Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании.
Работа учителя математики МКОУ Гасикская СОШ
Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования. Это особый период развития образования, когда к нему предъявлены невиданные ранее высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности.
Российское образование сегодня на поворотном этапе своего развития и выбор стратегических путей, направлений этого развития во многом предопределяет перспективы не только отечественного образования, но и в целом нашей страны. На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило развитие системы образования. Это проявляется в том, что: во-первых, обозначилась прагматизация образования, ориентированного на возрастающие потребности изменяющего общества знаний, когда существенно повысилась многоаспектная ценность самого образования; во-вторых, следование быстро развивающимся потребностям общества превратило традиционно консервативное образование в сферу непрерывного обновления, источником которого, как правило, является государство. В-третьих, приоритетным методом решения различных педагогических задач в современном образовании стало развитие личностного потенциала человека: в связи с антропологическим кризисом это является решающим условием адекватного, гармонического и эффективного освоения усложняющего мира. В-четвертых, характерной чертой современного образования является его универсализация в рамках глобального мира.
Цель образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В Послании Президента Российской Федерации собранию четко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Традиционное обучение –является самым на сегодняшний день распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В традиционной схеме обучения преподаватель является единственным источником знаний в своей области. Его знания воспринимаются студентами как самая последняя истина, нет возможности оспаривать некоторые моменты курса, не с чем сравнивать. Материала для изучения мало, но изучается он глубоко. Студенты кооперируются вокруг преподавателя как источника информации.
Однако, традиционный вид обучения обладает целым рядом недостатков. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передать его студенту, себя исчерпала.
Можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня в образовании необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.
В последние годы человечество приблизилось к такой фазе развития, которое характеризуется становлением общества знаний. Отличительной чертой такого общества является то, что высшее образование приобретает признаки всеобщего.
Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов.
Берущая свои истоки в первой половине ХХ века инноватика, изучает закономерности процесса создания и освоения нововведений и первоначально была связана с экономической, технико-технологической, управленческой деятельностью человека, и в наименьшей степени с социокультурной. Лишь последние десятилетия отмечены развитием социальной инноватики, в том числе педагогической, опирающейся на два плодотворных результата развивающей теории инновационного образования.
«Дайте мне рычаг и я переверну Землю!». Кто-то может сказать, что Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания.
Инновация (в переводе с латинского – обновление, изменение) понятие не новое для мировой экономики, промышленности, рекламного дела, однако, педагогическая инноватика – наука молодая.
Сегодня инноватика педагогики находится в стадии становления и эмпирического поиска. Ряд ученых всерьез и надолго занялись изучением и внедрением инноваций (инновация – модернизация, инновации – трансформации, радикальные инновации, комбинированные, модифицирующие и т.д.).
К инновациям, работающим на современную модернизацию можно отнести компетентностную модель профессионального обучения, составляющую основу образовательных стандартов нового поколения.
Компетентностный подход в образовании не является революцией. Это очередной шаг « в естественном процессе следования высшей школы за требованиями меняющегося мира».
Комплекс инновационных решений представлен и в нормативных условиях реализации основных образовательных программ. К этим условиям относится реализация технологического подхода к обучению, что обеспечивает коренную модернизацию образовательного процесса за счет проектирования, целостной реализации педагогической системы, оптимального и дидактически обоснованного выбора в отношении способов и средств обучения, гарантированного достижения запланированного результата. Именно технологизация образовательного процесса обеспечивает его эффективность. Приоритетное значение имеют технологии активного, интерактивного обучения, реализующие деятельностное личностно-развивающее обучение, наиболее отвечающее целям формирования компетенций.
Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней образования. Сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом.
Установлено, для того чтобы обучение давало эффект, оно должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение в образовательном учреждении должно развивать, в первую очередь творческие способности, формировать умения самостоятельно работать, способности запоминать, логически мыслить, искать, быстро ориентироваться в потоке информации, понимать и уважать, определять нравственные ориентиры личности, ее этические и эстетические оценки, широту гуманитарного мышления. Только тогда, выпускники будут конкурентоспособными на рынке труда.
Педагог должен находить новые возможности в работе, новые технологии в преподавании, вынужден нестандартно решать возникающие проблемы, находить новые перспективы и выстраивать исключительно нестандартный путь к ним. Креативность педагога на сегодняшний день является наиболее значимым фактором развития и совершенствования системы образования в целом и всех его субъектов в отдельности. Данный фактор будет ведущим и в ближайшем обозримом будущем.
Качество образования – одна из острейших проблем современности.
Выпускник средней профессиональной школы должен получить такую подготовку, которая позволит ему занимать активную позицию в сфере развивающегося информационного взаимодействия и быть востребованным специалистом в обществе.
Важным аспектом в профессиональной деятельности специалиста становится освоение ими основ межпрофессиональной деятельности еще во время обучения. У будущего специалиста будут развиваться и профессиональные и межпрофессиональные компетенции, необходимые ему в реальном деле при создании новой конкурентоспособной продукции.
Таким образом, чтобы стать компетентным специалистом, студенту необходимо в своей учебной деятельности не просто пройти этапы производства: от постановки задачи до ее реализации, - и познакомиться с разными видами деятельности, но и научиться взаимодействию с представителями этих этапов. Только в этом случае он сможет стать востребованным специалистом.
Заголовок 115