Конспект урока математики в 4 классе на тему Сложение и вычитание величин
Урок математики в 4 классе
Тема: «Сложение и вычитание величин»
Подготовила учитель:
Меркулова Елена Михайловна
Пояснительная записка
Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор А. Л. Чекин, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа».
Данной темой мы открываем новый тематический блок, в котором будут рассмотрены различные вопросы, имеющие отношение к действиям над величинами. Учащимся уже знакомо, что если величины выражены одной и той же единицей, то сложение (вычитание) величин выполняется совершенно аналогично тому, как выполняется сложение (вычитание) соответствующих чисел. По этой причине особое внимание при изучении данной темы нужно обратить на два момента. Во-первых, сложение (вычитание) можно выполнять только над однородными величинами. Во-вторых, если однородные величины выражены в разных единицах, то перед выполнением действия нужно привести их к одной единице.
Тип урока: комбинированный
Цели. Создать условия:
для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), карточки для индивидуальной работы, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
2. Актуализация знаний
1. Устный счёт.
- Найти значения выражения удобным способом.
5 * 37 *20 25 *29 * 4 12 *25
4 *9 * 25 20 * 14 * 5 34 *11
2.Задача.
Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл
каждый из них? (40 мин).
3. Работа с геометрическим материалом.
( На доске геометрические фигуры: прямоугольник и треугольники)
- Назовите геометрические фигуры.
- Какой рисунок можно составить из этих фигур? (Предположения детей) ( Ракета)
- Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знакмелочь, но она могла обернуться катастрофой. Как вы думаете, почему я рассказала о факте, имевшем место в действительности? ( Нужно быть предельно внимательными, уметь выполнять осознанные действия при вычислениях, делать безошибочные расчеты)
3.Арифметический диктант.
На столе карточки.
Н Е Ч Ы Л И В И
- Запишите ответы на вопросы по порядку под каждой буквой вашего ряда.
1. Сколько метров в одном километре? (1000)
2. 90 центнеров, сколько это тонн? (9)
3. Сколько минут в одном часе? (60)
4. Чему равна площадь квадрата со стороной 40 метров? (1600)
5. Что больше 15 аров или 15 гектаров? (15 га)
6. Сколько лет в 3-х веках? (300)
7. Что больше 2 часа или 80 минут? (2)
8. Сколько дней в 4-х неделях? (28)
- Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.
В Е Л И Ч И Н Ы
2 9 15 28 60 300 1000 1600
- Молодцы!
- Тема нашего урока «Сложение и вычитание величин».
- Запишите трёхзначное число у себя в тетради. Что о нём можно сказать?
3. Постановка проблемы
- Найдите лишнюю запись.
6200 - 2300
3 дм 8 см40 см
2 ч 30 мин + 15 мин
41 м 56 см + 23 м 75 см
12 ц 36 кг 7 ц 78 кг
- Лишняя запись 6200 - 2300
- Почему? (Выражение не содержит величин.)
- А какие из данных заданий мы умеем выполнять?
(Сравнивать. Преобразовывать.)
- Выполним их.
- Я вижу, что два последние задания вызывают у вас затруднение в нахождении быстрого ответа.
- Какова же цель нашего урока? (Научиться складывать и вычитать величины.)
4. Совместное «открытие» нового
41 м 56 см + 23 м 75 см
41 м 56 см = 4100 см + 56 см = 4156 см +4156
23 м 75 см = 2300 см + 75 см = 2375 см 2375
-----
6531
6531см = 65 м 31 см
- Составим алгоритм решения:
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком.
3. Заменю мелкие единицы крупными.
5. Физкультминутка
Игра с мячом «Назови величину».
6. Первичное закрепление
Аналогично: 12 ц 36 кг-7 ц 78 кг (у доски ученик)
Чтение информации на стр. 22 учебника
Работа в парах. (Работа по карточкам)
1. 3 кг 200 г+400 г
2. 3 ч 20 мин+2 ч 50 мин
7. Рефлексия. Самостоятельная работа с проверкой в классе:
№ 68. (по вариантам)
Оцените свою работу.
1. Понял изученный материал и сделал всё правильно.
2. Допустил ошибки, надо над этим материалом ещё поработать.
3. Не сделал задание. Придётся начать сначала.
8. Повторение изученного
№70. (задача)- коллективная работа.
Проверка.
9. Итог урока
- Какое открытие мы сегодня сделали? Что понравилось делать, а что показалось трудным? Как справились с трудным?
Оценивание.
10. Домашнее задание.
№69 , №68 . Знать алгоритм решения сложения и вычитания величин.
15