Программа школы актива лидеров детских общественных организаций Я — Лидер
Программа летнего лагеря актива детских организаций
«Я - Лидер»
Направленность: социально-педагогическая
Автор программы: Ермолаева Ирина Юрьевна – методист МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 Полное название программы Программа летнего лагеря актива детских организаций «Я - Лидер»
2 Цель программы Создание условий для максимального раскрытия внутреннего потенциала подростка, помощь ему в самоутверждении какличности, выработке качеств лидера, организатора, развития чувства личнойответственности.
Место реализации Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
Адрес образовательного учреждения 309640 г. Новый Оскол Белгородской области, улица Гражданская, дом 31, телефон 8 47 233 4 68 37
Автор программы Ермолаева Ирина Юрьевна – методист МБУДО «ДДТ»
Участники программы Подростки, активно участвующие в общественном движении, имеющих опыт работы в школьных объединениях и проявивших лидерские качества. Возраст участников 14 – 17 лет (8 – 11 класс)
Количество участников программы 20-30 человек
Срок реализации программы 1 смена (21 день)
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные лидеры примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества.
Лидер детской общественной организации – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности, при этом возникающие группы всегда иерархичны, т. е. делятся на «ведущих» и «ведомых».
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для успешного развития общества и государства.
В наше время для подростков очень важно научиться свободно высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.
Настоящая программа предусматривает проведение занятий с активистами детских общешкольных организаций для создания условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, научиться быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.
Программа лагеря актива рассчитана на детей и подростков, активно участвующих в общественном движении, имеющих опыт работы в школьных объединениях и проявивших лидерские качества. Возраст участников программы 14-17 лет (8 - 11 кл.). Так как в этомвозрасте происходит активное стремление к личностномусамосовершенствованию,самопознанию,самовыражению и самоутверждению, качественно иной смысл приобретает межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, здесь можно говорить о партнерстве. У этой возрастной группы обретается способность нести ответственность за решения, касающихся других людей.
Наполняемость группы должна составлять 20 - 30 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят как индивидуальный, но в большей степени групповой характер.
Выполнение программы рассчитано на 21 день обучения: 60 часов - 5 раз в неделю по 4 часа.
Целью работы лагеря актива является – создание условий для максимального раскрытия внутреннего потенциала подростка, помощь ему в самоутверждении какличности, выработке качеств лидера, организатора, развития чувства личнойответственности.
Задачи:
Формировать гражданскую, патриотическую позицию растущей личности;
выявлять и развивать у подростков коммуникативные и организаторские способности для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений (деловые контакты, сотрудничество, бизнес, управление);
включать членов школьных детских общественных объединений в систему совместной творческой, общественной деятельности, способствующую развитию и оздоровлению подростков;
обновлять содержание деятельности школьных детских объединений;
развивать творческие способности обучающихся;
привлекать общественное внимание к деятельности лидеров детских молодежных объединений.
Группы комплектуются по представлению детских школьных объединений, возрастному принципу и опыту практического участия в общественном движении.
Компонентами программы являются теоретическая, но в основном практическая подготовка детей к деятельности, через разнообразные психодиагностические и развивающие методики, познавательные, ролевые, психологические игры и тренинги с целью применения полученных знаний. Система тренингов, практических занятий и деловых игр помогут ребятам проявить свой управленческий потенциал, выразить свои таланты, развить организаторские способности, стать настоящими лидерами.
Актуальность программы определяется тем, что в процессе обучения формируется образ нового человека - человека будущего, с новой устойчивой системой ценностей, с новой успешной жизненной стратегией, человека творческого, ответственного и социально активного. У них появляется допуск и возможность управлять общественными процессами в подростковой и молодежной среде. Новизна программы заключается в том, что в ней учитываются вызовы настоящего времени, с которыми может столкнуться подросток.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны:
иметь представления о психологическом тренинге, принимать участие в тренинговых занятиях и упражнениях, уметь играть по правилам в психологические игры;
владеть общими представлениями о коллективе и стадиях его развития, о психологическом климате и способах улучшения психологической атмосферы коллектива, о стилях руководства коллективом, уметь работать в группе;
уметь активно влиять на окружающих, наиболее полно понимать и принимать интересы большинства;
знать особенности организаторской деятельности;
быть готовым повести за собой, пробудить интерес к делу;
иметь творческий подход к организации мероприятия.
