Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ФГОС по учебнику Шмелёва


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
__________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31 .08.15 г .№ 110
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): основное общее образование - 5 класс
Количество часов: 170 ч.
Учитель: Попова Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам». Русский язык 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2010.г., соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
1.Пояснительная записка.
     Рабочая программа по русскому языку   для учащихся  5 класса основного   общего образования    разработана  на основе примерной программы по учебным предметам. Русский язык. -М., 2010. (Стандарты второго поколения), «ФГОС. Русский язык. 5-9 классы
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. . Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И. Харитонова». - М.: «Дрофа»,  2012 год.
В системе школьного образования предмет русского языка занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Цели:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, обогащение активного и потенциального словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умение стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задача курса русского языка для 5 класса направлена на усвоение нового материала по разделам:  «Морфология», «Фонетика», «Графика, «Морфемика», «Словообразование», «Лексикология», «Фразеология», «Лексики», «Синтаксиса», на совершенствование речевых,  орфографических и пунктуационных умений и навыков, на развитие творческих способностей пятиклассников, а также на повышение интереса к изучению родного языка и воспитание бережного отношения к нему.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
  Изучение предмета  направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
          Доминирующей идеей предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.           
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.
5. Технологии системно - деятельностного подхода в учебном процессе.
   Методы и приёмы  обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу; фронтальный опрос;  
- индивидуальный устный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;  
- письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
         Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
           
2.Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание предмета русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основ компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знанию лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации на изучение предмета «Русский язык» на базовом уровне в 5 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю. Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов и учебному плану образовательной организации.
Контрольных диктантов –7
Проверочная работа -1
Изложений -2.
Сочинений -3
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные МетапредметныеПредметные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 1) 1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
2 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5. Содержание учебного предмета.
Глава 1. Наш родной язык.
О языке и речи. Выражение «родной язык». Язык – важнейший инструмент общения между людьми. Речь – это язык в действии.
Система языка.
Повторение изученного в 1 - 4 классах. Звуки и буквы. Состав слова. Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Местоимение. Глагол как часть речи. Словосочетание и предложение.
Правописание. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Правописание проверяемых глухих и звонких согласных в корне слова. Непроверяемые согласные в корне слова. Двойные согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.
Текст. Признаки текста.
Язык и культура. Культура речи как признак культурного человека.
Повторение.
Глава 2. На каком языке мы говорим.
О языке и речи. Понятие общенародного русского языка. Русский литературный языка как главная разновидность общенародного языка. Система русского литературного языка. Лингвистика. Единицы языка.
Система языка.
Фонетика. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Фонетический разбор слова.
Правописание. Гласные после шипящих и ц. Буквы а,у,и после шипящих. Буквы а,у,и,ы после ц. Буква ь как знак мягкости. Буква ь после шипящих. Разделительные ь и ъ. Прописные и строчные буквы. Собственные имена людей. Географические названия.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Язык и культура. Нормы русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь.
Повторение.
Глава 3. Как язык служит для общения.
О языке и речи. Разговорная и книжная речь как разновидности литературного языка. Речевая ситуация.
Система языка.
Морфемика Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем.
Словообразование. Образование слов с помощью приставок, суффиксов, способом сложения.
Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Правописание. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -зар- зор-, -гар-гор-, -лож -лаг-, -рос-раст-ращ-,-скак-скоч-. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Текст. Строение текста. План текста. Тезисный план. Вопросный план.
Язык и культура. Речевой этикет.
Повторение.
Глава 4. В чем заключается богатство языка.
О языке и речи.
Разновидности русского языка. Стили литературного языка. Три стиля книжного языка: научный, деловой и публицистический.
Система языка.
Лексикология. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Виды омонимов. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Фразеология. Фразеологизмы. Словари русского языка. Лингвистические словари.
Правописание. Буквы о ё после шипящих в корне. Гласные буквы и и ы в корне после приставок.
