Курсовая работа на тему О сохранении и развитии народных традиций в самодеятельных хореографических коллективах

О сохранении и развитии народных традиций в самодеятельных хореографических коллективах

Характерной чертой самодеятельного художественного искусства в целом и хореографического в особенности, является его глубокая связь с народными традициями.
Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизируются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день, доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику.
Изучение народного творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д. Это, несомненно, поможет многим танцевальным коллективам создать подлинные образцы хореографического искусства.
Первоочередной задачей каждого самодеятельного творческого коллектива должно стать стремление ярче показать свое лицо, выразить неповторимые особенности своего края. А сделать это можно, лишь черпая из золотоносной жилы, которая именуется фольклором.
О фольклорном танце, в частности, очень хорошо сказала народная артистка СССР, главный балетмейстер хора им. Пятницкого Т.А. Устинова: Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом, который надо искать, а, найдя - отшлифовать его грани, подчеркнуть его блеск и все великолепие, дать ему второе рождение, а затем уже подарить его народу.
Зачастую на сцену переносят тот или иной народный танец, не обрабатывая его, а целиком, без каких бы то ни было изменений, утверждая, что так именно раньше танцевали. Такое некритическое отношение к танцу, его элементам вызывает некоторое неприятие его современным зрителем. Однако для истинных мастеров народного танца, таких, например, как П.Вирский, И.Моисеев, характерное, современное понимание традиций.
Большую роль в работе самодеятельных коллективов играет знание фольклорного творчества народа, изучение и понимание того, что им создано в прошлом. Практика показывает, что народный танец любой страны глубоко национален. Композиция танца, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм - все эти элементы ярко отражают национальные особенности.
Русский танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.
Русский танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.
Главным поставщиком образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.
Сегодня ложное, чрезвычайно узкое представление о русской танцевальной культуре, которое оставила нам в наследство дореволюционная Россия, в сильной степени преодолено. В то время были в моде в основном два вида русских танцев - боярские, или русско-славянские, которые были в известной мере стилизованы. Еще один вид, так называемая русская пляска, содержал в себе довольно ограниченный состав танцевальных движений и вариантов композиционных построений, всегда одни и те же характер и краски и, наконец, стал стандартным. Русская стандартная пляска долго владела сценой и создавала ограниченное представление о возможностях русского народного танца.
Репертуар самодеятельных коллективов был довольно однообразен, так как включал обычно один танец. На опыте прошлых лет в областях и республиках бытовали просто русские танцы, которые не имели даже названий. Все они были похожи друг на друга по форме, характеру, манере исполнения.
Некоторые хореографы пытались утверждать, что русского танца вообще нет. Старинный танец утерян, а современный еще не родился. Репертуарная бедность русского народного танца имела и до сих пор еще имеет место потому, что хореографы не занимаются выявлением, изучением, записью и популяризацией лучших его фольклорных образцов.
Сейчас, когда в нашей стране создана богатая материальная и духовная культура, мы не можем мириться с таким положением. Необходимо широко использовать почти нетронутые сокровища русского народного танца. Для того чтобы это сделать, прежде всего, надо глубоко изучать русскую культуру во всем многообразии ее видов, форм и особенностей, установить сходство и различия в танцах разных областей.
Овладевая всем богатством и многообразием материала русского танца, его традициями, самодеятельные коллективы на этой базе могут создавать новые произведения и отражать в них нашу действительность.
Каковы же основные общенациональные черты русского народного танца и откуда можно черпать его многообразие для репертуара самодеятельных коллективов? Назовем, прежде всего, главную-содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Народ в танце все делает осмысленно и все связывает с жизнью. Интересна такая деталь: в одних областях руки кладут на талию закрытым кулачком, а в других - открытой ладонью. Даже такие простые русские движения, как ковырялочка, веревочка и другие, имеют определенный жизненный смысл.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.
Отражая жизнь в танце, народ делает широкое обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни. Например, нельзя станцевать ситуацию «я хочу повеселиться», а весельчака как образ, как характер станцевать можно, производственное совещание в танце не отразить, а образы патриотов – тружеников - раскроешь; характер конференции, посвященной борьбе за мир. Посредством танца не подать, образ пламенного борца за мир – реален вполне. Старейшей формой русского народного танца, его родоначальником является хоровод.

