.
Какое трудное задание.
Попробуй разберись! Ну просто наказание!

Чтобы испечь пирог, нужна мука. А может, мука? Какая сложная наука-
Сосед, что рядышком за партою сидит,
Что делает он: косит иль косит?
Ему списать задачу надо,
И он косит в мою тетрадку взглядом.
Косит, а может, все же косит?
Ведь он очки зачем-то носит?
Какое слово подойдет? Учитель завтра спросит .Вспотел я даже от волнения. Как правильно расставить ударенья.


—ђ Заголовок 1—ђ Заголовок 2—ђ Заголовок 3—ђ Заголовок 4—ђ Заголовок 5—ђ Заголовок 6—ђ Заголовок 7—ђ Заголовок 8—ђ Заголовок 915