Технология разноуровневого обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка и литературы

Технология разноуровневого обучения как средство творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика. Ещё К. Д. Ушинский писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение». Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно: - как организовать учёт индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы и установить причины, по которым ребёнок не успевает по предмету; - как методически правильно построить урок; - как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками; - исходя из каких критериев отбирать материал для каждой группы и как предъявить его; - как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их; Почти каждый класс можно разделить на три групп: ученики с высокими - средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются:- объём имеющихся знаний;- культура умственного труда;- способность к самоанализу;- умение анализировать и обобщать;- утомляемость от интеллектуальной деятельности;- уровень работоспособности (желание и умение учиться);- уровень самостоятельности;- способность к абстрактному мышлению;- уровень познавательной активности. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий. Например:- составление текстов диктантов;- составление карточек-заданий по изучаемому материалу;- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;- сочинение лингвистических сказок;- работа с дополнительной литературой;- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки. Для таких детей должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, поскольку они потенциально предрасположены к новым, более высоким требованиям в учении. Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят. Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавателя. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. В этой ситуации внимание учащихся можно "держать" вопросами, но задаёт их не учитель, а сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задать не менее пяти вопросов по теме урока.Например, вопросы, заданные учащимся VII класса по теме "причастный оборот", звучали так: " Чем отличается причастие от причастного оборота? " " Является ли причастный оборот членом предложения? " " Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми? " "Когда причастие является главным словом в словосочетании, а когда -зависимым?"Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и" включаться " в тему на протяжении всего урока. Для детей со средними учебными возможностями важную роль играет эмоциональная поддержка. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Этой группе учащихся нужно предъявлять посильные проверочные задания. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуются зрительно - текстовая опора и индивидуальные темы работы. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени на подготовку и обдумывание ответа; а в момент ответа не стоит перебивать их или задавать им неожиданные и коварные вопросы. Не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно - опорные материалы. На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды задания, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегчённом материале нельзя - затормозится их развитие. Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он даёт в основном общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии. Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задание для учеников II группы - на углублённое изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках. При разработке разноуровневых заданий необходимо соблюдать следующие требования : - воспитательное значение; - учебная цель; - какие элементы лингвистического образования имеются в виду; - необходимо ли это задание; - почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно; - сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание; - место задания в учебном процессе, как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося; - что даёт работа над заданием для совершенствования практической подготовки учащихся. Приведу примеры заданий для разных групп учащихся. Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе - для средних; третье - для слабых. ТЕМА «БУКВЫ 3 и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» ( 5 класс )1. Найдите лишнее слово: низкий, низвергать, ниспадать; расчёт, растут, раздать,сжать, здание, здравница; воззвание, восстание, восток. 2) Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят. Объединил друзей, оттолкнуться руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилаться по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор. 3) Вставьте буквы, графически объясните их написание. Во...глас, ра...писание, бе...шумный, ра...жигать, и...кусить, ра...пилить, и...лучать, в...дыхать, в...крикнул, ...бежать. Я считаю, что дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: - уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; - решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат; - становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
15