«ВЫЯВЛЕНИЕ И МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»


Российская Федерация
Чувашская Республика
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» г. Канаш

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ВЫЯВЛЕНИЕ И МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Разработала
Пигальцева Ольга Анатольевна
педагог-организатор
Канаш 2015г.
Введение
Наркомания - (от греч. оцепенение, бездушие) - резко выраженное влечение или привыкание к одному или нескольким наркотическим веществам, действующим преимущественно на нервную систему и вызывающим у человека ощущение благополучия, успокоения или возбуждения, а в больших дозах - состояние отчужденности и острого отравления.
Форма (вид) наркомании зависит от того, какое именно вещество, обладающее наркотическим эффектом, применяется в конкретном случае. Особенности этого вещества, используемые дозировки, частота употребления, его предпочтительный способ (прием вовнутрь таблеток или порошков, инъекций, вдыхание) определяет характер воздействия наркотика на организм.
Различаются следующие виды наркомании:
опийная (морфийная) - когда употребляется опий, морфий и различные их производные, в том числе самодельно приготовленные из мака, его соломки;
гашишная - возникающая при употреблении препаратов, изготовленных из конопли;
обусловленная применением различных синтетических наркотиков;
кокаиновая - возникающая при употреблении препаратов, изготовленных из травы коки;
ингаляционная (токсикомания) - когда с целью одурманивания употребляются пары различных органических растворителей и веществ, а также некоторых антиаллергических и других лекарственных препаратов;
обусловленная употреблениями различными психостимуляторами и снотворными препаратами.
В России в основном распространена опийная, гашишная и психостимуляторная наркомания. В последние годы отмечается определенный рост количества больных токсикоманией среди подростков. Среди факторов, способствующих переходу наркотизма в болезнь, социальные, психологические и биологические. Под первыми понимают низкий жизненный уровень населения, безработица, уход от реальных жизненных проблем, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, существующее у молодежи, особенно в неформальных группах, мода, практическое отсутствие ответственности за употребление наркотических веществ и относительная доступность, особенно в южных и восточных регионах страны, дурманящих средств.
К психологическим факторам относят характерологические особенности личности, наличие отклоняющегося поведения, повышенное стремление к достижению эйфорийного состояния, отсутствие силы воли, снятие стрессовых ситуаций. Важным фактором является стремление молодых людей к самоутверждению через употребление наркотических веществ.
Под биологическими факторами подразумевают степень изначальной индивидуальной непереносимости или наоборот - высокой устойчивости к наркотическому или другому сильнодействующему веществу (по аналогии с действием на организм человека алкоголя), наличие хронических заболеваний, в первую очередь печени и головного мозга.
Методика выявления лиц, склонных к употреблению наркотических средств и организация работы с ними
Наиболее эффективные результаты по противодействию наркомании дает индивидуально-воспитательная работа. Чтобы эта работа была целенаправленна и эффективна заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе выделяет для себя группу обучающихся, потенциально склонных к употреблению наркотиков, так называемую группу риска. При этом он должен учитывать, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих основных причин:
социальной незрелости, когда человека влечет любопытство, и он не задумывается о возможных последствиях наркомании или не способен контролировать свое поведение;
личных переживаний и различных проблем;
влияние нездорового окружения;
стремление следовать моде;
традиции, существующие в ряде регионов России;
следствие неправильного лечения или после тяжелого и длительного заболевания, для лечения которого использовались наркосодержащие препараты.
Для проведения воспитательной работы при профилактике наркомании необходимо отметить следующие факторы, дающие основания для занесения в группу риска:
·региональный - следует обращать внимание на обучающихся, продолжительное время проживавших в районах с высоким уровнем развития наркомании (Дальний Восток, Северный Кавказ, Средняя Азия, Краснодарский, Ставропольский край);·наследственный - результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто становятся те дети, у которых родители или близкие родственники - алкоголики, или страдают психическими заболеваниями;
·социальный - этот фактор связан с гражданским прошлым членов семьи воспитанника: его средой общения, окружением, характером взаимоотношений и конфликтов с морально-этическими принципами и устоями общества (привлечение к административной и уголовной ответственности).
Меры по профилактике наркомании
В задачи первичной профилактики входит:
- снижение группы риска употребления наркотических веществ, раннее выявление лиц, предрасположенных к употреблению наркотиков;
- формирование способности сохранить или укрепить здоровье;
- формирование негативного отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам;
- формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- формирование гигиенически целесообразных навыков и привычек поведения;
- формирование негативного отношения детей, подростков, молодежи и взрослого населения к наркотикам.
Вторичная (селективная) профилактика наркомании носит избирательный характер и ориентирована на лиц, эпизодически употребляющих наркотики, а также на лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, то есть с признаками формирования наркомании. Она направлена на сокращение продолжительности воздействия наркотиков на организм человека, полное прекращение дальнейшего употребления наркотиков, предотвращение формирования хронического заболевания, а также восстановление личностного и социального статуса индивидуума.
