Индивидуальный подход в обучении младших школьников в целях решения проблем адаптации.
Индивидуальный подход в обучении младших школьников в целях решения проблем адаптации.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
Как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. КьюбиАдаптационный период очень сложен и значим для первоклассника. Именно в эти первые месяцы обучения начинают формироваться новые взаимоотношения со сверстниками, базовые учебные установки. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему развитию.
Дети живут в школе «здесь и теперь», поэтому учителю надо сделать так, чтобы каждый день первоклассника приносил ему радость, чтобы ребенок приобретал знания и умения, а не неудачи и неуверенность. С первого же дня в школе надо показать каждому ребенку, что он интересен учителю; каждому ежедневно надо оказывать внимание – кого-то выслушать, кого-то подбодрить взглядом, кому-то в чем-то помочь, кого-то погладить по голове. Надо относиться серьезно к их маленьким проблемам, принять каждого таким, какой он есть, постараться не навредить ни словом, ни жестом, ни взглядом. Учитель создает на уроке обстановку доверия, уверенности в успехе, организует деятельность, а не поведение детей. Плохое поведение первоклассника – не вызов учителю, а реакция на переутомление. Полюбить всех детей невозможно, но хорошо ко всем относиться – обязательно. Хвалить надо всех ежедневно, но знать, сколько кого и за что: слабоуспевающих – за маленькие победы, сильных – за решение задач повышенной трудности (им способности даны от природы). Хвалить учеников – при всех, серьезные замечания делать наедине. Хорошо, если в классе никто не знает, кто как учится, – оценки необязательно объявлять вслух.
В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребёнка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.
Для того чтобы адаптация осуществлялась без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребенка, учителю в первом классе необходимо:
– строить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей ребенка;– помогать ему сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для обучения и общения в школьной среде.
Чтобы ребенок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения:
– управлять своим вниманием;– слушать и слышать учителя;– работать по образцу и по инструкции;– ориентироваться на листе бумаги;– выполнять несложные графические работы;– различать в словах звуки и четко их проговаривать;– иметь развитую мелкую моторику рук.
Не все дети одинаково хорошо владеют этими умениями, поэтому задача учителя в адаптационный период – развивать их. Вот несколько советов, которые помогут и учителю, и ученику.
Для развития концентрации внимания можно использовать следующие упражнения:
УПРАЖНЕНИЕ 1. Дети следят за секундной стрелкой на больших классных часах.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Учитель читает стихотворение:
Колпак мой треугольный,Треугольный мой колпак,А если не треугольный,То это не мой колпак.
Сначала стихотворение произносят все хором, затем несколько раз читает только учитель, а дети постепенно заменяют слова жестами:
колпак – показывают на голову,мой – на себя,треугольный – строят ладонями треугольник,не – делают отрицательный жест головой или пальцем.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Дети получают лист с буквами алфавита вразброс и по заданию учителя вычеркивают букву (например, с).
Затем делают более сложные упражнения:
букву а подчеркни, букву н зачеркни;
гласные подчеркни одной чертой, согласные – двумя;
звонкие согласные подчеркни синим цветом, глухие – зеленым.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Дети списывают (без ошибок):
Еналстаде, енадслат, етальтаррс.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Дети выбирают и подчеркивают слог се:
Ст ее со се ее со се се ос ее исУПРАЖНЕНИЕ 6. Дети рассматривают и узнают зашумленные фигуры (рис. 1).
Рис. 1
Усложнение: по команде учителя: «Яблоко!» – дети должны удерживать в поле зрения только яблоко (тренируется переключение внимания).
УПРАЖНЕНИЕ 7. Дети ищут в квадрате числа от 1 до 10 (рис. 2, 3).
Рис. 2
Рис. 3
Игра «Муха»
Муха находится в клетке игрового поля. Дети по очереди дают ей команды: «Одна вверх» или «Две вправо» и т.д. (нельзя ходить по диагонали и назад). Задача игроков – не выпустить муху с поля.
Можно играть и с усложнением правил: поле убирается с доски, дети играют на воображаемом поле.
Для развития умения работать по образцу предлагаются зрительные графические диктанты (рис. 4.)
Рис. 4
Ребенок не может удерживать в памяти двух- и трехсложную инструкцию, поэтому учитель должен на первых порах все учебные задания разбивать на односложные. Кроме того, следует тренировать детей на специальных упражнениях:
Покажи ручку карандашом.
Покажи ручкой тетрадь.
Положи тетрадь внутри книги.
На столе книга, на книге тетрадь.
Пенал у книги, ручка на пенале.
Левую руку – к плечу, правой рукой возьми себя за нос.
Левая рука на голове, правая рука за спиной.
Руки на колене, правая рука сверху левой.