Текст. Типы речи. Повествование. Рассуждение. Описание.
Язык и культура. Лексическое богатство языка и культура речи. Культура речи как часть общей культуры человека.
Повторение.
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей.
О языке и речи. Диалогическая и монологическая речь.
Система языка.
Синтаксис. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и.
Предложения с обращениями и вводными словами.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Способы передачи чужой речи.
Правописание. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Тире перед обобщающим словом. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Текст. Повествование. Рассказ. Завязка, кульминация, развязка.
Язык и культура .Формы обращения и речевой этикет.
Повторение.
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь
О языке и речи. Речь устная и письменная.
Система языка.
Морфология. Части речи.
Имя существительное Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов.
Правописание. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.. Ь после шипящих на конце имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Слитное и раздельное написание не с существительными.
Текст. Типы речи: рассуждение.
Язык и культура. Грамматические нормы.
Повторение
Глава 7. Что такое современный язык.
О языке и речи. Современный русский литературный язык.
Система языка.
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. Полные и краткие прилагательные. Формы степеней сравнения прилагательных. Склонение прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.
Правописание. Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц. Правописание н и нн в прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание суффикса –ск- и –к-.
Текст. Типы речи: описание предмета.
Язык и культура. Употребление имен прилагательных в речи.
Повторение.
Глава 8. Как язык объединяет народы.
О языке и речи. Русский язык – государственный язык РФ.
Система языка.
Глагол Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть(-ться), -ти (-тисъ), -чъ (-чься). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и П спряжение. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.
Правописание. Правописание -тъся и -чь (-чъся) в неопределенной форме (повторение). Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов:
- Бер-бир-, -дер-дир-, -мер- - мир-, -пер- - пир-, -тер -тир-, -стел—стил-. Правописание не с глаголами.
Текст. Типы речи: описание состояния.
Язык и культура. Употребление глаголов в речи.
Повторение.
Контрольные работы.
1.Входной контрольный диктант.
2. Контрольный диктант: «Повторение»
3.Контрольный диктант: «Фонетика. Орфография»
4. Контрольный диктант: «Морфемика. Орфография. Культура речи»
5. Контрольный диктант: « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
6.Контрольный диктант: «Имя существительное»
7.Проверчная работа по теме: «Имя прилагательное» (тест).
8. Контрольный диктант: «Глагол»
9.Итоговый контрольный диктант.
Изложение-2
Сочинение-3

6.Тематическое планирование.
Распределение часов в модулях (главах) по рубрикам
Рубрики 1 модуль 2 модуль 3 модуль 4 модуль 5 модуль 6 модуль 7
модуль 8 модуль
О языке и речи
12 ч. 3 2 1 2 1 1 1 1
Система языка
78 ч. 8
Входн. к.д. 7 11 10 11 10 7 14
К.д.
Правописание
38 ч. 5 4
К.д..6 2 5 8
К.д. 4
К.р. 4
Текст
17 ч. 1 3
Излож. 2 3
Сочин. 1 3
Сочин. 3
Сочин. 1
Язык и культура. Культура речи
8 ч. 1
Излож. 1 1 1 1 1 1 1
Повторение
17 ч. 3
К.д. 1 3
К.д. 1 3
К.д. 1 1 4
Итог.к.д.
21 ч. 20 ч. 23 ч. 18 ч. 22 ч. 24 ч. 17 ч. 25 ч.
7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ Наименование учебного оборудования Отдельные замечания
Книгопечатная продукция
1 Примерная программа основного общего образования. Стандарты второго поколения) Русский язык. Москва «Просвещение» 2010г. Для учителя
2 Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2015 г. Часть первая.
Для  учителя и учащихся
3 Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2015 г. Часть вторая.
