Конспект урока по русскому языку Обобщенно-личные предложения (8 класс, учебник под ред. А. Д. Шмелёва)


Обобщенно-личные предложения.
8 класс
Цели урока:1) дать определение обобщенно-личным предложениям;
2) определить специфику использования обобщенно-личных предложений в речи;
3) научиться отличать обобщенно-личные предложения от определенно-личных предложений.
Тип урока: получения и усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент (наличие присутствующих на уроке, раздать тетради, учащиеся проверяют собственную готовность к уроку).
2. Запись числа и темы урока в тетради.
3. Актуализация знаний.
Цель этого этапа урока – самостоятельная формулировка определения обобщенно-личных предложений.
I. Учитель заранее оформляет доску. На доске должны быть записаны 2 пословицы: «Чужим умом не проживёшь» и «Гуляй, да дела не забывай». Чуть ниже записано «Обобщенно-личные предложения – это…». Учащиеся переписывают эти две пословицы к себе в тетради, оставляя место после сказуемых. Далее беседа.
Учитель: как вы понимаете данные изречения?
Приблизительные ответы учеников: нужно думать своим умом, а не чужим; если будешь глупым, то не проживёшь; нельзя забывать про дела и т.д.
Учитель: а что это за предложения? как можно назвать такие изречения?
Приблизительные ответы учеников: это пословицы.
Учитель: а что такое пословица? как вы поняли, что это пословицы? для чего употребляются в нашей речи пословицы?
Приблизительные ответы учеников: пословицы чаще всего употребляются для красного словца, они чему-то учат, так как в них заложен поучительный смысл, так как это определенный опыт народа.
Учитель: а чему учат вот эти две пословицы? верите ли вы в то, что чужим умом не проживешь?
Приблизительные ответы учеников: да, ведь пословицы созданы народом, значит в них заложен определенный жизненный опыт.
Разбор этих двух предложений.
Учитель: выделить грамматические основы в этих двух предложениях. Что получилось?
Учащиеся: не проживешь (сказуемое), гуляй (сказуемое), не забывай (сказуемое)
Учитель: определите форму сказуемых.
Учащиеся: не проживёшь (2 л., ед.ч., изъяв. накл.), гуляй (2 л., ед. ч, повел. накл.), не забывай (2 л., ед. ч, повел. накл.)
Учитель: указывает ли форма глагола на какого-то конкретного человека, известного собеседнику? К кому вообще обращены пословицы?
Учащиеся: эти две пословицы не обращаются к какому-то конкретному лицо. Эти пословицы обращаются к людям в целом, т.е. ко всем.
Учитель: Вот такие предложения называются обобщенно-личными. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение данного типа предложений.
Учащиеся: (формулируют определение). Затем зачитывают 3 любых на выбор.
Учитель: Давайте проверим то, насколько вы были точны. Откроем учебник на стр. 112 и прочитаем вслух теорию. После прочтения проверим, кто был ближе. Можете ли вы дополнить после прочтения ваши определения?
II. После этого этапа, учитель записывает на доске два других предложения, также оставляя место после сказуемых.
Проживёшь (2 л., ед. ч., изъяв. накл.) у нас до конца каникул.
Гуляй (2 л. ед. ч., повел. накл.) да на коньках катайся (2 л., ед. ч, повел. накл.)
Учитель: давайте разберем эти два предложения. Выделите грамматическую основу.
Учащиеся: проживёшь (сказуемое), гуляй, катайся (сказуемое)
Учитель: определите форму этих сказуемых. Что получается? Эти сказуемые тоже обращены ко всем? или указывают только на конкретное лицо? (на конкретное). Так какое это предложение? Определенно-личное. Сформулируйте проблему.
Учащиеся: можно спутать обобщенно-личные и определенно личные предложения. Нам нужно научиться их разграничивать.
Учитель: Давайте разбираться.
4. Первичное закрепление знаний.
Работа с учебником.
I. Работа в паре. Стр. 113, упр. 24. Сначала мы должны определить спряжение и вид глаголов в рамке. После этого учащиеся в паре вставляют глаголы в нужной форме в нужные пословицы, чтобы получились обобщенно-личные предложения. Обозначаем орфограммы в личных окончаниях глагола.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Предательством счастья не сыщешь. Цыплят по осени считают. Всех дел разом не переделаешь. На чужой роток не накинешь платок. После драки кулаками не машут. Из песни слова не выкинешь. От добра добра не ищут. Гром и народ не заставишь умолкнуть. Без соли, без хлеба за стол не садятся. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Вторичное закрепление знаний.
Запись предложений под диктовку с дальнейшим определением типа предложения. Подчеркиваем грамматическую основу.
Не боги горшки обжигают.
В сломанную дверь все камни летят. (Двусоставное)
Былой славой боя не выиграешь. (Обобщенно-личное)
Не выиграешь в лотерею. (Определенно-личное)
Счастливые часов не наблюдают. (Двусоставное)
Авторитет делами берегут. (Обобщенно-личное)
На солнце во все глаза не взглянешь. (Обобщенно-личное)
Не взглянешь в его глаза. (Определенно-личное)
После беды берутся за ум. (Обобщенно-личное)
Расскажете мне об этом потом (Определенно-личное)
Злые нравы портят добрые дела. (Двусоставное).
Сделайте вывод, могут ли двусоставные предложения передавать обобщенное значение? (да)
Обобщаем – стр. 115 («Лингвистическая кладовая»).
6. Делаем вывод урока.
Какую мы изучили тему урока?
Какую определили проблему? Мы решили эту проблему?
Что еще мы нового узнали за этот урок?
7. Домашняя работа. стр. 112-выучить, стр. 113, упр. 27 + разобрать предложения по членам предложения.

8. Рефлексия. На полях ставим ?, !, ! – Я все понял, полностью разобрался в теме. Мне не нужна помощь.
- Я разобрался в теме, но чувствую себя неуверенно. Думаю, мне нужна некоторая помощь.
? – Я ничего не понял. Мне нужна помощь!
9. Выставление оценок за урок.