Метапредметный подход на уроках литературы
Е.Н. Игнатова, методист МНМЦ
Метапредметный подход на уроках литературы
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому ,что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Суть метапредмедного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.
При использовании матапредметов на уроках литературы более целесообразно прибегать к педагогическому сценированию, а не планированию. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется свобода педагогического действия, во втором – нет. В первом случае Вы можете варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися – в зависимости от ситуации, хотя и сохраняете четкую, заранее выстроенную стратегию дидактического движения. Во втором случае Вы слепо, от «А» до «Я» реализуете план, рассказываете то, что наметили, не обращая внимание на то, что происходит с детьми и как осуществляется деятельность в классе. В случае сценирования Вы всегда готовы к импровизации, использовать нетривиальные методические приёмы. В случае же тематического планирования учитель заранее все знает, что произойдет на уроке, и потому оказывается нечувствителен и слеп к тому, что происходит с детьми. Ради реализации мертвой тематической схемы он готов пожертвовать мышлением детей. Когда Вы будете сценировать свое учебное занятие, то важно учитывать эти особенности. Знание их позволит вам не путать метапредметный тип интеграции с другими.
Требования к учебному занятию с метапредметом на уроке литературы:
1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования, уровень филологического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры государственных образовательных стандартов по литературе, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации
3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами темы, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся 5. Познавательные задания и критерии их проверки.
Таким образом, на учебном занятии используется метапредметный тип интеграции. Он связан в первую очередь с разработкой нового содержания образования.
Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях. Ориентация на развитие способностей - основной показатель качества образовательной работы определяет специфику метапредметной интеграции.
Использование метапредметной технологии на уроках литературы позволит более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выведет на новый уровень подготовку учеников к ВНО, что в свою очередь ведёт к становлению полноценной социализированной личности. В основу современного образовательного процесса положен компетентностный подход. Использование метапредметной технологии позволяет вывести содержание образования на новый уровень. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем – знакомство со знаниями человечества о нём. Метапредметная технология способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков. Данная технология способствует развитию неповторимости каждой личности, которая по-своему открывает новое для всех, лучше и полнее выражая суть всех людей, их возможности.
Лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам является привычной как для учителя, так и для ученика. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др.
На основании имеющегося опыта члены творческой группы пришли к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.
Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимся, «погружение» в содержание изучаемого произведения. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.
Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание может включать следующие этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- решение лингвистической или литературоведческой задачи;
- обобщение результатов и формулировка вывода.
Уроки, проведенные в форме лабораторной работы, могут обеспечивать следующие цели:
Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.
Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку и литературе.
Воспитание самостоятельности:
развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;
совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.
Приобретение навыков библиографической работы.
Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения.
Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основании анализа и синтеза.
Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного апробирования.
Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума.
Умение использовать различные приемы распознавания ошибок и приемы устранения ошибок.
Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося.
В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приёмов исследования (описательного, сопоставительного), использование научной литературы, словарей, справочников. Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы, таким образом осуществлять метапредметный подход.
При проведении лабораторных работ учитываются следующие параметры:
Задания для индивидуальной и групповой работы. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
Время выполнения лабораторной работы – 1 – 2 урока.
Структура (алгоритм) проведения лабораторных работ:
подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
проведение лабораторной работы:
а) чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных картах;
б) оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапе работы – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа, исследуя заданный текст, обрабатывают свои наблюдения и оформляют письменно.
г) подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
Каждая работа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы тщательно анализируются в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым.
В качестве примера использования метапредметной технологии на уроках литературы предлагается фрагмент творческого продукта группы учителей русского языка и литературы «Сборник лабораторных работ по литературе для 7 класса», соответствующий новому Государственному стандарту и действующей Программе по литературе.
Былина “Вольга и Микула Селянинович”
Алгоритм работы учащихся
1. Ознакомление с темой лабораторной работы.
2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.
3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов.
4. Индивидуальное решение тестовых заданий.
5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.
Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно)
Познакомиться - с былиной, учимся давать характеристику героя,
исследовать - средства, с помощью которых создаётся образ героя ,
формировать навыки образного и абстрактного мышления, развивать - навыки анализа текста.