Рабочая тетрадь 1,2 ч. Для  учителя и учащихся
4 Русский язык – 5класс. Репетитор. Для  учителя и учащихся
5 Тесты по русскому языку для класса. ФГОС. Для  учителя и учащихся
5 Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык»(приложение к газете « Первое сентября»)
Для учителя
6 Словари.
Энциклопедический словарь, Толковый словарь Даля, Орфоэпический … Для учителя
Печатные пособия
1 Таблицы по русскому языку Для учащихся и учителя
2 Раздаточный материал по темам. Для учащихся и учителя
3 Самостоятельные и тестовые работы Дидактические карточки
Для поручного, потемного и итогового контроля
Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме)
1 CD-диск - Русский язык. Нестандартные уроки с применением информационных технологий.
5-9 классы.
Методическое пособие. Составители: Н.В.Верескун, С.С.Грачёва.
Москва «Планета». 2011г
Для учащихся и учителя
2 CD-диск - Русский язык. Нестандартные уроки с применением информационных технологий.5-9 классы.
Методическое пособие. Составители: Г.М.Вялова, И.М.Мехоаская.. Москва «Планета». 2011г.
Для учащихся и учителя
3 CD – диск мультимедийное приложение к учебнику
Для учащихся и учителя
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 Компьютер 1
2 Цифровые образовательные ресурсы
1 Интернет – ресурсы;
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
2 Медиатека; Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1 нет
Натуральные объекты
1 нет
Демонстрационные пособия
1 нет

8.Календарно-тематическое планирование.
№ Дата Модуль= глава
Разделы главы Разделы (темы) к/чЭлементы содержания Планируемые виды деятельности Виды контроля Оборудов.
Глава 1 (21ч.)
Наш родной язык (20+1ч.р/р, изложен.)
1-3 О языке и речи
3 учебник
1.Водный урок
2 Родной язык. 1
1 Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Личностные УУД. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы 2 Язык и речь
1 4-11 Система языка (повторение изученного в начальной школе)
(8ч.) 8 4.Звуки и буквы 1 Вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию Характеризовать звуки, делить слова на слоги, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор, овладевать основными правилами произношения, находить орфограммы в словах, правильно писать слова с названными в теме орфограммами
Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные. Вычитывать разные виды текстов информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план), делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях Таблицы
5.Состав слова 1 6.Имя существительное 1 7.Входной контрольный диктант. 1 Диктант 8.Имя прилагательное 1 9 Местоимение 1 10Глагол 1 11Предложение 1 12-16 Правописание
5 12.Орфограммы и орфографические правила 1 Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.
Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
13.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова1 14.Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова 1 15.Двойные согласные в корне слова1 16.Непроизноси
мые согласные 1 17 Текст. 117.Р.р. Текст. Подробное изложение.
1 Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Изложен. 18 18 Язык и культура. Культура речи. 1 Культура речи как раздел лингвистики.
Лексическое богатство русского языка и культура речи
Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.
Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
19 Повторение
(3ч.) 19 Повторение материала главы 1 1 Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. 20-21 20. Контрольный
диктант.
Повторение. 1 Диктант 21. Анализ контрольной работы. 1 Глава 2. На каком языке мы говорим ( 16+2ч р/р, изложен.)
22-23 О языке и речи 2 22.Общенародный русский язык. Русский литературный язык 1 Русский язык – язык русской художественной литературы.
Система русского литературного языка
Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Пр.: Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Учебник
23 Система русского литературного языка 1 24-
30 Система языка 7 24.Фонетика
Звуковой состав слов и транскрипция 1 Система гласных звуков русского языка. Система согласных звуков русского языка. Устройство речевого аппарата.
Элементы фонетической транскрипции.
Слог и ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.
Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.
Допустимые варианты произношения и ударения Л.: выразительно читать прозаически и поэтические тексты
М/п.: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему)
М/к.: работать в парах, группах
Пр.: Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.