Оценка результатов проводится по таким показателям: умение управлять собой, осознание цели, организаторские способности, умение решать проблемы, умение работать с группой, влияние на окружающих, знание правил организационной работы, навыки управления общественными процессами в молодежной среде, на каждом занятии отмечаются успехи каждого для стимулирования интереса и творческой активности всех обучающихся.
Учебно-тематический план
№
п\пТема занятия Всего
часов Теория Практика
1 Знакомство и установление контакта с группой 4 - 4
Кто такой Лидер? 12 12
2 Определение понятия «лидер» 2 - 2
3 Выделение общих и специфических качеств лидера 2 - 2
4 Тип Лидера. 2 - 2
5 Лидер ли Я? Изучение своих личностных особенностей. 2 - 2
6 Работа над совершенствованием недостаточно сформированных качеств лидера. 4 - 4
Мой личностный рост 4 - 4
7 Мой личностный рост. Самоанализ. 4 - 4
Лидер и его команда. Развитие групповой сплоченности 24 - 24
8 Овладение навыками самоорганизации и группового взаимодействия 4 - 4
9 Развитие групповой сплоченности 16 - 16
10 Осуществление реализации поставленной задачи коллективом, оценка работы команды 4 - 4
Общение 4 1 3
11 Определения понятия «общение» 1 1 -
12 Моделирование беседы 1 - 1
13 Управление беседой 1 - 1
14 Невербальное общение 1 - 1
Коллективное творческое дело. 4 1 3
15 Стадии и Формы КТД 2 1 1
16 КТД в подростковой и молодежной среде. 2 - 2
Организация и проведение массовых мероприятий и акций 8 2 6
17 Алгоритм проведения массовых дел 1 1 -
18 Повышение эффективности массовых мероприятий и акций 2 1 1
19 Составление сценария массового мероприятия 1 - 1
20 Проведение молодежной акции 3 - 3
21 Анализ проведения акций. Работа со СМИ 1 - 1
22 Итоговое занятие. Обратная связь 4 - 4
Всего часов 60 4 56
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие. Знакомство и установление контакта с группой
Цель: установление контакта с группой, информирование о целях занятий, ознакомление с правилами поведение на занятиях, правилами техники безопасности, формирование положительной мотивации.
Тренинги и игры на знакомства: «Снежный ком», «Расскажи мне обо мне», «Знаки Зодиака», «Суета сует», «Портрет команды».
Раздел 1. Кто такой Лидер?
Цель: определение понятия «лидер», тип лидера и качества личности, присущие лидеру. Выделение общих и специфических качеств лидера. Изучение своих личностных особенностей. Работа над совершенствованием недостаточно сформированных качеств лидера.
Тестирование «Лидер ли я?». Упражнения «Лидер» и «Антилидер», «Вот и вышел человечек». Игры на выявление лидеров «Веревочка», «День рождения», «Найди меня». Опросник описания уверенности в себе Рейзаса. Тренинги: «Многоликий танец», «Слепой и Поводырь», «Дарить и получать». Деловые игры: «Темы», «Ручеек». «Я не трава и не животное».
Раздел 2. Мой личностный рост.
После прохождения каждого раздела проводится «свободный микрофон» с обсуждением личностного и духовного роста каждого члена группы. Упражнения: «Такие нежные слова», «Золотой стул», «Карусель», «Прощание с Детским садом», «Чемодан», «Корзина», «Фотография дня». Свободные встречи «Я вижу и чувствую тебя таким».
Раздел 3. Лидер и его команда.
Цель: овладение навыками самоорганизации и группового взаимодействия, планирование процесса реализации цели, осуществление реализации поставленной задачи коллективом, оценка работы команды.
