Урок математики в 8 классе Тема: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.


Коммунальное государственное учреждение «Восточно – Казахстанская областная школа – интернат для детей- сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» управления образования Восточно- Казахстанской области
Урок математики в 8 классе
Тема: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Подготовила: Нсамбекова А.К.
Урок математики в 8 классе
Тема: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Цели:  
1. Образовательные: совершенствовать приемы письменного сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин; формировать навыки, умения выражения крупных мер в более мелких и мелких в более крупных
2.Коррекционно-развивающие: корректировать произвольное внимание, развивать пространственные представления; корректировать логическое мышление на основе операции в анализе и синтезе, работать над развитием мышления, памяти, воображения, речи.
3. Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе, взаимопомощь; воспитывать аккуратность при записи примера в столбик.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята
Ровно встали,
Тихо сели.
Головами повертели.
Сладко- сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись
- Руки?- Наместе!
- Ноги?- Наместе!
- Спина?- Прямая!
- Локти?- Украя!
Психологический настрой
- Ребята, на уроке мы будем трудиться, а для этого нам сегодня понадобятся: ваши внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение! Желаю вам успехов в работе на уроке!
Целевая установка.
- А я хотела бы обратить ваше внимание на пословицу.
- Ребята, прочитайте пословицу Математика – гимнастика ума.
Математика – гимнастика для ума потому, что она учит считать, наблюдать, думать, рассуждать и делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам.
Именно под таким девизом мы будем сегодня работать.
Проверка домашнего задание
+18 ч 30 мин - 7 т 88 кг
12 ч 16 мин 3 т 71кг
30 ч 46 мин 4 т 17кг
+ 3км 80 м + 7 ч 34 мин
4 км 50 м 4 ч 00 мин
7 км 130 м 11 ч 34 мин
+ 256 м 91см + 23 км 40 м
23 м 7 см 38 км 20 м
279 м 98 см 61км 60 м
Назовите ответ первого примера. (30 ч 46 мин)
Сравните ответ 3 и 6 примеров.
(7 км 130 м >61км 60 м)
Прочитайте ответ 2 примера
48м+10м =58 м 56 см+14 см=70см
18ч+18ч=36ч 23ч+15ч=38ч
15кг+23кг=38кг 45кг+15кг=60кг выборочно
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуализация знаний учащихся.
- А сейчас мы определим, чем будем заниматься на уроке.
Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(все слова вписываются по горизонтали)
1.промежуток времени в 100 лет (век)
2.самая маленькая единица времени (секунда)
3. расстояние в 1000 м (километр)
4.отрезок длиной 10см (дециметр)
5. время в 6о минут (час)
6. единица времени, в 60 раз меньше часа (минута)
7. масса предмета в 1000 кг (тонна)
8.самая маленькая единица массы (грамм)
- Какое ключевое слово получилось? (ВЕЛИЧИНА) (Это тема наших последних уроков)
Постановка целей урока
На этом уроке мы Вспомним, какие бывают величины измерения, как переводить одни единицы измерения в другие, чтобы в дальнейшем их можно было складывать и вычитать. Изучим несколько методов сложения и вычитания величин, выраженных в разных единицах измерения.
- А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, стоимости)
(Такие понятия, как длина, масса, время, и т. д. называют величинами. Величина является результатом измерения. Единицы, в которых измеряется величина, называют единицами измерения. Одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, например килограмм, грамм и тонна – это единицы измерения веса. Одна и та же величина в разных единицах выражается разными числами. Например, 5 см = 50 мм (длина), 1 ч = 60 мин (время), 2 кг = 2000 г (вес).
В результате измерения величины получается или именованное число, например 12 метров, или несколько именованных чисел, например 5 метров 7 сантиметров, которое называется составным именованным числом.
Вспомним соотношения мер величин, с которыми на уроке будем работать. Отвечайте быстро и правильно.(показываю карточки-дети отвечают)
Единицы измерения
Ниже представлены единицы измерения различных величин, которые часто встречаются в задачах по математике:
Меры веса/массы
1 тонна = 10 центнеров
1 центнер = 100 килограмм
1 килограмм = 1000 грамм
1 грамм = 1000 миллиграмм
Меры длины
1 километр = 1000 метров
1 метр = 10 дециметров
1 дециметр = 10 сантиметров
1 сантиметр = 10 миллиметров
Меры времени
1 век (столетие) = 100 годам
1 год = 12 месяцам
1 месяц = 30 суткам
1 неделя = 7 суткам
1 сутки = 24 часам
1 час = 60 минутам
1 минута = 60 секундам
1 секунда = 1000 миллисекундам
Об остальных видах величин вы узнаете по мере дальнейшего изучения математики.
