Разработка урока по биологии на тему Воздушное питание растений — фотосинтез (6 класс)


Конспект урока по биологии 6 класс
Тема: Воздушное питание растений - фотосинтез.
Цель: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений.
Планируемые образовательные  результаты:
Предметные:
научиться давать определения понятиям: фотосинтез, воздушное питание ;характеризовать условия , необходимые для воздушного питания растений; объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
Личностные:
формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование экологической культуры; формирование научного мировоззрения.
МетапредметныеПознавательные:
научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы, защищать свои идеи.
Комуникативные:
формулировать собственное суждение, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать в группе
Регулятивные:
формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Ход урока
1.Орг. момент
Приветствие учащихся., проверка готовности к уроку, настрой на работу и сотрудничество.
2.Мотивационно-целевой этап
В течение тысячилетий люди считали, что питается растение исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы. Проверить эту точку зрения решил 300 лет тому назад знаменитый ученый Ян Ван Гельмонт. Для этого он поставил простой опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попадала пыль. Поливали ветку ивы только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательнызхх веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса увеличилась на 65 КГ. Масса же земли уменьшилась всего на 50 г. За счет чего растение потяжелело на 54 кг 950 г ? Ван Гельмонт ответить на этот вопрос не смог. О каком процессе тогда не знал Ян Ван Гельмонт?(формулирование темы урока и задач урока)
3.Ориентировочный этап
Учащимяся прелагается ответить «Как можно получить новые знания по данной теме?»(провести эксперимент, поделиться с выводами эксперимента, найти информацию в учебнике)
4.Поисково-исследовательский этап
Класс делиться на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
Карточка №1
Английский химик Джозеф пристли провел еще один опыт. Он взял два стеклянных колпака. Под один колпак он посадил мышь вместе с веткой растения, под другую – одну мышь. В первом случае мышь осталась жива. Во втором – погибла. Почему так произошло? Какой вывод можно сформулировать по данному опыту?
Карточка №2
К. А. Тимирязев о растениях говорил так: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Какие условия необходиы для протекания процесса фотосинтеза? Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
Карточка № 3
У хлорофитума пестролистного, стоявшего на свету, оторвали один лист и опустила его на 5 минут в чашку с кипящей водой. Затем положили лист в стаканчик с небольшим количеством спирта, который поставили в кипящую воду.
Зеленая окраска листа (хлорофилл) растворяется в спирте. Когда лист обесцветился, его ополоснули в воде и опустили в раствор йода (цвет крепкого чая), налитого в блюдце. Лист посинел не по всей поверхности, а только там, где он зеленый, а белые полоски на листе остались бесцветными. Какой вывод можно сформулировать по данному опыту?
Группы обмениваются информацией. В ходе обмена информацией учащиеся делают записи в тетради:
-в процессе фотосинтеза образуются органические вещества- сахара, или углеводы.
-для протекания фотосинтеза необходимы углекислый газ, вода, свет.-в процессе фотосинтеза выделяется в окружающую среду кислород
-фотосинтез протекает только в зеленых частях растения
Далее учащимся предлагается сформулировать определение понятия «Фотосинтез». Данное определение сравнивается с аналогом в учебнике и записывается в тетрадь.
5.Практический этап
Учащимся предлагается определить верные и неверные утверждения.
1.В процессе фотосинтеза в качестве побочного продукта образуется свободный кислород.
2.Фотосинтез протекает во всех органах растения.
3.Основным поставщиком углкислого газа для фотосинтеза является воздух.
4.Свет необходимое условие для протекания фотосинтеза.
5.В процессе фотсинтеза образуется органическое вещество – белок.
6.Рефлексивно-оценочный этап
Какая проблема была поставлена в начале урока?
В чем же причина увеличения массы растения?
Как вы пришли к данному выводу?
Все ли задачи урока решены?
Были ли затруднения в решении задач?
Какие?
7. Дом. задание
Параграф 14 , составить синквейн с понятем «фотосинтез»