В задачи вторичной профилактики входит:
- своевременное выявление потребителей наркотиков;
- обеспечение доступности и качества оказания наркологической медицинской помощи;
- оказание квалифицированной психологической, педагогической и социальной помощи;
- выявление групп риска среди различных слоев населения для проведения адресной профилактической работы;
- проведение обязательных плановых и внеплановых медицинских осмотров групп риска и профессиональных групп, работа которых связана с источниками повышенной опасности в целях - - выявления наркологической патологи.
Третичная (индикативная) профилактика наркомании - ориентирована на больных наркоманией и носит преимущественно медицинский характер. Она направлена на предупреждение дальнейшего употребления наркотиков, уменьшение вреда от их употребления, оказание помощи больным в преодолении заболевания, а также предупреждение рецидива заболевания у больных наркоманией, прекративших употребление наркотиков.
В целях совершенствования профилактики наркомании принимаются следующие меры:
создание государственной системы профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений;
организация общей специальной и индивидуальной профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в системе воспитательной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов, введение обязательных образовательных учебных курсов по профилактике зависимого поведения, духовно-нравственному и правовому просвещению;
укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению в разных слоях населения (школьники, студенты, призывники, военнослужащие, спортсмены, работники предприятий и организаций) для проведения адресной профилактической работы, предусматривающей введение обязательного тестирования на предмет потребления наркотических средств;
организация просветительской работы и антинаркотической пропаганды для различных целевых групп населения Российской Федерации;
формирование через сети социальной рекламы, средства массовой информации, произведения культуры и искусства, интернет-сеть негативного отношения общества к наркомании и связанным с ней последствиям;
организация государственной поддержки массовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом;
организация и развитие волонтерского молодежного антинаркотического движения;
организация государственной поддержки деятельности негосударственных организаций и объединений, занимающихся профилактикой наркомании;
повышение эффективности профилактических мероприятий с группами повышенного риска немедицинского потребления наркотиков.
Цифры
2002 год
По данным ООН, в 2002 году в России резко сократилось число новых случаев ВИЧ-инфицирования, связанных с наркотическими инъекциями.
2005 год
В начале 2005 года Управление ООН по наркотикам и преступности выпустило очередной «Всемирный доклад о наркотиках», охватывающий период с 2000 по 2004. Согласно докладу, Россия, по-видимому, является крупнейшим рынком героина в Европе.
2009 год
В феврале 2009 года руководитель Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков сообщил, что в России ежедневно от употребления наркотиков умирают 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимым.
2010 год
В октябре 2010 года глава ФСКН В. П. Иванов заявил, что продолжительность жизни героинового наркомана составляет в среднем 5-7 лет, и уже через 3-4 года у них происходит дисфункция какого-либо органа или системы организма. Кроме того, до 80 % ВИЧ-инфицированных в России являются героиновыми наркоманами.
2011 год
Продолжался рост «дезоморфиновой» наркомании
2012 — 2014
Активный рост потребления среди детей и подростков курительных смесей — синтетических каннабиноидов.
Оценки численности потребителей наркотиков
Данные медицинского учёта Число наркоманов, состоящих на медицинском учёте в России:
1992 год — 88 тыс.
1996 год - 256 тыс.
1999 год — около 300 тыс.
начало 2001 года — около 355 тыс.
конец 2001 года — 369 тыс2006 год — 350 тыс.
2007 год — 537 тыс.
2008 год — около 550 тыс.
2009 год — 503 тыс.
сентябрь 2009 года — 550 тыс.
сентябрь 2013 года — 630 тыс.
Оценки ФСКН В июне 2005 года начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН Борис Целинский сообщил, что по экспертной оценке, «в России от 3 до 8 миллионов наркозависимых людей. Это очень большая цифра, и она растет»
В 2006 году общее количество лиц, употребляющих наркотики, по данным ФСКН составляло 2 млн человек.
В октябре 2010 года глава ФСКН В. П. Иванов сообщил, что наркоманами являются около 2 % трудоспособного населения России репродуктивного возраста (от 15 до 64 лет). Большинство из них, около 1,5 млн человек составляют опиатные наркоманы, среди остальных есть курильщики марихуаны и потребители синтетических препаратов.
По данным ФСКН, в 2012 году в России 18 млн человек (13 % населения страны) имели опыт употребления каких-либо наркотиков, до трёх миллионов делали это регулярно.
По заявлению ФСКН РФ, на 2014 год рынок наркопотребления в России составляет 8 миллионов человек (регулярное и эпизодическое потребление) из которых активно употребляют 3 млн. Каждый месяц от наркомании в России умирает 5.000 человек.
