Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Остановись, подумай, выбери»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Тренинг
по профилактике употребления
психоактивных веществ (ПАВ)
«Остановись, подумай, выбери»
Вакуева А.Н., воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
Аудитория: обучающиеся 9-х классов
Продолжительность:1 час
Форма проведения: тренинг
Оборудование: яркие надписи с утверждениями:
«Совершенно не согласен»,
«Совершенно согласен»,
«Согласен, но с оговорками»,
«Не имею точного мнения»;
карточки «Незаконченные предложения», цветные карандаши, чистый лист (формат А1), ромашки (по числу участников).
Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены утверждения; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.
Цель: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.
Задачи:
- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;
- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.
План мероприятия:
Вводная часть:
игра-приветствие;
постановка проблемы;
дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
Основная часть:
упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
игра «Спорные утверждения»
игра «Незаконченное предложение»
ролевая игра «Давай с нами!»
игра «Портрет наркомана»
3.Заключительная часть:
игра «Скажи жизни - Да!»
домашнее задание
Ход тренинга
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ребята, я очень рада приветствовать вас на тренинге «Остановись, подумай, выбери». Начнем с разминки.
1.Игра-приветствие
Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)
Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)
Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)
Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)
Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Обнимаются)
Воспитатель: Я приглашаю вас к нашему столу заседаний. Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.
Правила нашего сегодняшнего мероприятия:
говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;
вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается;
если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.
если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше;
не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.
Постановка проблемы. Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ – инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, - это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность - сохранять эту свободу всегда.
И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не будем скучать и очень постараемся, чтобы всем вам было интересно.
Воспитатель: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
2.Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.
Вопросы для дискуссии:
Почему люди употребляют наркотики?
Каковы последствия употребления?
«Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
Что такое зависимость от психоактивных веществ?
Какие вещества вызывают развитие зависимости?
Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?
(Обсуждение проблемных вопросов)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
3.Упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»
Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача – любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы – воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.
Вопросы для обсуждения?
Что чувствовали участники?
Трудно ли противостоять давлению группы?
Воспитатель: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены на стенах. Прочитайте их.
4.Игра «Спорные утверждения»
(Листы с утверждениями "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения" прикреплены на стенах кабинета.
Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена
·их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».
Утверждения:
Наркомания - это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
ПАВ повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.
Употребление алкоголя не вредит здоровью.
Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию»
Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.
Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Подведение итогов игры «Спорные утверждения».
Выслушав все точки зрения, участники выбирают листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Воспитатель: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы из услышанной информации. А сейчас, минута релаксации.
5.Игра «Незаконченное предложение»
Описание: Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:
Мне нравится, что я.
Вчера я сделал хорошее дело
У меня есть такое хорошее качество как
Я расскажу вам о хорошем поступке, однажды.
Меня есть за что похвалить, например. и т.д.
После, каждый из участников отвечает на вопрос: «Как я себя чувствовал, говоря о своих положительных качествах»
Воспитатель: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.
6.Ролевая игра «Давай с нами!»
Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.
Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.
Вопросы для обсуждения:
Что чувствовали участники?
Трудно ли было противостоять давлению группы?
Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
Почему?
Воспитатель: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (ответы участников). Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на чистом листе.
7. Игра «Портрет наркомана»
Описание: На чистом листе ватмана в порядке очереди каждый участник рисует общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
Воспитатель: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (ответы участников)
Завершение работы
Воспитатель: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
8.Игра «Скажи жизни - Да!»
Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.
Воспитатель: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Жизнь любит тех, кто любит её, и ценит тех, кто ценит её.
Домашнее задание
Цель: Вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики»
Воспитатель: Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!
Список литературы
1.Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград, 2007.
2.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы/ авт. - сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград, 2008.
3.Классные часы.5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы/ авт. - сост. С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. – Волгоград, 2009.
4.Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М., 2006
5.Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/ авт-сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград, 2008.
6.Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы /авт.- сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград, 2007.
7.Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «Ладья». – Москва, 2015. Российский круглый стол.
15