Разработка интегрированного урока биологии — информатики в 9 классе по теме: «Использование информационных моделей при изучении темы «Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы».


МКОУ Заводская СОШ
Разработка интегрированного урока биологии - информатики в 9 классе по теме:
«Использование информационных моделей при изучении темы «Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы».
Выполнила: учитель биологии 1 к.к.
Безкоровайная Елена Ивановна
Учитель информатики 1 к.к.
Пивоварова Елена Александровна
Поселок Пригородный Калачеевский район
2014 год.
Тема урока: Использование информационных моделей при изучении темы «Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы».
Цель урока: раскрыть понятия «экология», сформировать у учащихся представления об экологии как науке, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде в ходе создания информационных моделей средствами программы MS PowerPoint
Задачи:
Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии и среде обитания организмов и её фактора, используя табличные, иерархические, образные и вербальные модели; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы;
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания и применять их на практике в ходе создания моделей различных видов в программе презентаций, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру, навыки самостоятельной работы и работы с компьютером как инструментом моделирования.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, беседа, практический.
Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.
Оборудование: Компьютеры, проектор, экран, презентации, задания для самостоятельной работы.
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление знаний учащихся.
5.Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- взаимные приветствия педагога и учащихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка подготовленности учащихся к занятию;
- организация внимания и внутренней готовности учащихся.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель биологии.
Что такое дом?
Куда вы возвращаетесь после школы? Дом – это здание, где мы живём. Это там, где наши родители. Это место, куда хочется прийти.
Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в чужой город?
В чужую страну?
Что считают своим домом космонавты, улетая в космос?
Общий дом для всех людей на земле – планета Земля.
Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей;В увеселительных походахНе растопчи ее полей;В вокзальной сутолоке векаТы оценить ее спеши:Она – твой давний добрый лекарь,Она – союзница души.Не жги ее напропалуюИ не исчерпывай до дна,И помни истину простую:Нас много, а она одна.В. ШефнерОдин ли человек вправе считать планету Землю своим домом?
Кто наши соседи по планете?
Дом должен быть чистым, тёплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле?
Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?
Леса горят, реки и озёра загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. Угроза жизни не только растениям и животным, но и самому человеку. От всех нас, людей, требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым, уютным и тем самым обеспечив существование человеку и всему живому. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной, самой близкой каждому науке, науке о доме, нашем общем доме – планете Земля.
- Назовите эту науку.
- Что изучает эта наука?
Верно, наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.
В быту это слово употребляют, когда речь идет о неблагоприятных условиях среды (в таких случаях говорят: «здесь плохая экология»). Но на самом деле экология не может быть ни плохой, ни хорошей, потому что это наука. Она изучает то, что окружает живой организм. В переводе с греческого слово «экология» означает буквально: «наука о доме». С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни живых организмов. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления экологических знаний.
Учитель информатики: На последних уроках мы с вами познакомились с понятием моделей и моделирования как метода познания окружающего мира. Вы узнали, какие бывают виды информационных моделей. Напомните их нам…..( образные - рисунки , фотографии, знаковые – словесные, смешанные – таблицы, диаграммы, схемы). С некоторыми из этих видов моделей мы поработаем на сегодняшнем уроке.
Для работы на уроке у вас на рабочем столе находиться папка «Экология», в ней вы найдёте документ Word, в котором есть необходимый текстовый материал и картинки, т.е. образные модели, которые помогут сделать изучение темы более наглядным.
3.Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Использование информационных моделей при изучении темы «Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы».
Цель урока: раскрыть понятия «экология», сформировать у учащихся представления об экологии как науке, углубить знания о среде обитания, экологических факторах путем создания информационных моделей средствами программы MS PowerPoint
Учитель биологии:
Современное определение экологии звучит следующим образом:
ЭКОЛОГИЯ - НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ.
-Найдите и запишите определение науки на слайде №2.
Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), дословно «наука о местообитании». Термин «экология» ввёл в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина, Э.Геккель в 1866 году.
Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы (популяции, биоценозы, экосистемы) - о них речь пойдет на последующих уроках. Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.
Соответственно, для каждого живого организма дом – это привычная природная среда.
- Что называется средой обитания? (Оформление слайда №4)
Окружающая среда - среда обитания, совокупность компонентов живой и неживой природы, а также деятельности человека, воздействующих на организм.
- Какие среды обитания вы знаете? Назовите их.
Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ
Учитель информатики: на слайде №5, используя вставку объекта SmartArt
Создайте организационною диаграмму- иерархическую схему для классификации сред обитания.
- Вспомните, чем характеризуется наземно-воздушная среда ?
Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плотностью газообразной среды, высоким содержанием кислорода и малым количеством водяных паров. Эта среда была освоена в ходе эволюции значительно позднее, чем водная. Ей свойствен более высокий уровень организации живого. Самая сложная для жизни: это среда контрастов, резких перепадов температур изменения погодных условий, неравномерного распределения влаги и света. Отличается обилием воздуха. Поэтому существа, которые населяют наземно-воздушную среду,  называются аэробионтами. Наземно-воздушная среда по своим физико-химическим условиям считается наиболее суровой по отношению к населяющим ее организмам. Несмотря на это, жизнь на суше достигла очень высокого уровня – как по общей массе организмов, так и по их разнообразию.
Учитель информатики: работа со слайдом №6. Подобрать 3-4 картинки, на которых изображены живые организмы, населяющие наземно-воздушную среду и записать определение аэробионтов.
 Водная среда. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоeмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Условия жизни в разных водах различны, что накладывает свой отпечаток на водных обитателей, то есть гидробионтов.
