Конспект урока по биологии Фотосинтез — воздушное питание растений
Анализ и моделирование учебного занятия
по теме:
Питание растений.
Фотосинтез – воздушное питание
растений.
Календарно-тематическое планирование по курсу биологии в 6 классе разработано в соответствии с содержанием программы основного общего образования по биологии (авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова), определяющей содержание базового уровня знаний, умений и навыков в соответствии с федеральным стандартом школьного биологического образования и концентрической концепцией.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год, т. е. 1 час в неделю. Курс биологии 6 класса реализуется на учебнике «Биология. Живой организм» Н. И. Сонина. Вспомогательным средством для контроля знаний учащихся является рабочая тетрадь к учебнику.
Тема «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений» входит в состав раздела «Жизнедеятельность организма» и является первой в большой теме «Питание и пищеварение».
Данный урок разработан с использованием инновационных компьютерных технологий (сопровождается презентацией, которую можно использовать при работе с одним компьютером через проектор или при работе учащимися на ПК).
Тема «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание
растений»
Цели:
- способствовать расширению знаний учащихся о питании растений через изучение способов питания и раскрытие сути процесса фотосинтеза, его значения для жизни на Земле;
- содействовать дальнейшему формированию мыслительных способностей (анализировать, обобщать) и учебных навыков (работа с учебником, таблицами, рисунками биологических объектов);
- создавать условия для воспитания бережного отношения к растительному миру через осознание величайшей роли растений на Земле, способствовать формированию осознанного понимания личностной значимости изучения биологии.
Оборудование: таблица «Клеточное строение листа», презентация к уроку.
Учебник: «Биология. Живой организм» Н. И. Сонина, таблицы «клеточное строение листа»
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Логика урока: мотивация актуализация субъектного опытаорганизация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого целогопервичная проверка правильности понимания нового учебного материалаорганизация первичного закрепленияанализ итоговрефлексия
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Прежде всего проверим вашу готовность и отметим отсутствующих.
Активизация субъектного опыта.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним с вами какие вещества входят в состав клетки? (органические и неорганические). Перечислите органические вещества клетки (белки, жиры, нуклеиновые кислоты и углеводы). Приведите пример углеводов (глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал). Чем отличается растительная клетка от животной? (У растительной клетки оболочка более плотная, т. к. состоит из целлюлозы, В растительной клетке есть вакуоли. В растительной клетке есть пластиды, самые распространенные из которых - хлоропласты, придающие растениям зеленый цвет.) А чем отличается животное от растения? (Прежде всего, тем, что животные очень подвижны.) Да. Животным необходимо активно двигаться, чтобы прокормить себя и добыть себе пищу. А у растений, как это не странно звучит, есть свои «фабрики» по производству пищи и чтобы ее добыть активно, двигаться необязательно. Я хочу, чтобы в конце урока вы мне ответили, что это за фабрики. А для этого мы должны с вами изучить питание растений и рассмотреть процесс фотосинтеза как воздушный тип питания растений. Узнаем об истории его открытия и значении для жизни на Земле. Итак, тема нашего урока: «Питание растений. Фотосинтез - воздушное питание растений» (запись на доске).
Изучение нового материала.
Итак, что же такое питание? Питание - это процесс получения
организмом энергии и веществ. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Источником энергии для большинства организмов на нашей планете является Солнце. И только зеленые растения могут использовать солнечную энергию непосредственно.
Растения не имеют специальной пищеварительной системы, как же у них происходит процесс питания? Растения существуют как бы в двух средах: почве и воздухе, поэтому у большинства из них выделяют два вида питания: почвенное и воздушное.
Как происходит почвенное питание? Почвенное питание происходит с помощью корня. Через корневые волоски растение поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящим
тканям поступают в другие органы растения, где вместе с углекислым газом участвуют в образовании органических веществ.
Все мы хорошо знаем, что и персик, и яблоко сладкие на вкус, а это значит, что в них содержится сахар. Растения, которые не имеют вкусных плодов и сока тоже вырабатывают сахар. Просто у них он очень быстро превращается в несладкий крахмал или белок. Откуда же они берутся? Они вырабатывается листьями растений, черпающих необходимые для этого компоненты из почвы и воздуха. Один из компонентов - углекислый газ - листья самостоятельно поглощают из воздуха через специальные щелевидные клеточные образования - устьица. Другой - влагу - корни добывают из почвы. Этих двух веществ растениям оказывается достаточно для производства сахара. Необходимо отметить, что процесс синтезирования пищи протекает в листьях лишь под действием солнечных лучей, и поэтому получил название фотосинтеза. От греческих слов «фотос» - свет и «синтез» - соединение, (демонстрация двух надписей фото и синтез, соединить их).
