Методическая разработка урока на тему Единицы стоимости: рубль, копейка — и их соотношение
Учитель: Сабитова Розиля Каримулловна
Класс: 4 б
Тема урока: Единицы стоимости: рубль, копейка - и их соотношение.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: познакомить с единицами стоимости – рублём и копейкой.
Задачи:
создать условия для знакомства детей с новыми единицами стоимости – рублем и копейкой.
учить проводить расчёт монетами разного достоинства, выполнять преобразования и сравнения единиц стоимости, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на нахождение стоимости;
формировать у учащихся умение применять полученные знания на практике;
содействовать воспитанию взаимоуважения, коммуникативных навыков;
Развитие универсальных учебных действий:
Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; рассуждать и делать выводы; работать в паре и группе, оценивать работу партнёра и свою работу.
Оборудование:
Учебник «Математика» авторов Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой, 4 класс
Презентация,листы с таблицей единиц стоимости, конверты с заданием для приема «Сорд кардс», , карточки для решения задачи в паре, карточки с заданием демонстрационной версии ВПР
Элементы сингапурской методики: приём «Сорд кардс», прием «РАУНД-РОБИН», прием «ТАЙМД-ПЭА- ШЭА», Тэйк оф Тач Даун, Приём «Файн зе Фиб»
Ход урока
I.Организационный момент.Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. Слайд 1
-Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Я хочу, чтобы Вы были сегодня на уроке старательными и внимательными.
(Запись числа, классной работы,).- Начнем урок с математической разминки. Устный счет по таблицам.
-А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно в группах.
II.Стадия вызова.Приём «Сорд кардс»
- Партнеры под №2 возьмите ,пожалуйста , конверт №1, который лежит у вас на столах, откройте конверт и положите содержимое пакета посередине стола. На выполнение задания уделяется 1,5 минуты. Слушаем внимательно задание. Перед вами единицы величин, попробуйте эти величины распределить в три столбика. На выполнение задания уделяется 1,5 минуты.
Единицы длины Единицы массы Единицы времени
мм грамм Секунда
см кг Минута
дм центнер Час
м тонна Сутки
км Месяц
Год
Рубль, копейка (лишние)
- Прослушивание работы групп:
- Что же у вас получилось? Объясните, по какому принципу вы разделили величины на группы. Перечислите величины каждого столбика. Все ли величины нашли свое место?
Какие величины лишние? Как вы думаете, какими величинами являются рубль, копеек?
-А теперь попробуем, сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке?
3.Постановка проблемы.
- Подумайте, (10 сек.) что было бы, если бы не было единиц стоимости? (генеративный вопрос) .Информация из истории денег. (слайд2)
Когда появились первые деньги неизвестно, но самому древнему упоминанию о них - 4500лет.
В древности деньги делали из камня, брусков соли и даже из перьев.
Первые монеты были изготовлены в 7 веке в царстве Лидии (сейчас это Турция). Их делали из природного сплава золота и серебра.
Первое упоминание рубля как платежного средства встречается в новгородской берестяной грамоте 13 века.
А первые банкноты( бумажные деньги ) появились чуть больше 1000лет назад в Китае.
Как вы думаете сколько копеек в 1 рубле? (слайд 3)
1 р.=100 к.
III. Стадия осмысления.
1. Получение новых знаний
Работа в парах. Работа с карточками. Вычеркните те монеты и банкноты, которых в обращении не существует:
50 р. 30 р. 15 р. 10 р. 100 р. 250 р. 1 р. 3 р. 5 р. 2 р.
1000 р..3000 р. 5000 р. 1к. 5 к. 20 к. 50 к. 15 к. 25 к. 10 к.
Какие банкноты у вас остались? Какие монеты в рублях у вас остались? Какие монеты в копейках у вас остались? (слайды 4-5)
Какие 2 новые банкноты должны появиться в обиходе в ближайшее время? За какие две купюры голосовала вся страна?
7 октября 2016 года во время всероссийского народного голосования в прямом эфире 1 канала России, были выбраны два города, которые будут на денежных купюрах достоинством 200 и 2000 рублей. Ими стали Севастополь и Дальний Восток. Город Казань заняла ___ место.
Часто в магазине нас продавцы просят: «Попробуйте, пожалуйста, набрать без сдачи». С оставшимися банкнотами наберите:
16 000= 5т+5т+5т+1т
16 000=1т+1т…..
16 000=5т+5т+1т+1т….
16 000= 5т+….
С оставшимися монетами наберите:
7 руб=5р+2р
7 руб= 2+2+2+1
7 руб= 2+2+ 1+1+1
7 руб= 2+1
7 руб= 1+1+1+1+1+1+1
7 руб= 50 коп+50 коп +50 коп+50 коп+ 50 коп+50 коп +50 коп+50 коп +50 коп+50 коп+50 коп+50 коп+50 коп+50 коп (14 штук)
руб=10коп+ 70 раз
Первичное закрепление Преобразование величин ( по учебнику)
- №3 (вырази в рублях)
- № 4 ( вырази в копейках)- взимопроверка
- № 5(вырази в рублях и копейках)
3 . Сравнение единиц стоимости.Фронтальный опрос.( слайды 6-10 )
12р 50 коп … 11р70коп
34р…320коп
450коп….4р50 коп
560коп…6р10коп
400руб….460коп
4.Решение задачи по учебнику.
-№6
-Что вы можете сказать об этой задаче? Почему?
Как предлагаете 9 р.60 к. разделить на 2?
…………
5. Работа в парах. Решение задачи по рисунку. Вам нужно собрать две одинаковые покупки, потратив на них все деньги. Кошелек для двоих общий, следовательно, и деньги, которые там лежат общие.( слайд 11)
(Каждому нужно набрать покупку на 25 рублей.)
Проверка работ в парах.
-Какие учебные принадлежности вы купили и как рассуждали при покупке товара?
6. Решение задачи из демонстрационной версии Всероссийской проверочной работы по математике.
Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получитпокупатель, расплатившийся за одну бутылку нектара и один пакет морсакупюрой в 500 руб.? Запиши решение и ответ.
Взаимопроверка
Какие две иностранные валюты можно встретить в банках РФ?
До́ллар —денежная единица США, одна из основных резервных валют мира.
Е́вро — официальная валюта 19 стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы,Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции,Эстонии).
Стоимость доллара и евро по отношению к рублю не постоянное. Если в воскресенье курс доллара составлял по отношению к рублю 64 р.95 коп, то сегодня с утра он составил 63р63 коп. (1 доллар=63р63)
Если в воскресенье курс евро составлял по отношению к рублю 68 р.10 коп, то сегодня с утра он составил 68р 10 коп.( 1 евро=68р 10 коп). К вечеру курс доллара и евро может поменятся.
IV. Рефлексия:
Приём «Файн зе Фиб»
Выполнение теста «Рубль.Копейка»
- Всё ли у вас получилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
- На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
- Я использую полученные данные…
- Сегодня я сумел(а)…
- Я понял(а)…
- Я не совсем понял(а)…
- На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…
V. Домашнее задание:
- № 9, стр.71