Распознавать гласные и согласные; Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи. Производить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога,.Таблица
25. Слог и ударение. 1 26.Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные. 1 27.Согласные звуки: твёрдые и мягкие. 1 28.Гласные звуки: ударные и безударные. 1 29.Графика
Буквы русского алфавита.
Обозначение звука [й’] 1 30.Фонетический разбор слова 1 31-34 Правописание 4 Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах
Пр.: Освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
Пр.: Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.
Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.
М/р.: осуществлять самопроверку Диктант. Таблица
31.Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц1 32
Правописание букв ь и ъУпотребление прописных и строчных букв. 1 33.
Контрольный диктант «Фонетика. Орфография».
34 Анализ контрольной работы. 1
1 35-37 Текст 3 35.Тема и основная мысль текста 1 Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; 36.Р.р. Подготовка к написанию изложения.
37.Р.р. Написание изложения. 2 Пр.: Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку Излож. 38 Язык и культура речи. Культура речи 38.Нормы русского литературного языка 1
39. Повторение 39 Повторение материала главы 2 1 Глава 3.
Как язык служит для общения ( 24 ч.)
40 О языке и речи 40 .Разговорная и книжная речь 1 41-51 Система языка 11 41.Морфемика
Морфемы – значимые части слова 1 Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.
Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.
Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение. Л.: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
М/п.: осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица)
М/к.: Формулировать собственное мнение
Пр.: Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка;
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе словообразовательного разбора
Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования
Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов Таблица, учебник
42.Образование форм слов 1 43.Основа слова 1 44.Корень слова и однокоренные слова 1 45.Суффиксы. 1 46.Приставки 1 47.Варианты морфем 1 48.Словообразование
Образование слов с помощью приставок 1 49.Образование слов с
помощью суффиксов 1 50. Образование слов способом сложения 1 51Морфемный разбор слова 1 52-57 Правописание 6 52. Корни с чередованием букв а и о
Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор- 1 Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Пр.: Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
М/к.: Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности М/п.: Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем Таблица
53Корень -лаг- /-лож
Корень -рос- / -раст- / -ращ-
Корень -скак-/-скоч1 Таблица
54.Беглые гласные 1 Таблица
55.Гласные и согласные в приставках 1 Таблица
56.Безударные гласные в приставках 1 Таблица
57.Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с
1
Таблица
58-59 Текст 58. Строение текста.
59.План текста. 1
1 Пр.: Делить текст на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст.
М/к.: анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль и оценивать чужую.
М/п.: Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана 60 Язык и культура. Культура речи. 60.Речевой этикет 1 Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.
Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.
61-63 Повторение
(3ч.) 61.Повторение материала главы 3 1 62. Контрольный диктант:
«Морфемика. Орфография. Культура речи» 1 Пр.: Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в
корнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- /
-раст- / -ращ-; -скак-/-скоч- Диктант 63. Анализ контрольной работы. 1 Глава 4. В чём заключается богатство языка (17+ 2ч. р/рч., сочинен.)
64-65 О языке и речи 64.Разновидности русского языка.
65. Стили литературного языка. 1
1 Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.
Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужиеТаблица
66-75 Система языка 10 66Лексикология
Слово – основная единица лексики. 1 Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Толковые словари русского языка.
Лексические омонимы, Синонимы. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Понятие о фразеологизмах.
Пословицы, поговорки Л.: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций
М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
М/к.: Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.Пр./я: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы.
Пр./к: Наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи.
Учебник
67.Способы толкования слова 1 68.Однозначные и многозначные слова 1 69 .Прямое и переносное значения слова 1 70.Тематические группы слов 1 71.Омонимы 1 72.Синонимы. 1 73.Антонимы 1 74.