Разумеется, пищевым «фабрикам» растений, точно так же, как и любым другим, требуются машины. В листьях в качестве машин выступают маленькие зеленые тельца - хлоропласты. А энергию, приводящую «машины» в движение, поставляет солнце. В целом процесс производства пищи протекает следующим образом, (демонстрация рисунка в учебнике стр. 59). Корни растений забирают влагу из почвы. Вода поднимается по ним и далее по стеблям пока не попадает в листья, где, попав в каждую клетку, добирается до хлоропласт. (Записывается «вода +») Одновременно листья поглощают воздух, содержащий углекислый газ (записывается «углекислый газ-----») между этим газом и водой в хлоропластах под действием солнечного света (записывается над стрелкой «свет») протекает химическая реакция и образуется крахмал и сахар, которые разносятся по сосудам по всему организму растения (записывается «углеводы»). Кроме того, листьям приходится избавляться от поглощенных в процессе создания пищи ненужных веществ. Поэтому оставшаяся неиспользованной большая часть воздуха, обогащенного к тому же кислородом, образующимся во время протекания фотосинтеза, выделяется в атмосферу через устьица, (записывается «+ кислород» Получается вода + углекислый газ углеводы + кислород). Посмотрите - это схема процесса фотосинтеза.
А как вы думаете, какова роль фотосинтеза для жизни на Земле и человека в частности? Чтобы вам было легче ответить посмотрите еще раз на вторую часть нашей схемы. (Многие органические вещества, которые запасают растения человек, животные используют в пищу, т.е. растения делают солнечную энергию доступной для всех. И ежегодно в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества. Кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза необходим всему живому на Земле для дыхания.)
Об этом нам более подробно сейчас расскажет __________________. Он получил перед уроком дополнительное задание подготовить сообщение о значении фотосинтеза (сообщение).
А как же был раскрыт этот удивительный процесс. Путь к истине, как и в любом великом открытии, был тернист. А началось все еще в 18 в. когда английский химик Джозеф Пристли проделывал следующие опыты: помещал под стеклянный колпак мышь, которая через некоторое время погибала, даже если у неё было достаточно еды или горящую свечу, которая гасла. Ученый понимал, что при дыхании или горении воздух становится непригодным для жизни. Но почему в таком случае жизнь на Земле не прекращается? Сколько топлива сжигается в мире ежедневно, а сколько «испорченного» воздуха выдыхается животными и человеком?! Значит, воздух обновляется. Кто же его очищает? Чего только не проделывал химик с порцией непригодного воздуха из-под колпака. То встряхивал с водой, думая, что моря и океаны обновляют воздух, то нагревал, то сжимал, изменяя давление. Но ничего не помогало: свеча гасла, а мышь задыхалась. И вот однажды под колпаком оказалась веточка мяты. Зачем? Трудно сказать, просто ученый, не ожидая ничего интересного, положил то, что было под рукой. На удивление свеча не погасла, а мышонок тоже резво бегал. Повторные опыты подтвердили, что в природе действительно существует удивительный обновитель воздуха - зеленые растения. Затем было доказано, что происходить это может только на свету. С появлением современных лабораторных приборов процесс фотосинтеза подробно изучен, и многие наши ученые занимались этим вопросом, например, Ломоносов, Тимирязев, но началось все с веточки мяты...
Проверка первичного понимания.
Итак, давайте с вами повторим какие типы питания растений выделяют? (почвенное и воздушное). Воздушное питание растений осуществляется путем ... (фотосинтеза). Найдите, пожалуйста, в учебнике на стр. 58 определение питания и фотосинтеза (растения, путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом.)
Первичное закрепление.
Теперь давайте откроем рабочие тетради к учебнику на стр. 22 и выполним задание 47, а именно еще раз дадим определение фотосинтеза. Даю вам одну минуту. Теперь обменялись тетрадями и проверили друг у друга.
А как вы можете объяснить слова великого русского ученого К.А. Тимирязева: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез... в той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы... этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». (Вариант ответа: луч солнечного света, попав на лист пшеницы, привел к фотосинтезу, в результате которого образовалось органическое вещество. Его человек употребил в пищу, съев хлеб из пшеничной муки. Так человек получил энергию солнца в измененном виде. Эта энергия позволяет ему двигаться, думать). Ну что же, думаю, вы уже можете ответить на вопрос, который я задала в самом начале: что же это за «фабрики» по производству пищи есть у растений? Правильно, это зеленый лист. В нем при помощи хлоропластов в процессе фотосинтеза образуются необходимые органические вещества и выделяется кислород, который так нужен всему живому для дыхания.
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Уч.: стр. 58, тетр.: стр. 22 №48. Подготовить кроссворд по теме «Питание растений»
Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу. Вы хорошо и активно работали сегодня и получили следующие оценки:
Рефлексия.
Не забудьте теперь и вы поставить свою оценку нашему уроку. До свидания.
Список литературы, использованной при подготовке к уроку:
Кедров, Б.М. О великих переворотах в науке / Б.М. Кедров. – М.: Педагогика, 1986.
Овчинников, Н.И. Зеленый щит нашей планеты: кн. Для внеклассного чтения / Н.И. Овчинников, Н.М. Шиханова. – М. : Просвещение, 1979.
Трайтак, Д.И. Книга для чтения по биологии: Растения: для учащихся 6 - 7 кл. / Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1996.
Выполнила:
Кашкарова М.А.
учитель биологии
МОУ - СОШ № 16
города Белгорода
15