Хоровод

Название хоровод не имел. Водили его на улице под любую медленную хороводную песню. Как, например «Я качу кольцо», которая также встречается и в других районах края.
Хоровод парный, количество пар не ограничено. Ведущая, запевая, шла по кругу, к ней присоединялись все желающие, берясь правой рукой за левую руку впереди идущего. Пройдя круг, ведущая начинает «закручивать узоры». Для этого вторая и третья девушки разъединяют руки и первая пара (ведущая и вторая девушка) проходят , держась за руки, по небольшому кругу в обратную сторону, занимая 2 такта музыкального сопровождения. После чего эта пара двигается по диагонали, а следующая пара девушек повторяет фигуру, выполненную первой парой, а затем догоняет ее, и вторая, и третья девушки вновь берутся за руки. Ту же фигуру повторяют все остальные пары, а ведущая девушка заводит хоровод на круг. Пройдя круг, ведущая вновь «закручивает узоры» Направление хоровода может меняться, но круг обязательно выдерживается.


Шаг плясовой (танцевальный)

Частушки. Законченная песенная миниатюра, появившаяся в России в 18 веке. Двух - четырехстрочные тексты частушек отвечают нормам литературного стихосложения, строятся с учетом традиционных песенных приемов, в частности, используется традиционная символика. Музыкальный склад частушки требует аккомпанемента. Наиболее популярны в качестве сопровождения гармонь, балалайка, реже ударные. При отсутствии инструментов наигрыш имитируется голосом. Частушка часто исполняется под пляску - сольную, парную или групповую по кругу. По мнению исполнителей, частушки могут играться «часто» и «редко». В Сапожковском фольклоре частушки имеют местные названия: припевки, прибаски, песенки. Лирическая форма частушки-страдания. Частушки под пляску носят те же названия, что и инструментальный наигрыш, ее сопровождающий «под Елецкого», матаня или «барыня». Есть местные локальные разновидности, например «моршанская», бытующая в селах по реке Ока.



Пляска по-старинному

Помимо хороводных плясок, большое распространение во многих областях имеют кадрили, восьмерки, польки. Эти танцы в каждой области исполняются по-разному, но сохраняют одну форму – парность (танцуют парень с девушкой), обычно 4 пары.
Кадрили чрезвычайно разнообразны. Исполняют эту кадриль 4 пары, в музыкальном сопровождении исполняются разные мелодии с объявлением фигур и остановкой по окончании каждой фигуры.
В игровых плясках можно найти также много вариантов. Радостно видеть в программе многих самодеятельных коллективов танцы, которые исполнялись еще бабушками, конечно, от характера быта крестьянина в прошлом в танце не осталось ничего, но сохранилась старинная традиция, на которой, в сущности, создан танец нового содержания. Для того чтобы современному танцору исполнить старинный танец, а старинным он будет только тогда, если в нем передан психологический настрой человека того времени, его мироощущение, ей нужно обладать хорошими актерскими способностями, суметь понять образ и сыграть его. Один костюм в этом ей не поможет.
Одно время самодеятельные коллективы часто показывали старинные свадьбы, и самым слабым местом их была плачущая невеста.
Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью, с идеологическими, эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты.
Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня - это летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал песней; она тесно связана с игрой, хороводом, действием, пляской.
Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими всего для самих себя и лишь отчасти для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняют танцы, взявшись за руки, а потому они рассчитывают на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам, танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец.
В танце на сценической площадке надо учитывать возможности восприятия тех, кто смотрит его, не принимая непосредственного участия в нем. Он должен подчиняться временным и пространственным законам, диктуемым личностью балетмейстера, музыкальным сопровождением и условиями сценической площадки, обладать многообразием композиционных рисунков, усложнением движений, техники исполнения.
Во многих рязанских селах остались воспоминания о том. Что пожилые женщины плясали особым образом.
Они становились лицом друг к другу и плавно двигались очень мелкими приставными шагами в разные стороны. Пляска шла под выбивание ритма ножом по песчаной заслонке или ведру. При смене ритма женщины одновременно притоптывали ногой и, поворачиваясь, шли навстречу друг другу. Руки были уперты в бока. Все эти особенности свидетельствуют о том, что танец пришел к нам из глубокой древности.
Репертуар песен, сопровождавшихся пляской, относительно невелик. Большей частью он относится к среднерусской традиции. Это песни «Ходила я девица по борочку», «Я по жердочке», «Мушка на лужку», «Молодка» и д.р.
Плясовым песням свойственен четкий ритм, средний темп. Пляшут по двое, реже по кругу. Во время пляски руки женщин свободны, могут быть опущенными или поднятыми кверху. Шаг пляски разнообразный, свободный. Народные исполнители часто используют общерусскую терминологию для определения плясового шага. Например, «в три ноги, что часто соответствует переступу: правая, левая, правая, при ритме.