Фразеологизмы 1 75Словари русского языка 1 76-77 Правописание 2 76.Буквы о и ё после шипящих в корне 1 Правописание о-ё после шипящих в корне . правописание и-ы после приставки Пр.: Освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблемМ/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Таблица
77.Буквы и и ы в корне после приставок 1 Таблица
78-80 Текст 3 78.Типы речи. 1 79.Р.р. Подготовка к написанию сочинения 1 Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенностиПр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом 80 р.р. Написание сочинения 1 Сочинен. 81 Язык и культура. Культура речи 81.Лексическое богатство русского языка и культура речи 1 Лексическое богатство русского языка и культура речи
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
82 Повторение 82.
Повторение материала главы 4
Тест 1 Тест Глава 5.
Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.)
83 О языке и речи. 83.Диалогическая и монологическая речь 1 Речь диалогическая и монологическая.
Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос).
М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Учебник
84-94
Система языка
11 Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание как единица синтаксиса.
Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске:.
Грамматическая основа предложения.
Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Обращение, его функции. Вводные конструкции (слова, словосочетания) Л.: Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли,
М/п.: Вычитывать все виды информации, преобразовывать информацию в таблицу. схему, алгоритм.
М/к.: работать в группе, паре, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Пр.: Отличать словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные и второстепенные члены предложения, определять виды второстепенных членов и способы выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (ССП,СПП, БСП), составлять схемы и моделировать их предложения по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма.
Пр./к.: создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста – повествования)
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов
84.Синтаксис
Словосочетание и предложение 1 85.Синтаксический разбор словосочетания 1 86. Виды предложений. 1 87.Распространённые и нераспространённые предложения. 1 88. Главные члены предложения 1 Таблица
89. Второстепенные члены предложения 1 Таблица
90. Предложения с однородными членами 1 Таблица
91. Предложения с вводными словами и обращениями 1 92. Синтаксический разбор простого предложения 1 93. Сложное предложение. 1 Таблица
94. Способы передачи чужой речи 1 95-99 Правописание 5 95 Тире между подлежащим и сказуемым 1 Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Правила пунктуации в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым), в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, знаки препинания в сложном предложении.
в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме.
Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), его основные особенности.
Пр.: Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать пунктуационную зоркость.
М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.
Пр.: Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Таблица
96 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 Таблица
97 Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными
словами. 1 Таблица
98 .Знаки препинания в сложном предложении 1 Таблица
99. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1 Таблица
100 Текст. 100
Повествование: рассказ 1 101 Язык и культура. Культура речи 101 Формы обращения и речевой этикет. 1 Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.
Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. 102-104 ПОВТОРЕНИЕ
3 102 Повторение материала главы 5 1 103 Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи» 1 104 Анализ контрольной работы. 1 Диктант. Глава 6.
Чем различаются устная и письменная речь (22+2 р/р, сочинение)
105 О языке и речи 105 Речь устная и письменная. 1 Речь устная и письменная. Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,
различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Учебник
106-115 Система языка
10 106 Морфология
Части речи 1 Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым. М/п.: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации из разных источников (текста, схем, таблиц. рисунков) преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова, разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить рассуждения.
М/к.: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль) оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстниковПр. анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственными имена и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения.
Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста
Производить морфологический разбор
Пр./к.: создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, редактировать собственный текст
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов 107 Имя существительное
Имя существительное как часть речи 1 108 Разряды имён существительных 1 Таблица
109 Одушевлённые и неодушевлённые существительные 1 110 Род имён существительных 1 111 Род несклоняемых существительных 1 112.Склонение имён существительных 1 113 Число – непостоянный признак имён существительных 1 114.Падеж – непостоянный признак имён существительных 1 115 Морфологический разбор имени существительного 1 116-123 Правописание 8 116 Прописная буква в именах собственных
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 1 Употребление строчной и прописной букв.
Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отыменных прилагательных Пр.: правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать орфографическую зоркость.
М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.