Сокращённые наименования мер
Сокращённые наименования мер принято записывать без точки:
Меры длины
Километр – км
Метр – м
Дециметр – дм
Сантиметр – см
Миллиметр – мм Меры веса/массы
тонна – т
центнер – ц
килограмм – кг
грамм – г
миллиграмм – мг
Меры времени
век – в
год – г
месяц – м или мес
неделя – н или нед
сутки – с или д (день)
час – ч
минута – м
секунда – с
миллисекунда – мс Мера стоимости
тенге– тг
тиын-тн
Измерительные приборы
- А какие знаете приборы для измерения величин?
(Для измерения различных величин используются специальные измерительные приборы. К таким приборам можно отнести измерительную линейку, рулетку, измерительный цилиндр и др. К таким приборам можно отнести секундомеры, термометры, электронные весы и др.
Измерять различные величины в повседневной жизни приходится постоянно каждому из нас. Например, чтобы прийти вовремя в школу или на работу, приходится измерять время, которое будет потрачено на дорогу. Метеорологи для предсказания погоды измеряют температуру, атмосферное давление, скорость ветра и т. д
Повторение
(Числа полученные при измерении величин, преобразование чисел)
Устный счет
2-3 группа -4500 км 170 м,  9850тг, 540 кг 760 г,  230 ц 98 кг        
3600 с,  5000м 85см ,  8900тг
4 группа 7 дм 1см, 75 тг, 5 т 1 ц, 5 ч 45 мин, 50 кг
- Назовите меры, которые вы  прочитали. (Меры стоимости, длины, массы, времени).
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа
Математический диктант
2-3 группа выпишите только те числа, которые получены при измерении двумя мерами:
30 м 50 см; 30 мм; 1 дм 5 см; 45 кг; 250 гр; 7 кг 500 гр;
1 ц; 9 ч; 1ч 45 мин; 14 ч 30 мин;
2 т 600 кг
4 группа Из данных чисел выпишите только те, которые получены при измерении величин:
40 м; 9 ч; 38 пакетов; 6 см 5 мм; 7 апельсинов; 60 т; 5 ч;
20 квартир; 25 км 5 м; 38книг
Вывод:
-Мы повторили название и соотношение мер длины, стоимости и массы.
-А сейчас посмотрим как вы усвоили:
- Положите перед собой карточку №1
- Прочитайте числа (при измерении каких величин получены эти числа.)
- Расположите эти числа в порядке возрастания.
2-3 группа для средних учащихся 14 кг, 200 г, 3 ц, 2 т
для сильных учащихся 1224 м, 3 км, 15 мм, 2 дм
4 группа для слабых учащихся 8 ч, 60с , 1 сут, 12 мес.
- При измерении чего получены эти числа?
вывод:-Мы записывали числа, полученные при измерении в порядке возрастания, т.е сравнивали.
Вспомним: преобразование чисел, полученных при измерении величин
Карточка № 2
- Затем предлагаются упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины,  массы, стоимости.
- Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования.
2-3 группа
Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ 3м 45см
7км 2м
9кг 60г
ответы: 345см, 3045см
ответы: 72м, 7002м
ответы: 9060г, 960г
4 группа
Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ 7000г
5000м
43см
ответы: 7кг , 70кг
ответы: 50км , 5км
ответы: 40дм 3см, 4дм 3см
- Мерами измерений мы должны уметь производить различные действия: преобразовывать, складывать, вычитать умножать и делить.
- Для изучения новой темы, нам нужно вспомнить некоторые правила. Догадайтесь, какие?
Повторение правил сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, соотношения мер величин
Чтобы сложить числа, полученные при измерении, нужно:
1) записать слагаемые одного наименования одно под другим;
2) сложить, начиная с мелких мер;
3) если в сумме получится число мелких мер больше единичного соотношения, то необходимо выполнить преобразование;
4) записать полученный результат.