Деревенская кадриль

Танец записан от Дорофеевой Евдокии Петровны.
Все парами стоят лицом друг к другу. Руки соединены и отведены в стороны.
1-4 такты все прыгают. Ноги попеременно отводят в стороны, затем вперед - в крест (правая нога оказывается впереди левой), опять в стороны, опять в крест (левая нога вперед правой). Полностью движение исполняется 4 раза.
5-8 такты - не опуская рук, все делают веревочку вперед.
(Правая нога поднимается высоко наверх, затем опускается, скользя вдоль левой ноги вперед на носок, затем - все левая). Полностью движение исполняется 4 раза (4раза правой ногой и 4 раза - левой). Юноша и девушка исполняют движение с одной и той же ноги. Затем танец начинают сначала.

Заключение

За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии.
В своих программах многие самодеятельные и профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют замечательные традиции. Однако очень часто коллективы забывают о самобытности и колорите своего края, обедняя тем самым свои исполнительские возможности. В некоторых народных хорах при исполнении песен исполнители статичны, неподвижны, скованы, что совсем не характерно для народного исполнения. Очень важно, чтобы участники их умели не только хорошо петь, но и сопровождать песни действием, игрой, пляской, водить хороводы, владеть мимикой, быть своего рода актерами, умеющими создавать определенные художественные образы.
В работе с самодеятельными народными коллективами необходимо помнить, что народная манера исполнения песни, игры, хоровода, пляски не терпит фальши, искусственных эффектов, кривляний. Для нее должны быть характерны большая простота и в тоже время мудрость, строгость и достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная, правда, а главное-проникновение, выразительное, высокохудожественное исполнение.
Костюмы должны обязательно гармонировать с содержанием номера. Они должны украшать исполнителя и должны быть сделаны по мотивам народного костюма данной области, быть созвучными времени, поскольку костюм- это произведение искусства. Естественно, что в творческом преломлении народных традиционных форм хореографии художественная самодеятельность во многом берет пример с профессиональных коллективов. Это одна из сторон развития самодеятельности, характерная для нашего времени. Дальнейшие успехи в развитии самодеятельного хореографического искусства могут иметь место лишь в тесной связи с профессиональным искусством. Из многообразных форм взаимовлияния профессионального и самодеятельного искусства самой плодотворной является руководство самодеятельными коллективами людьми, которые посвятили себя этой работе, передают свой опыт и знания молодежи, заботятся о ее воспитании и творческом росте не урывками, а постоянно.
Что же указывает на рост и совершенствование хореографического самодеятельного творчества на современном этапе? Конечно, прежде всего, доступность и массовость.


Список использованной литературы.

Рязанский этнографический вестник. Рязань,2001.
Рязанский месяцеслов.

Радуга русского танца. В.М. Захаров. М. «Советская Россия» 1984.


Музыкальный фольклор Рязанской области. Н.Н.Гиляров. Рязань,1994.


4. Ф.М.Пармон. «Русский народный костюм, как художественно-конструкторский источник творчества» М.Легпромбытиздат 1994.

15