Статья Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью
Гарская Наталья Владимировна, учитель
музыки I квалификационной категории
Одна из основных задач уроков музыки в специальной коррекционной школе VIII вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние организма.
Особенностями учащихся с нарушением интеллекта являются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность недостаточная вокально-слуховая координация и др., которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. С помощью музыки можно уменьшить нервно - эмоциональное напряжение детей с интеллектуальной недостаточностью во время занятий, (например смена видов деятельности на занятии - слушание, разучивание текста, исполнение песен, исполнение с движением, игра на нар. инструментах, упражнения на дыхание, распевки. Музыкальный материал, предназначенный для слушания должен быть специально подобран под их интересы и возможности. Репертуар для пения учащихся также имеет ограничения, так как у них: небольшой диапазон голосов, затрудненное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, и недоразвитие речи.
Поэтому в процессе своей работы наряду с решением многих задач музыкального воспитания я занимаюсь внедрением здоровьесберегающих технологий на уроке.
Музыкотерапия.
Это метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку. Мною собрана подборка музыкальных произведений наиболее приемлемая и понятная для прослушивания по классам (добавления к рекомендуемым программой муз. произведениям), в ней я активно использую классическую музыку:
Класс
Музыкальное произведение
Автор
1 класс
«Времена года»
«Танец Феи Драже»
«Детские сцены»
«Кап-кап»
«Часы»
П. Чайковский
Р.Шуман
Т.Попатенко
Е.Тиличеева
2 класс
«Вальс»
Полька «Трик-Трак»
«Наедине с природой»
Д.Кабалевский
И.Штраус
Звуки и голоса живой природы
3 класс
«Альбом для юношества»
«Колыбельная медведицы»
«Шествие гномов»
«Весенние воды»
Р.Шуман
В. Шаинский
Э.Григ
С Рахманинов
4 класс
Марш из балета «Любовь к трем апельсинам»
«Карнавал животных»
«Венгерские танцы»
С Прокофьев
К Сен-Санс
И Брамс
5 класс
«Картинки с выставки»
«К Элизе»
«Отзвуки вальса»
М.Мусоргский
Л.Бетховен
Г.Свиридов
6 класс
Прелюдия
Маленькая ночная серенада
«В пещере горного короля»
Ф.Шопен
Моцарт
Э.Григ
7 класс
Токката
Тарантелла
«Грезы любви»
И.С.Бах
Россини
Ф.Лист
Примеры песенного материала для исполнения
Класс
Песня
Автор
1 класс
«Веселые гуси»
«Зима»
«Моряки»
В Шаинский
Б. Кисилева
Б. Кравченко
2 класс
«Дождь идет по улице»
«Неприятность эту мы переживем»
«Азбука»
Б .Савельева
А. Островский
3 класс
«Гриб-боровик»
«Наша бабушка»
«Голубые санки»
П .Ермолаев
М .Иорданский
4 класс
«Белые снежинки»
«По дороге с облаками»
Г. Гладков
В .Быстяков
5 класс
«Ах какая осень»
«Солнечный зайчик»
«Лесной праздник
З .Роот
В. Мурадели
В .Витлина
6 класс
«Весенняя»
«Ждем лето»
«Дорога добра»
В. Моцарт
Г Кадыкова
М. Минков
7 класс
«У похода есть начало»
«Первым делом самолеты»
«О весне»
В.Шаинский
Д.Тухманов
«Непоседы»
Музыка способствует улучшению качества движений у детей с интеллектуальной недостаточностью (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализует просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса ). Также способствует развитию музыкально – творческих способностей, в индивидуальной или коллективной деятельности. В результате этой деятельности на уроке усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий ( например исполнение песен), музыкально - ритмических движений (инсценирование песен, инсценирование сказок например «Теремок» 1 класс).
Примеры музыкального материала для инсценирования:
Класс
Музыкальное произведение
Автор
1 класс
«Веселые гуси»
«Паровоз»
«Мишка с куклой»
В.Шаинский
Т. Негрей
И. Зубков
2 класс
«Веселый музыкант»
«Вот как солнышко встает»
А.Филлипенко
С. Макшанцев
3 класс
«Вышла курочка гулять»
«Я играю на гармошке»
Рус.нар. Песня
Е. Тиличеева
4 класс
«Игра с листьями»
«Антошка»
Н.Осетров
В.Шаинский
5 класс
«Песенка Пиши-читая»
«К нам гости пришли»
Е Птичкина
А.Александрова
6 класс
«По малину в сад пойдем»
«Добрый жук»
Рус. Нар. Песня
Г.Фрид
7 класс
«Первым делом самолеты»
Д Тухманов
Вокалотерапия
Как традиционный вид музыкальной деятельности пение занимает одно из ведущих мест в музыкально - эстетическом воспитании и образовании детей, формировании их личностных качеств. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Один из вариантов вокалотерапии - хоровое пение, поэтому на уроках я его использую как один из основных видов пения, так как по опыту знаю, что дети с интелектуальной недостаточностью очень часто стесняются, или не могут в силу своих особенностей петь по одному.
