Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) на тему Заглавная буква Ф 1 класс УМК Школа России


Тема: Заглавная буква Ф.
Цели: создать условия для формирования умения писать заглавную букву  Ф, навыка письма слов с изучаемой буквой; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты (предметные): осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов; грамотно записывают предложения; интонируют предложения; владеют правописанием имен собственных; списывают с печатного шрифта; составляют слова из букв.
Личностные результаты: Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.
Ход урока:
1. Организация начала урока. (1 мин.)
- Слайд 6. К нам на урок пришли гости посмотреть, как мы учимся учиться давайте, повернёмся и поздороваемся с ними. Садитесь!
Мы новые буквы спешим изучать.За партой трудиться и всё успевать.Ошибкам нет места в тетради у нас.Мы любим, учиться, мы грамотный класс!
2.  Постановка учебной задачи. (3 мин.)
- Слайд 7. Сегодня к нам на урок заглянули первоклассники из волшебного города Грамотеево.
- О вас они много слышали и уже знают, как вас зовут. А вот как их зовут, вы узнаете, сложив правильно их имена из слогов, которые лежат у вас на парте. Прочитайте, какие слоги перед вами лежат: Фа, Фе, и, на, дя. Соберите из них имена детей. (Фаина – розовые карточки, Федя – голубые карточки)
- Какие имена у вас получились? (Фаина, Федя)
- Свои имена вы уже умеете писать, давайте напишем имена наших новых друзей! Но что нам может помешать в этом? Каких умений нам еще не хватает? (Мы еще не умеем писать заглавную букву Ф)
- А зачем нам нужна заглавная буква Ф? Давайте запишем эти имена со строчной буквы ф! (Нельзя, имена людей пишутся с большой буквы)
Формулирование темы и целей урока.
- Слайд 8. Какова тема нашего урока? (Письмо заглавной буквы Ф)
- Слайд 9. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? (Научить писать заглавную букву Ф, слоги, слова и предложения с этой буквой)
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (10 мин.)
Знакомство с написанием заглавной буквы Ф. (с. 31)
 - Слайд 10. Прежде, чем научится писать заглавную букву Ф, давайте вспомним, что мы знаем об этой букве? (Согласная, твердая - мягкая, глухая, парная В-Ф, может быть в начале, середине, конце слова) - Слайд 11. Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
- Заглавная буква Ф состоит из двух овалов и длинной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Первый овал пишем так же, как писали букву о, ведем до верхней линии рабочей строки, дописываем его до точки начала письма. Затем пишем палочку, которая касается овалов, ведем вниз до нижней линии рабочей строки, не доходя до нее закругляем влево. Второй овал начинаем писать от палочки; затем ведем руку вверх вправо, ведем округлую линию вниз, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной палочки.
– Пропишите элементы буквы Ф в воздухе.
Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4 , 5».
- Прежде чем мы научимся писать заглавную букву Ф, давайте подготовим наши пальчики.
Повторение правил посадки за столом во время письма.
Письмо элементов, узора, буквы Ф. (с. 31)
- Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
- Сколько элементов в букве Ф?
- Для чего нужны стрелки?
- Обведите элементы буквы.
- Обведите узор. Продолжите узор самостоятельно.
- Допишите букву Ф на 1-й строке.
Письмо слогов с буквой Ф.
- Слайд 12. Чтобы красиво написать имена наших друзей мы сейчас научимся соединять Ф с другими буквами. 
- На второй рабочей строке прописаны слоги Фа Фу Фе. Некоторые из них нам понадобятся. Прочтите их.
-  Первым запишите буквосочетание, в котором буквы соединены при помощи верхнего соединения.  (Фу) Объясните свой выбор?
- Вторым запишите буквосочетание, где присутствует твердый согласный звук [ф]. (Фа) Объясните свой выбор? Какой способ соединения? (нижние)
- Последним запишите буквосочетание, где присутствует мягкий согласный звук [ф']. (Фе) Объясните свой выбор? Какой способ соединения? (среднее)
Физкультминутка «Мы глазами…»
4. Закрепление знаний и способов деятельности. (28 мин.)