Упражнения: «Унисон», «Великое лицо», групповой рисунок «Домики», «Объявление в газету», «Пожелание», «Ковер-самолет», «Групповая скульптура». Деловые игры: «Плот», «Народные выборы», «Золотые встречи» «Я голосую за тебя». Тренинги «Слепой и поводырь», «Катастрофа на воздушном шаре», «Необитаемый остров», «Ассоциации», «Красное и Черное», «Вырвись из круга».
Раздел 4. Общение.
Цель: определения понятия «общение» как часть совместной деятельности, психология общения, моделирование беседы, управление беседой, невербальное общение.
Упражнения: «Зондирование души объекта», «Создание психологической совместимости», «Управление беседой», «Анализ индивидуальной беседы». «Язык жестов».
Раздел 5. Коллективное творческое дело.
Цель: определение понятия КТД, этапов КТД и видов.
Практическое занятие «Планируем КТД».
Раздел 6. Организация и проведение массовых мероприятий и акций
Содержание: алгоритм проведения массовых дел. Средства повышения эффективности массовых мероприятий (эмоциональная окраска, цветосочетание, оформление помещения, символика, ассоциация с образами, музыкальное оформление, подготовка ведущего). Работа над сценарием. Реклама мероприятий в СМИ. Проведение акции. Коллективный анализ проведенной акции.
Раздел 7. Итоговое занятие. Обратная связь.
Содержание: обсуждение полученных навыков каждым в ходе прохождения Школы актива. Оценка работы команды. Упражнения: «Самоотчет», «Мой след в команде»
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение следующих материально-технических условий:
- хорошо освещённый кабинет;
- столы;
- стулья;
- бумага;
- маркеры;
- простые и цветные карандаши;
- ученические ручки;
- аудио- и видеотехника, компьютерная техника (по возможности);
- другие материалы.
Основная форма организации работы – тренинговое занятие.
Формы проведения занятий: - беседы, лекции, ролевые, психологические, деловые игры, «свободный микрофон», тестирования с целью самооценки качеств; тренинговые занятия - с целью формирования лидерского поведения, умений принимать решения в нестандартной ситуации; практические занятия; мастер-класс и др.Список литературы.
Егидес, А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми [Текст] / А.П. Егидес. – М.: «Аст-Пресс книга», 2002. – 357 с.
Лидер и его команда [Текст]: - Белгород: Управление образования и науки, администрации Белгородской области, 2002.– 16с.
Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.-213 с;
Мой след в жизни [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.
Программа «Лидер» [Текст]: - М.: Совет Союза пионерских организаций-Федераций детских организаций, 1992. – 76с.
Трудные игры [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов[Текст]:- Н.Н. Васильев. – СПб: Речь, 2007. - 174 с.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.-265с.
Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха [Текст]: учебное пособие для высшего управленческого персонала/автор-составитель Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Издательство Удмуртского университета, 1995. – 448с.
Лидерские игры [Текст]: Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.- 124с.;
Овчарова,Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]:/ Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
"Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников [Текст]: руководство для ведущего группы// Серия "Психологическая служба школы", Составитель: Свистун М.А. – Омск, 1995.- Омская областная ассоциация "Интеллектика" 234 с.
Прутченков А.С. Школа жизни [Текст]: Методические разработки психологических тренингов. -М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 132с.
Психологические тесты [Текст]. Т.1. под ред. А.А. Карелина. – М.:, Владос. – 2000. – 120 с.
Психологические тесты [Электронный ресурс]: - http://www.sunhome.ru/tests
Сартан, Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников [Текст] / Г.Н. Сартан – М.: издательство «Смысл», 1993. – 34 с.
Современные технологии в социальном управлении. Белгород [Текст]: - Белгород: Белгородский филиал Орловской региональной академии государственной службы, 2004. – 268с.
Фестиваль летних забав. Практическое руководство для методистов и вожатых детских загородных лагерей. – М., 2003
Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007.-134с.