Для умения ориентироваться на листе бумаги дети выполняют слуховые и зрительные диктанты
Учитель дает команды: влево, вправо, вверх, вниз. Усложнение: влево сверху вниз, вправо снизу вверх (имеется в виду диагональ клетки), (рис. 5).
Рис. 5
Для развития фонематического слуха и артикуляции даются специальные упражнения и задания
Упражнение «Спортсмен»
Спортсмен бежит по стадиону.
Рот закрыт. В течение 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30 секунд – против часовой стрелки.
Упражнение «Уколы»
Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щек.
Упражнение «Гусенок»
Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.
Задание 1
Дети произносят чистоговорки:
Бьют часы на башне Спасской:Дин-дон, дин-дон.А стенные – побыстрее:Тики-таки, тики-таки.А карманные – спешат:Тики-тики-так, тики-тики-так.
Бубнит барабан,Что побит барабан,А труба трубит:«Хорошо, что побит!»
Барашеньки крутороженькиПо лесам ходят,По горам бродят.
От топота копытПыль по полю летит.
– Расскажите про покупки.– Про какие про покупки?– Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.
Задание 2
Учитель предлагает детям прохлопать ритм детской песни вслед за ним (от простых коротких ритмов к более сложным).
Задание 3
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.
Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастика
Кроме того, дети охотно занимаются спичечной гимнастикой и выкладывают из спичек (или палочек) различные фигуры (рис. 6.)
Рис. 6
Выполнять мелкие движения рукой первокласснику поможет рисование штрихом (рис. 7).
Рис. 7
Малышу не под силу просидеть неподвижно все 35–45 минут урока, поэтому можно последние несколько минут каждого часа читать детям интересную книгу (чтение с продолжением), а им в это время разрешить положить голову на парту и закрыть глаза. Внутри урока полезно проводить не только физкультминутки, но и специальные упражнения на релаксацию:
набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, посыпаем колени песком, постепенно раскрывая пальцы;
энергично надуваем воображаемый воздушный шарик, затем он медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться;
встаем прямо, принимаем позу солдата на посту и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу тряпичной куклы, повторяем несколько раз;
представляем, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним: с силой натягиваем носки на себя, задерживаемся в таком положении, затем выпрямляем пальцы – сбрасываем муравья;
представляем, что дети – дрожащее желе в блюде: учитель встряхивает блюдо – дети раскачиваются; желе тает и растекается.
Полезен отдых под музыку. Можно предложить послушать шелест листьев, шум ручья, пение птиц.
Специальные упражнения для предотвращения близорукости
плавно вращаем глазами под расслабленными прикрытыми веками;
бросаем взгляд вверх, вниз, влево, вправо;
смотрим на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5 раз);
10 раз зажмуриваемся, не размыкая век;
10 раз нахмуриваем брови;
рисуем глазами на доске большую лежащую восьмерку.
Родители первоклассника должны стать единомышленниками учителя
Но и их надо к этому подготовить. На организационном собрании или в беседе после уроков полезно дать родителям следующие советы:
будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
не торопите ребенка: рассчитать время – ваша задача;
не отправляйте малыша в школу без завтрака;
пожелайте ребенку удачи, подбодрите;
встречайте ребенка после школы спокойно, забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?», вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, – дайте ребенку расслабиться;
не торопитесь посадить ребенка за уроки –ему необходимо 2–3 часа отдыха (сон, прогулка);
помните, что после 15–20 минут занятий необходимо делать 10–15-минутные подвижные переменки;
имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4–6 недель, конец II четверти, первая неделя после каникул, середина III четверти;
не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптации. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие - нет и почему.
Существует два вида общения с детьми – вербальное и невербальное. Вербальное, то есть словесное, присутствует на протяжении всего урока, но если это монолог учителя, знайте – ученики «отключаются», послушав 12 минут. Поэтому урок надо строить в форме диалога. Невербальное общение более значимо для детей. Именно на невербальном уровне они считывают настроение учителя, отношение его к себе.
Предъявляя определенные требования к ученику и его родителям, и сам учитель должен соответствовать своей профессии, иметь такие личные качества, как:
устойчивое, хорошее настроение при работе с детьми;
потребность в общении, терпение;
способность мысленно ставить себя на место другого человека;
понимание намерений, настроения людей;
умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
умение находить общий язык с разными по характеру людьми.
Человеку, выбравшему своей профессией труд учителя, надо сознавать, что не будет легких уроков и легких дней, одинаково умных и послушных детей. Настоящий учитель находится в постоянном творческом поиске, и это норма его жизни. Ленивых и равнодушных школа не принимает. Зато если ты состоялся как учитель, твоя жизнь будет наполненной. Будет трудно, но откроется «второе дыхание», a детские глаза подарят тебе в знак благодарности свою признательность.