Доклад Профилактика правонарушений и преступлений в образовательном учреждении
Доклад социального педагога МАОУ «Комсомольская СОШ»
о работе школы по профилактике правонарушений, преступлений,
ПАВ и социально значимых заболеваний.
Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи:
Организация просветительской работы в вопросах воспитательного потенциала семьи и проведение профилактических мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ;
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленная на правовое просвещение учащихся, раннее выявление социального сиротства
Координация деятельности всех специалистов школы по повышению социальной адаптации детей и подростков.
Организация целевого досуга обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, приоритетных категорий.
Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей, родителей и педагогов информацией по вопросам социальной защиты, правовых знаний.
Для реализации поставленных задач на 2015-2016 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция
- Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
- Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;
- Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.
Защитно-охранная функция
- Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
- Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
- Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).
Организационная функция
- Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;
- Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;
- Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
- Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;
- Организация и проведение школьных мероприятий;
- Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);
- Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
Повышения уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь.
Улучшение физического и психологического здоровья детей и подростков.
Отсутствие правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Правовая культура детей и родителей.
Исходя из данной проблематики создана нормативно-правовая база:
Закон об образовании Российской Федерации;
Декларация прав ребенка;
ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Закона Пермского края от 07.07.2014 года № 352-ПК «О системе профилактик детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»;
Постановление КДНиЗП Пермского края № 7 от 14.0.201 «Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления, регламентов проведения субъектами профилактики профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения»;
Устав школы
Положения, локальные акты школы
На каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете составлен индивидуальная программа коррекции, заполняется индивидуальная карта, в личном деле имеется характеристика и акт обследования МБУ.
В профилактической работе с обучающимися, приоритетных категорий классный руководитель, педагог психолог, социальный педагог, БУС, учителя предметники, администрация школы проводят следующую работу:
- осуществление контроля посещаемости занятий (журнал посещаемости, классные журналы).
- обследование материально-бытовых условий проживания ребенка (для ГР и опекаемых - акты обследования 2 раза в год; для СОП – ежемесячно).
- контроль за занятостью во внеурочное время (совместная работа с учреждениями дополнительного образования через сверку списков, классный журнал);
- занятость в каникулярное время (совместная работа с доп. образованием, управлением образования, социальной защитой и администрация Комсомольского поселения, центр занятости населения, инспектор ПДН УВД);
- изучение особенностей личности подростков (через диагностику, наблюдение, беседы, анкетирование социальным педагогом и педагогом-психологом);
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям (справки о посещенных уроках социальным педагогом);
- психолого-педагогическое консультирование родителей (через родительские собрания, работа стендов, сайт школы, Голос школы, работа родительского клуба «Нам по пути»);
- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками (через классные часы, часы общения, тренинги, акции, участие в проектной деятельности) по программам представленным в реестре программ (Приложение 1);
- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ классных коллективов.
Исполнение Закона Пермского края от 07.07.2014 года № 352-ПК ведется по основным направлениям:
1) Выявление детского и семейного неблагополучия через:
- наблюдения за детьми,
- посещение семей на дому,
- диагностика детей,
- визуальный осмотр детей медицинским работником школы и классными руководителями.
2) Ведение информационный учет детей и семей, находящихся в группе риска и социальном опасном положении через:
- социальный паспорт школы;
- стат. отчет по школе;
- программа Контингент;
- программа отслеживания обучающихся ГР и СОП – таблпро.
3) Школа осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.
Реализуются планы по совместному взаимодействию с МО МВД России «Кунгурский», ГАУЗ ПК «Ленская ЦРБ», с ЦД п. Комсомольский.
Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);
- профилактика правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся «группы риска»;
- взаимодействие с социумом.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение уделяется развитию сети дополнительного образования.
Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Занятость учащихся «группы риска», состоящих на учете, составляет 100 %.
Охват учащихся услугами дополнительного образования
Учебный год Количество учащихся в ОУ
от 6 до 17 лет всего Кол-во учащихся занятых дополнительным образованием от общего числа Кол-во учащихся ГР и СОП, занятых дополнительным образованием от общего числа
2012-2013 392 318 (81%) 31 (100%)
2013-2014 381 328 (86%) 27 (100%)
2014-2015 406 374 (92%) 21 (100%)
По инициативе органов школьного самоуправления были созданы и активно функционируют профильные отряды: Отряд «Милосердие», Отряд «ЮИД» (Юные инспекторы дорожного движения»), Отряд «Юных пожарных». Советами школы организуются и проводятся различные тематические месячники плану работы школы, готовят и проводят общешкольные линейки, концертные программы к различным праздникам в школе, благотворительные марафоны и акции.
Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.
Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности. Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Здоровым быть модно!», традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»
Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Совместно с дополнительным образованием осуществлен проект «Ветер перемен» для детей группы риска и СОП. Воспитанию гражданственности и патриотизма способствует реализация проекта «Общественное движение. Школа безопасности». Под моим руководством мы являемся участниками в международном благотворительном проекте «Книга добра», обучающиеся группы риска стали призерами олимпиады по ЗОЖ для 1-4 классов. А впереди нас ждет реализация совместного проекта с центром дополнительного образования детей «Подросток в техносфере - путь в будущее».
Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
С целью профилактики правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ среди подростков ежегодно издается приказ «О работе школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», по определению обязанностей работников школы в части выявления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и защите их прав (приказ № 225 от 04.09.2015г).
В школе работает Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, который осуществляет (приказ № 224 от 04.09.2015г):
разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).
Результативность работы Совета профилактики в динамике за три года
Год Количество проведенных заседаний Совета профилактики Количество учащихся приглашенных на Совет профилактики
2012-2013 9 30
2013-2014 8 25
2014-2015 12 28
Каждый год школа участвует в комплексной межведомственной операции «Подросток», «Быт», «Здоровье» в ходе которой проводятся:
беседы на тему «Профилактика правонарушений среди детей»,
обеспечивается организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей в летних лагерях, на площадках по месту жительства,
организация трудоустройства учащихся школы в летний период совместно с Центром занятости;
оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам;
беседы социального педагога и психолога с детьми приоритетных категорий и их родителями.
Проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей с целью выявления нарушений прав детей, фактов жестокого обращения с ними.
Все профилактические мероприятия проводятся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, профилактика ПАВ.
В школе оформлен рабочий стенд с информаций для обучающихся и их родителей, где размещены (меняется 2 раза в четверть):- телефоны доверия для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- правила для учащихся;
- координаты уполномоченных по правам человека и ребёнка;
- основные правовые вопросы.
- Стенд «Голос школы», расположенный на территории поселения.
Понимая важность данной проблемы, в школе налажена методическая работа с педагогическим составом. Это выступления на педсоветах, на совещаниях при директоре школы, ШМО классных руководителей.
По данной тематике социальным педагогом и библиотекарем создана подборка методической литературы для обучающихся (права детей, уголовное и административное законодательство).
Основные показатели работы школы
с приоритетной категорией обучающихсяКритерии Показатели 2012-2013 уч.год2013-2014 уч. год 2014-2015 уч.годРезультат
Коррекционно-профилактическая работа
Количество обучающихся в школе 428 391 381 Снижение (демографический спад)
Количество классов 22 22 21 Стабильно
Количество обучающихся, состоящих на учете в СОП 7 6 3 Снижение (индивидуально профилактическая работа)
Количество обучающихся группы риска 38 31 24 Снижение
(индивидуально профилактическая работа)
Количество обучающихся, состоящих на учете в ОДН УВД 6 5 2 (Федоров, Емельянов) Снижение
(индивидуально профилактическая работа)
Социально-защитная работа Количество многодетных малоимущих обучающихся 74 74 80 Незначительное увеличение (сокращение рабочих мест на предприятиях поселения)
Количество малоимущих обучающихся 117 115 126 Незначительное увеличение (сокращение рабочих мест на предприятиях поселения)
Количество детей, находящихся под опекой или на попечении 9 11 13 Увеличение (реализация госпрограмм по опеке и попечительствуКоличество детей-инвалидов 4 5 7 Увеличение
Организационно-воспитательная работа Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования 318(81%) 328(86%) 374(92%) Увеличение
Трудоустройство учащихся в летний период 60 40 10 Снижение (сокращение финансирова-ния)
Оздоровление, занятость в каникулярное время 89% 94% 100% Увеличение
Социально-партнерская работа Индивидуальная и групповая работа с обучающимисядо 20 занятийв месяц до 20 занятийв месяц до 20 занятийв месяц Стабильно
Индивидуальная работа с родителями до 5 раз в неделю до 5 раз в неделю до 5 раз в неделю Стабильно
Собеседования с учителями до 9 разв месяц до 10 разв месяц до 9 разв месяц Без
изменений
Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:
1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин; 2.Уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;
3. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу психологу
4. Снижение числа учащихся состоящих на учете в СОП и ОДН УВД.
14.03.2016 г.
Социальный педагог Елтышева Т.В.
Приложение 1
Реестр социально профилактических программ для обучающихся начальной и средней школыПрограмма «Профилактика агрессивного поведения» для 3 классов (авт. педагог-психолог А.А.Блохина)
Цель программы: устранение агрессивного поведения младших школьников.
Программа для начальной школы «Все цвета, кроме черного» (авт. М.М. Безруких, А.Г. Макеева), Пермь, 2009 г.Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Программа для средней школы «Обучение жизненно важным навыкам» (авт. Н.П. МАйорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурух), Пермь, 2009 г.
Цель: развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Программа «Сталкер», С-Петербург, 2003 г.
Цель: создание адекватного информационного поля, формирующего установку не неприятие употребления ПАВ
Задачи:
- обеспечение подростков и детей адекватной и актуальной информацией о проблемах ПАВ;
- выявление и разрушение мифов о ПАВ, существующих в подростковой среде;
- формирование критичной установки по отношению к позитивной информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости мышления.
Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально-значимых заболеваний», Пермь, 202 г.
(авт. Н.В. Лядова, Ю.А. Аносова, В.И. Кожарская)
Цель: гигиеническое обучение и воспитание школьников, формированное у них ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Социальный педагог: Елтышева Т.В.