Оборудование: текст былины, таблица «Поиск соответствий», вопросы тестирования.
Ход работы
I. Формирование групп-лабораторий.
Условие: в каждой группе должны бать учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.
II. Лабораторные исследования
Опыт №1 Совместная работа лаборатории.
«Поиск соответствий».
«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию
Термин
Содержание понятия
миф
Поэтический рассказ о былом с элементами вымысла
легенда
Русская народная эпическая песня о богатырях
былина
Произведение, дающее представление об окружающем мире
Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем былина отличается от других жанров литературы): _____________________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2. Заполните таблицу
Киевский цикл былин
Новгородский цикл былин
Действие происходит
Действие происходит
Основная тема
Основная тема
Главные герои
Главные герои
Слова для справок:
Вольга и Микула,при князе Владимире, И основной темой этих произведений является защита русских земель от кочевников. Главными героями киевских былин. представляет собой произведения, действия которых происходят в Новгороде или близ него. Основной тематикой является торговля, плавание в другие страны и социально-бытовые темы, являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, в Киеве,
Опыт №3. Найти подтверждение в тексте.
Микула Селянинович – эпический герой былины.
Найдите в тексте былины и запишите приметы русской реальной старины___________________________________________________________________ Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца?
_____________________________________________________________________________
Опыт №4 «Творческая работа»
Вольга имеет необыкновенное происхождение:он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, но эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.
Письменно ответьте на вопрос:
1 группа Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?
2 группа
Если бы предложили поставить памятник одному из героев, опишите, как бы он выглядел
Опыт №5 «Повторим изученное»
Выполни тестовые задания по теме лабораторной работы
1. Одно из главных художественных средств былины:
А) гипербола
Б) олицетворение
В) метафора
2. Древнерусский жанр был воплощен в:
А) балладе
Б) былине
В) мифе.
3. Построение произведения – это:
А) композиция
Б) основная часть
В) алгоритм.
4. Микула Селянинович был:
А) купцом
Б) оратаем
В) воином.
5. Вольга в былине представлен в образе:
А) разбойника
Б) князя
В) крестьянина.
6. На какой день дружина услышала работу оратая в поле:
А) сразу же, как только выехали
Б) в тексте не сказано
В) на третий день.
7. О чем попросил Микула князя:
А) помочь ему в работе
Б) выдернуть плуг и бросить его за ракитов куст
В) не мешать работать.
8. Куда пригласил князь Микулу Селяниновича:
А) помочь получить получку
Б) подавить восстание
В) помощь в подготовке свадьбы князя.
9. Что хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:
А) имя героя
Б) город, в котором герой проживает
в) как зовут его кобылку.
10. Чем пожаловал князь Микулу Селяниновича
А) сундуком золота и серебра
Б) подарил ему коня
В) тремя городами со крестьянами.
Оцените результаты своей работы
1) Без ошибок решил тестовые задания – 5 баллов
2) Опознал понятие по его описанию - 1 балл
3) Справился с творческой работой –3 балла
4) Заполнил таблицу- 2 балла
5) Принял участие в выступлении по предложенной теме - 1 балл
Поставьте себе оценку за работу__________
Оценка учителя ________________________
Домашний опыт
Творческий эксперимент
- Придумайте диалог между Вольгой и Микулой в былинном стиле и разыграйте его
- Нарисуйте иллюстрации к былине.
В ходе выполнения лабораторных работ можно спланировать следующие группы ожидаемых результатов внедрения и применения метапредметной технологии:
-регулятивные, где учащийся управляет своей деятельностью с помощью предложенного алгоритма, проявляет инициативу и самостоятельность;
-коммуникативные, где в ходе речевой деятельности приобретаются навыки сотрудничества и умения работать в группах;
-познавательные, где учащиеся, работая с информацией, выполняют различные логические операции сравнения, обобщения, анализа, установления аналогий.
Подводя итог вышесказанному, считаю перспективным проведение нетрадиционных видов письменных работ по литературе в рамках метапредметного подхода.
15