В процессе занятий хоровым пением происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц грудного пресса. И поэтому большое внимание в своей работе я уделяю правильному формированию дыхания, (упражнения выбираются легкие для восприятия и выполнения) например: «Задуй свечу», «Листочки», «Подуй на перышко».
Как разновидность вокального тренинга я использую звуковую гимнастику. Освоить её не сложно. Для этого нужно петь согласные и протягивать гласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Например:
Си-Са- Су
Ри-Ра-Ру
Ми-Ма-Му (1 класс)
Ле-ли-ле-ли-ле (2-4кл)
Поступенное движение гаммы (5-7 класс).
Еще я использую звуковую гимнастику. Она не требует большого физического напряжения и может быть использована даже простуженными детьми и в период мутации. Дети с большим желанием выполняют упражнения - подражания различным звукам, например : шипению змеи, рычанию собаки, уханию совы, шуршанию листьев, вою ветра. Это действует расслабляющим образом на состояние детей, а также здесь присутствует элемент игры, так как я использую их с движениями, например: Уханье совы добавляем махи крыльев, шуршание листьев - берем картонные листья и шуршим с произнесением звуков.
Для усиления вдоха при звуковой гимнастике нужно проводить ряд упражнений, выполняемых в такой последовательности: короткая пауза, выдох с произнесением звуков «П-Ф-Ф» (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляется медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие сложенных трубочкой губ.
Ритмотерапия
Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
1.Развитие и коррекция вербальных процессов- слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.
2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма, дыхания и речи, фонематического слуха.
При помощи движений дети смогут выделить главные признаки трех жанров. Например 1 -4 класс: песня-поем, Танец- показываем танцевальные движения, Марш – маршируем. Ритмотерапия осуществляется различными средствами: игры со словами, пением, инсценировками, движением под музыку. Движение и танец, помимо того что снимают нервно - психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми. Поэтому наряду с пением на своих уроках большое значение я уделяю движениям под музыку, при этом использую простейшие движения, которые можно исполнить сидя за партами и стоя, они понятны и доступны всем обучающимся.
1.Марширование;
2.Упражнение на движение(создание различных двигательных образов) например:
Выйди, выйди солнышко,
Мы посеем зернышко,
Скоро вырастет росток, потянется на восток,
Потянется на восток,
Перекинется через мосток, по мосточку пойдем
В гости к солнышку придем.
3. Ритмизация собственных имен и фамилий( прохлопывание в ладоши)
4. Прохлопывание ритма песен
С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи.
- усвоить основные темы программы;
- развивать музыкальность;
-формировать двигательную сферу и т. д.
Также использую «Двигательные песенки», в которых задействованы все группы мышц. Например упражнение «Носиками помотаем» в 4 классе способствует развитию шейного отдела, плечевого пояса; упражнение «Тик-так» во 2 классе - развитию плечевого пояса, «Солнышко встает» в 1классе - развитию мышц спины и ног. Они направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.
На моих уроках применение музыкально - ритмических движений приходится на кульминационный момент, следовательно, исключает равнодушие на занятиях.
Фольклорная терапия
Русский песенный фольклор развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Исполнение народных песен развивает музыкально - творческие способности детей, фантазию. Так как эти песни легки для восприятия и разучивания детям с интеллектуальной недостаточностью, при выборе материала , я использую много народных песен. Например:2 класс – Рус. Нар .песня «Во поле береза стяла»,3 класс «Во кузнице». 4 класс «На горе –то калина», 5 класс «Уж как по мосту-мосточку». 6 класс «Светит месяц», их мы всегда исполняем с движением ( инсценируем) и игрой на народных инструментах.
Улыбкотерапия
Считается, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке улыбка самого ученика. . Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. В связи с этим я стараюсь на уроки музыки для детей с интеллектуальной недостаточностью подбирать репертуар способствующий положительному восприятию, формированию умения улыбаться. Например песня «Улыбка», «Я на солнышке лежу» В. Шаинского. Также использую в репертуаре много шуточных детских песен, например, «Антошка», «Два веселых гуся». Исследователи утверждают, что специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунитета, приводит к снижению заболеваемости.
В результате применения различных здоровьесберегающих технологий на уроке, я делаю вывод о том, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал. Увеличивается диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма. Происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. На уроке создается положительный эмоциональный фон; снимается фактор тревожности, стимулируются двигательные функции; происходит развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживаются речевые функции. Поэтому применение здоровье-сберегающих технологий на уроках музыки очень важно и нужно для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост. Челышева Т.В. – М: Просвещеник, 1997.
2. Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. – С – ПБ ГУМП, 2001. 3. Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. – М.: Перспектива,2007.
4. Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. – М.: Аст – рель, 2000.
5. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004г
15