Условия жизни в этой среде определяются физическими и химическими свойствами воды:

Температурные колебания в водной среде невелики, что, в некотором роде, облегчает жизнь ее обитателей
Учитель информатики: работа со слайдом №8. Подобрать 3-4 картинки, на которых изображены живые организмы, населяющие водную среду и записать определение гидробионтов.
Почвенная среда. Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твердых частиц, окруженных воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов.
Почвенная среда – рыхлый поверхностный слой литосферы, переработанный деятельностью живых существ и климатических факторов.
Это особая среда обитания, пронизанная порами, которые содержат влагу и воздух. В нее постоянно поступают отмершие растительные массы и трупы мелких и крупных животных, а также всевозможные выделения живых организмов. Всё это является богатым источником для почвенных организмов. Поэтому  почвенная среда населена множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных. Она пронизана корнями растений. Почвенный воздух всегда насыщен водяными парами, так что обитателям почвы не грозит  высыхание. С глубиной уменьшается размах колебаний температуры: летом в почве прохладнее, а зимой – теплее, чем на поверхности. Обитателей почвы еще называют эдафобионтами, или геобионтами (от греч. «эдафос» – «почва» либо «гео» – земля).
Учитель информатики: работа со слайдом №10. Подобрать 3-4 картинки, на которых изображены живые организмы, населяющие почвенную среду и записать определение эдафобионтов.
Организменная среда. Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищенностью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов.
Организменная среда – это сами живые организмы. Они используются другими видами, как место жительства и как источник пищевых ресурсов. Организмы, которые населяют другие живые существа, называются эндобионтами (с греч.–«живущие внутри»).  Паразиты, осваивающие тело хозяина, живут в условиях неограниченного запаса пищи и  защищены от неблагоприятных внешних условий.
Однако они должны преодолевать защитные реакции хозяина. Кроме того, они испытывают определенные трудности, когда необходимо осуществить переход паразита от одного хозяина к другому через внешнюю среду или промежуточных хозяев. Отметим, однако, что этой проблемы совершенно лишены так называемые эктопаразиты (клещи, блохи и т.д.). 
Многие виды живут в других организмах не как паразиты, а как полезные сожители – симбионты. Некоторые виды (бактерии и одноклеточные простейшие) селятся в желудочно-кишечном тракте травоядных животных, помогая им переваривать жесткую клетчатку. В свою очередь, находясь в организме хозяина, симбионты получают источник пищи и защиту.
Учитель информатики: работа со слайдом №12. Подобрать 3-4 картинки, на которых изображены живые организмы, населяющие организменную среду и записать определение эндобионтов.
Для закрепления знаний вы заполните таблицу «Среды жизни и их обитатели» слайд №14
Из предложенного перечня живых организмов, выберите те которые подходят среде жизни вашего варианта. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Среды жизни и их обитатели
Среда жизни Особенности среды Обитатели среды
Водная
Наземно-воздушная
Почвенная
Организменная
Аскарида, эвглена зеленая, ящерица прыткая, береговая ласточка, клубеньковые бактерии, болезнетворные бактерии, полевой жаворонок, крот обыкновенный, обыкновенная землеройка, бычий цепень, русский осетр, печеночный сосальщик, голый слизень, медведка, китовая акула, дождевой червь. Физкультминутка
- Найдите определение экологических факторов и запишите на слайд №15. Зачитайте определение. Экологические факторы - любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами.
Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид,
испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть
некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции
организмов на любой фактор среды.
- В современной экологии выделяют три группы факторов. Назовите их.
Учитель информатики: на слайде №16, используя вставку объекта SmartArt Создайте организационною диаграмму- иерархическую схему для классификации экологических факторов.
Абиотические факторы – это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т. д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обуславливает действие прямых факторов – освещенности, увлажнения, ветра и прочих. Учитель информатики: работа со слайдом №17. Перечислить факторы неживой природы и подобрать картинки с изображением неживой природы.
Биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга и на среду.
Учитель информатики: работа со слайдом №17. Перечислить факторы живой природы и подобрать картинки с изображением живой природы. Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
Учитель информатики: работа со слайдом №18. Подобрать картинки иллюстрирующие влияние человека на окружающую среду.
Для закрепления знаний вы заполните таблицу «Экологические факторы» слайд №20
Закрепление знаний учащихся. Заполните таблицу по вариантам. 1 вариант – абиотические факторы. 2 вариант – биотические факторы. 3 вариант - антропогенные факторы. Из предложенного ниже таблицы перечня экологических факторов, выберите те которые подходят вашему варианту. На выполнение задания отводится 3 минуты.
«Экологические факторы».
Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы
Плотина, вечная мерзлота, дупла в деревьях, свет, состав растительности, браконьеры, вспышка численности насекомых – вредителей, соленость воды и почвы, толщина опада, почва, течения, скворечники, хищники, влажность, паразиты, лесозаготовки, газовый состав атмосферы, ловля рыбы, распашка степи, температура, толщина опада, вода, пожар. Проверяем задание по вариантам .Законы Б.Коммонера: (слайд 21)
Все связано со всем.
Все должно куда – то деваться.
Ничто не дается даром.
Природа знает лучше, что делать, а люди должны решать, как сделать это возможно лучше.
Домашнее задание: по биологии параграф № 50, вопросы к нему, термины выучить. По информатике: Закончить заполнение всех таблиц, оформить презентацию согласно правилам оформления, принести на флешке.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Итак, мы сегодня с вами продолжили знакомство с понятием «экология», углубили знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, создали презентацию к уроку с использованием разных видов информационных моделей. Закончить наш урок нам хотелось бы стихотворением М. Левитмана.
Мы все снимаем угол свой
У матушки природы,
И крыша нам над головой
Суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами
И уживаться надо в нем
Хоть мы с «усами» сами