Чтобы вычесть числа, полученные при измерении, нужно:
1) записать компоненты вычитания одного наименования одно под другим;
2) если в уменьшаемом число мелких мер меньше, чем в вычитаемом, то надо занять одну крупную меру в уменьшаемом и выполнить преобразование;
3) выполнить вычитание.
Работа по новой теме
Пример № 11. 234 м 56 см + 297 м 75 см
Решение: 1. В письменных приемах все величины выражают в одних и тех же единицах измерения. И дальше выполняют вычисления так же, как с числами. Поэтому вспомним о том, что в одном метре сто сантиметров.
1 м = 100 см
234 м 56 см = 23 400 см + 56 см = 23 456 см
297 м 75 см = 29 700 см + 75 см = 29 775 см
2. После превращения всех величин в одни единицы измерения необходимо найти сумму. 

3. Переведем ответ в более крупные единицы измерения.
53 231 см = 532 м 31 см.
 Пример № 21. 34 т 205 кг + 16 т 120 кг
Решение: 1. Переведем каждую величину в одни единицы измерения. Вспомним о том, что в одной тонне тысяча килограммов.
1 т = 1000 кг
34 т 205 кг = 34 000 кг + 205 кг = 34 205 кг
16 т 120 кг = 16 000 кг + 120 кг = 16 120 кг
2. Вычислим сумму в столбик.
+ 34205
16120
50325
исправить
3. Переведем килограммы в более крупные единицы измерения и выразим число в тоннах и килограммах.
50 325 кг = 50 т 325 кг
 Пример № 31. 3 ч. 41 мин. – 1 ч. 54 мин.
Решение: 1. Для того чтобы перевести все числа в одни единицы измерения, необходимо вспомнить о том, что в одном часе шестьдесят минут.
1 ч. = 60 мин.
3 ч. 41 мин. = 180 мин. + 41 мин. = 221 мин.
1 ч. 54 мин. = 60 мин. + 54 мин. = 114 мин.
2. Выполним вычисления.
221 - 114 = 107 мин.
3. Выразим ответ в часах и минутах.
107 мин. = 1 ч. 47 мин.
 Пример № 4Решите примеры № 1 другим способом.
Решение: 1. Запишем первый пример с одинаковыми единицами измерения друг под другом и выполним вычисления.

Физминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 – к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Самостоятельная работа решение примеров
Мы с вами научились складывать и отнимать числа, полученные при измерении. Давайте проверим!
2-3 гр
89 № 268 или
45 км 17 м- 5км 10м=
640ц 23 кг-294ц9кг=
5003т 6ц+7020т 3ц=
5230см9мм-3784см3мм=
для преобразования
75 км -17 км 43 м=
25т 673кг-19т 825кг=
63 м 75 см+92м84 см=
312ц20 кг +546 ц70кг=
4 гр
7т 66кг + 2т 25кг = 9т 91кг
10км786м - 9км626м= 1км 160м
1м - 29см= 71см
2м 10см + 7м 13см= 9 м 13см
III. Заключительная часть
Подведение итогов.
- Наступило время подвести итоги нашей работы.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели?
- Ребята, какие вы знаете меры величин? (меры длины, массы, стоимости, времени)
- В каких мерах мы измеряем длину? (мм, дц, см, м, км.)
- В каких мерах мы измеряем массу? (г, кг, ц, т.)
- Какие меры стоимости вы используете, когда покупаете товар в магазине? (к, р.)
- Какими мерами времени, мы пользуемся в жизни? (с, мин, ч, сут., мес., год, век.)
(Попросить слабых повторить.)
Молодцы, ответьте, где обычно мы еще встречаемся с числами? (при покупке товаров, при оплате за какие-либо услуги, на уроках трудового обучения и т.д.)
- Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.
Чтобы сложить или вычесть числа, полученные при измерении с двумя мерами, нужно записывать меру под соответствующей мерой. Действия надо начинать выполнять с более мелких мер.
Рефлексия.
-Что вам понравилось больше всего на уроке?
С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
Какие виды работ выполняли на уроке?
-Что вызвало затруднение?
-Что нового узнали?
Сложно ли было вам работать на этом уроке?
Пригодятся ли вам знания на расчет чисел, полученных при измерении, в жизни Молодцы. А теперь, пожалуйста, встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке».
Выставление оценок.
дом работа