Письмо слов с буквой Федя, Фаина. (с. 31)
- Теперь, когда мы научились писать заглавную букву Ф в соединении с другими, мы готовы записать имена ребят.
- Слайд 13. Прочитайте имена ребят, записанные на 2-ой и 3-ей рабочей строке.
- Выполните слого-звуковой анализ имен Федя, Фаина. (2 ученика у доски)
- Давайте поможем ребятам. Что мы должны сделать вначале? (поделить на слоги)
- Что нужно сделать, чтобы определить количество слогов в слове? (посчитать гласные звуки)
- Далее необходимо определить ударный слог и охарактеризовать каждый звук в выделенном слоге. Будьте внимательны со словом Федя, там есть ловушка. Какая? (Буквы я, е могут обозначать несколько звуков).
- Слайд 14. Давайте проверим схемы у ребят. (проверка при помощи учителя)
- Запишите вначале имя, которое мы можем заменить словом он. (Федя)
- Запишите имя, которое можно заменить словом она. (Фаина)
Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь».
Работа с предложениями. (составление предложений по картинкам)
- Слайд 15. Посмотрите на слайд. Перед вами картинки, по ним необходимо составить предложения о наших героях.
- Какое предложение можно придумать по первой картинке. (Фаина вяжет кофту.)
- Слайд 16-17. Докажите, что это предложение. Из предложенных схем выберите подходящую к составленному предложению. Докажите, что ваш выбор правильный.
- Запишите это предложение, сверяясь с образцом на 5-ой рабочей строке. Обратите внимание, на слайде предложение записано печатными буквами, а вы должны переписать его письменными.
- Слайд 18-19. Посмотрите не следующие картинки. Составьте предложение о Феде по ним. (У Феди теплый шарф.)
- Докажите, что это предложение. Составьте из предложенных вам разных частей схемы, подходящую к этому предложению схему. Сверьте с образцом на слайде. (1 ученик на доске)
- Запишите это предложение, сверяясь с образцом на 6-ой рабочей строке.
Запись слов под диктовку.
- Слайд 20. Какие предметы одежды перечислены в предложениях? В какое время года мы их одеваем?
- Слайд 21. В следующей свободной рабочей строке запишите под мою диктовку название одежды, которую мы так же одеваем зимой: Шапка, штаны, жилет.
- Какое слово лишнее? Почему? (Жилет, не начинается на букву ш)
- Какое правило спряталось в слове жилет? Проверьте, правильно ли вы его написали? Подчеркните правило.
Работа со словом светофор.
- Фаина и Федя загадали вам загадку. Отгадайте, пожалуйста:
Шапка красна,
Жилет желт,
Штаны зелены.
Вдоль дороги он стоит,Что нам делать говорит.Вместо слов зимой и летомСветит нам он разным светом…(Светофор)
- Слайд 22. Молодцы! Красный свет, что нам говорит? Желтый? Зеленый?
- А знаете, как пишется это слово? Внизу страницы, в серой рамочке, печатными буквами написано слово светофор. Прочитайте его про себя, а теперь хором. Рядом пропишите его письменными буквами.
- Слайд 23. Вместе с загадкой они попросили составить предложение из рассыпанных слов: У, светофор, горит, дороги. (У дороги горит светофор.)
5. Рефлексия деятельности. (3 мин.)
- Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Сравните свою работу с поставленной целью.
- Удалось ли решить? Чему мы научились?
- Слайд 24. Дополните фразу:
Я знаю….
Я запомнил (а)….
Я смог (у)….
Дополнительное задание:
- Мы сегодня познакомились с именами Фаина, Федя. Послушайте скороговорки и скажите, какие имена в них на букву Ф встречаются:
В огороде Фекла ахала и охала:
Уродилась свекла не на грядке, около.
У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
Наш Филат не бывает виноват.
Наш Фома играл в футбол,
Он забил в ворота гол.