117 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
1 118 Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик1 119 Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных 1 Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных,. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
120 Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- 1 121 Слитное и раздельное написание не с существительными 1 122 Контрольный диктант: «Имя существительное» 1 Диктант. 123Анализ контрольной работы. 1 Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи 124-126 Текст 3 124 Тип речи: рассуждение 1 Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста 125 Р.р. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. 1 126.Р.р.Написание сочинения –рассуждения. 1 Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. Сочинен. 127 Язык и культура. Культура речи 127 Что такое грамматические нормы? 1 Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного 128 Повторение. 128 Повторение материала главы 6.
1 Тест Глава 7.
Что такое современный язык (15+2ч.р/р)
129 О языке и речи 129 Современный русский литературный язык 1 Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка
130-136 Система языка 7 130 Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи 1 Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.
131 Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные 1 132 Полная и краткая форма качественных прилагательных 1 133 Формы степеней сравнения качественных прилагательных 1 134 Склонение качественных и относительных прилагательных 1 135 Склонение притяжательных имён прилагательных 1 136.Морфологический разбор имени прилагательного 1 137-140 Правописание 4 137 Слитное и раздельное написание не с прилагательными 1 Правописание гласных после шипящих и ц в именах прилагательных. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 138. о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. 1 139 Правописание н и нн в прилагательных.
Правописание суффикса -ск1 140 Проверочная работа по темам: «Имя прилагательное» 1 Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях Тест 141-143 Текст 3 141 Типы речи: описание предмета 1 Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. 142 Р.р. Подготовка к написанию сочинения- описания по картине. 1 143Р.р. Написание сочинения – описания по картине. 1 Сочинен. 144 Язык и культура. Культура речи 144 Употребление прилагательного в речи 1 Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.
Владеть основными нормами РЛЯ, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Употреблять прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием РЛЯ для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах СРЛЯ. 145 Повторение
145 Повторение материала главы 7.
1 Тест Глава 8.
Как язык объединяет людей (25 ч.)
146 О языке и речи
146.Русский язык – государственный язык Российской Федерации 1 РЯ — национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Л.: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка 147-160 Система языка 14 147 Глагол
Глагол как часть речи 1 Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.
Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола. 148 Инфинитив (неопределённая форма глагола) 1 Таблица
149 Виды глагола 1 150 Переходные и непереходные 1 151.Возвратные и невозвратные 1 152 Определение типов спряжения глаголов 1 153.Изменение глаголов по наклонениям 1 154 Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении 1 155.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени 1 156 Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени 1 157 Условное наклонение. Повелительное наклонение. 1 158 Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола 1 159. Контрольный диктант: «Глагол» 1 Диктант. 160. Анализ контрольной работы. 1 161-164 Правописание 4 161.Не с глаголами. 1 Правописание гласных после шипящих и ц в глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Формировать орфографическую. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 162.Гласные е и и в корнях с чередованием 1 163 Буква ь после шипящих в глаголах 1 164.Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) 1 165 Текст
165 Типы речи: описание состояния 1 Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; 166 Язык и культура. Культура речи 166Употребление глаголов в речи 1 Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
167-170 Повторение 4 167 Итоговый контрольный диктант. 1 Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.
Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях Диктант 168 Анализ контрольной работы. 1 169 -170.Повторение и систематизация изученного в 5 классе 2 Всего- 170ч.
К.д.-8;
К.р.-1;
Изложений-2;
Сочинений- 3. 9.Система оценки учебного предмета.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Оценка «5» выставляется за
- безошибочную работу;
- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте
- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;
- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено
- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» - Содержание темы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста - 1 орфографическая ошибка
- 1 пунктуационная ошибка
- 1 грамматическая ошибка
«4» - Содержание соответствует теме.
- Имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки
- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки
- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок
- 2 грамматические ошибки
«3» - В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.
Согласовано Согласовано Протокол заседания МО заместитель директора по УР
МБОУ УБСОШ _________ Петренко Н.В.
№ 1 от 27.08.2015 года
_______________ Разуваева И.Ю.
« 28» августа 2015 года