Алгоритм действий работника образовательного учреждения при выявлении факта сбыта наркотических средств на территории образовательного учреждения.

В случае обнаружения факта
сбыта наркотических средств
посторонним лицом В случае обнаружения факта
сбыта наркотических средств учащимся образовательного учреждения
Зафиксировать как можно больше информации (приметы распространителя, марка, номер, цвет машины, периодичность появления на территории школы) Проводить учащегося, замеченного в сбыте наркотических средств на территории образовательной организации, к руководителю, методисту, заведующему или директору учреждения
Не предпринимать никаких самостоятельных действий по предотвращению распространения наркотических средств, психотропных смесей: не проводить самостоятельных расследований, досмотров распространителей (при наличии охранника в учреждении можно осуществить задержание, также без самостоятельных действий). Не предпринимать никаких действий.
После обнаружения факта сбыта поставить в известность директора или представителя администрации образовательного учреждения. Директор (представитель администрации) образовательного учреждения в оперативном порядке направляет информацию о факте сбыта в УМВД России по Чувашской Республики по телефону 02.Директор (представитель администрации) образовательного учреждения в оперативном порядке направляет информацию об обнаружении факта сбыта в УМВД России по Чувашской Республике по телефону 02. Информация до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося доводится сотрудниками полиции
Алгоритм действий педагогов и администрации учебного заведения при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения
Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.
Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.
Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка.
В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.
Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.
Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.
В случае передозировки наркотическими веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.
При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены на внутришкольный учет.
О каждом выявленном факте потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ сообщать в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Шкала тревоги Шихана
В течение последней недели, насколько вас беспокоили

ппВопросы Оценка
1. Затруднение на вдохе, нехватка воздуха или учащённое дыхание 2. Ощущение удушья или комка в горле 3. Сердце скачет, колотиться, готово выскочить из груди 4. Загрудинная боль, неприятное чувство сдавления в груди 5. Профузная потливость (пот градом) 6. Слабость, приступы дурноты, головокружения 7. "Ватные, "не свои" ноги 8. Ощущение неустойчивости или потери равновесия 9. Тошнота или неприятные ощущения в животе 10. Ощущение того, что всё окружающее становится странным, нереальным, туманным или отстранённым 11. Ощущение, что всё плывёт, "нахожусь вне тела" 12. Покалывание или онемение в разных частях тела 13. Приливы жара или озноба 14. Дрожь (тремор) 15. Страх смерти или того, что сейчас может произойти что-то ужасное 16. Страх сойти с ума или потери самообладания 17. Внезапные приступы тревоги, сопровождающиеся тремя или более из вышеперечисленных признаков, возникающие непосредственно перед и при попадании в ситуацию, которая, по Вашему опыту, может вызвать приступ 18. Внезапные неожиданные приступы тревоги, сопровождающиеся тремя или более из выше перечисленных признаков, возникающие по незначительным поводам или без повода ( т.е., когда Вы НЕ находитесь в ситуации, которая, по Вашему опыту, может вызвать приступ) 19. Внезапные неожиданные приступы, сопровождающиеся только одним или двумя из вышеперечисленных признаков, возникающие по незначительным поводам или без повода (т.е. , когда Вы НЕ находитесь в ситуации, которая, по Вашему опыту, может вызвать приступ) 20. Периоды тревоги, нарастающей по мере того, как Вы готовитесь сделать что-то, что, по Вашему опыту, может вызвать тревогу, причём более сильную, чем ту, что в таких случаях испытывает большинство людей №
ппВопросы (продолжение) Оценка
21. Избегание пугающих вас ситуаций 22. Состояние зависимости от других людей 23. Напряжённость и неспособность расслабиться 24. Тревога, "нервозность", беспокойство 25. Приступы повышенной чувствительности к звуку, свету и прикосновению 26. Приступы поноса 27. Чрезмерное беспокойство о собственном здоровье 28. Ощущение усталости, слабости и повышенной истощаемости 29. Головные боли или боли в шее 30. Трудности засыпания 31. Просыпания среди ночи или беспокойный сон 32. Неожиданные периоды депрессии, возникающие по незначительным поводам или без повода 33. Перепады настроения и эмоций, которые в основном зависят от того, что происходит вокруг Вас 34. Повторяющиеся и неотступные представления, мысли, импульсы или образы, которые Вам кажутся тягостными, противными, бессмысленными или отталивающими35. Повторение одного и того же действия как ритуала, например, повторные перепроверки, перемывание и пересчёт при отсутствии в этом действии необходимости Всего Оценка: 0 – нет; 1- немного; 2- умеренно; 3 – довольно сильно;
4 – крайне сильно
Уровень тревоги более 20 баллов считается повышенным, более 30 баллов – аномальным