«Компетентностный подход в формировании культуры здоровья учащихся»
ДОКЛАД
«Компетентностный подход в формировании культуры здоровья учащихся»
Выполнил: учитель высшей категории Данькова С.Б.
В настоящее время идет активное внедрение компетентностного подхода в общее образование. Эта инновация, заимствованная из западно-европейской практики, отражает общемировую тенденцию перехода к новой парадигме непрерывного образования.Компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем присутствует деятельная и гуманистическая направленность.Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать полученные знания. Эти характеристики следует учитывать при разработке педагогических технологий реализации идеи компетентностного образования в области культуры здоровья.Компетенция это готовность человека к реализации полученных знаний, умений и навыков для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности знаниям, умениям и навыкам, позволяющим ученику вести здоровый образ жизни. Выделение данных компетенций в качестве результата общего образования связано с возрастанием роли социальных факторов, необходимостью формирования культуры здоровья учащихся.Деятельностный характер компетентного образования определяет наличие в структуре компетенции не только знаний, умений и навыков, но и мотивации определенного состояния готовности мобилизовать себя. Мотивация, зависящая от ценностной ориентации личности, является определенным признаком компетентности. Именно это позволяет отнести процесс формирования компетенций к воспитательной, а не только к учебной деятельности. К примеру, процесс изучения дисциплины «Основы здорового образа жизни» направлен на формирование следующих компетенций:· готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;· готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;· решение задач воспитания средствами учебного предмета;· способность выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся;· владение методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готовность формировать культуру безопасного поведения и применять её методики для обеспечения безопасности детей и подростков.Компетентностное образование направлено на практику, на применение знаний в жизни. В связи с этим педагогу необходимо по новому подходить к отбору и планированию учебного материала, совмещая логику развития научных понятий с логикой формирования различных компетенций.В основе реализации модели компетентностного подхода в формировании культуры здоровья учащихся лежат интерактивные формы и методы организации учебной деятельности, которые развивают у ученика самостоятельность и творчество. К ним можно отнести:
· информационно-коммуникационные методы (использование интернет-ресурсов);
· эвристические методы (создание проектов, пресс-конференции, презентации);
· научно-исследовательские методы (лабораторные и практические методы, экспериментальная деятельность).В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, для выполнения которых нужны валеологически грамотные педагоги. Это актуализирует проблему подготовки будущих учителей, владеющих культурой здоровья и готовых к ее формированию у учащихся.
Валеологическое образование будущего учителя нужно начинать с самого главного – с формирования знаний и умений сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников.В школе нужно проводить «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы оздоровительной работы позволяют шире вводить элементы занимательности.В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Учителя ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.Социально-позитивное творчество формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни учащихся.Таков подход к решению задач воспитания будущего учителя, как носителя ценностей здоровья. Мы убеждены, что сегодня данное направление, а именно воспитание культуры здоровья учащейся заслуживает особого внимания в школах страны.
15