Конспект урока обучения грамоте Согласная буква ф


УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
СОГЛАСНАЯ БУКВА Ф.РОССИЙСКИЙ ФЛОТ.
Цели: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений, контроля понимания прочитанного; формирование метапредметнных учебных действий: регулятивные (понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, действия одноклассников; работать по плану); познавательные ( опознавать звуки; понимать соответствие между звуками и буквами; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения); коммуникативные ( участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осваивать различные способы взаимной помощи).
Оборудование: критерии оценки учащихся на отдельных листах; планы работы в парах; компьютер; учебник «Азбука» (авт. В. Г. Горецкий и др.); наборное полотно; карточки для фонетического разбора; карточки-буквы;оценочные карточки (солнышко, звездочка, тучка); набор открыток об истории флота.
Ход урока.
Этап повторения изученного материала. Развитие речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Сердитая кошка».
Артикуляционная разминка. Упражнение «Щечки», «Конфета».
Работа над дикцией. Чистоговорка: Аф-аф-аф-живет в Африке жираф.
Фа-фа-фа-мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе-пишем буквы мы в графе.
--Рассмотрите ленту букв. Сколько букв мы уже знаем? На какие две группы делятся все буквы? Назовите гласные звуки. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете? Какими буквами они обозначены? Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? Какая буква не имеет звука? Для чего она нужна в русском языке? Назовите буквы парных согласных звуков? У какой буквы нет еще пары?
2. Постановка целей и определение темы урока.
--Кто догадался, какая тема урока сегодня? Новая буква.
Учитель открывает на экране тему урока.
-- Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?
Задача 1. Научится слышать звуки (ф) в словах и отличать их от других. Критерий оценки. «Я умею слышать звуки ( ф) в словах и отличать их от других».
Задача 2.Учиться строить схемы со звуками (ф) и обозначать звуки буквами. Критерий оценки. « Я умею строить схемы со звуками (ф) и обозначать звуки буквами».
Задача 3. Учиться читать слова с буквой ф. Критерий оценки. « Я умею читать слова с буквой ф».
Учитель вывешивает лист с записанными на нем критериями.
3.Этап работы над решением первой задачи.
-- Откройте «Азбуку» на стр.71. Что нарисовано в красной рамке? Шарф. Как можно назвать маленький шарф? Проведем фонетический разбор этих слов. Используется наборное полотно, карточки. Дети в тетрадях выполняют схемы слов.
--Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко?
Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков (ф).
Вывод: Согласный глухой, парный звук, может быть твердым и мягким.
--Есть ли у нас в классе ученики, в чьих именах и фамилиях присутствует изучаемая буква? Будешь моим помощником.
Игра « Где звук?» Ученик читает слова: фартук, ферма, фанера, фонтан, фарфор, факир, фокус, фикус, конфета, шарф, шарфик. Средствами обратной связи дети сигналят. Ученик оценивает.
--Спасибо! Прочитаем первый критерий оценки. Оцените по этому критерию свои успехи оценочными карточками. Ученики поднимают карточки: солнышко, хорошо слышат, звездочку, если считают свои успехи достаточно хорошими, тучку, если нужно еще подумать.
4. Этап работы над организацией второй учебной задачи.
--Сможете ли вы узнать букву этих звуков среди других? Ученик будет вам показывать карточку с буквами. Как только вы увидите букву-«хозяйку» сегодняшнего урока, хлопните в ладоши. Карточки Ф ф, Ч ч, Щ щ, Х х.
--Куда же мы «поселим» эту букву?
Напечатайте строчку букв Ф и ф.
На наборном полотне и в тетрадях составьте звуковую схему слова «фиалка».
Вспомните вторую учебную задачу, которую ставили вы перед собой. Работайте по плану разбора. План вывешивается на доске.
1.Произнеси слово. Раздели на слоги.
2.Выдели каждый звук в слове.
3.Дай им характеристику.
4. Обозначь нужным цветом.
5.Проверь себя.
6.Поставь в слове ударение. Выдели безударные гласные звуки.
--Сверяем свои работы с работой на доске. Корректируют ошибки.
--Обозначим каждый звук буквой.
--Вспомним вторую учебную задачу, которую вы ставили в начале урока. Оцените свои успехи по оценочной шкале в соответствии со вторым критерием на оценочных листах.
Ученики на оценочной шкале обозначают косым крестиком высокий уровень-вверху шкалы, средний уровень-на середине, низкий уровень- внизу.
--Кто хочет рассказать, какую оценку он поставил себе и почему?
5.Этап формирования навыков чтения с изученной буквой.
С экрана прочитайте слоги жужжащим чтением. Прочитайте хором и ответьте на вопрос: встретились ли в этих столбиках слова? ФА-название ноты. Фи, фу, уф- почему это слова? Эти слова действительно не называют ничего, не отвечают ни на какие вопросы, но в речи нам необходимы для того, чтобы выражать свои эмоции, чувства. Такие короткие слова, которые помогают выразить чувства, эмоции, называются междометиями. Привести примеры предложений со словами фи, фу, уф.
Игры «Составляем слова» и «Мягкие- твердые».
--А что мы называем текстом? Текст-это два или больше предложений, связанных между собой по смыслу. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на стр.10. Из какой сказки взято стихотворение? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился? Кого можно назвать коварными людьми? Можно показать книгу «Сказки Пушкина».
--Прочитайте второе стихотворение А.С. Пушкина. Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»? Учитель подробно рассказывает, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».
Работа в парах. Рассмотрите с другом рисунки. Что на них изображено? Расскажите об истории флота.
Беседа по картинкам об истории флота.
Учитель просит вспомнить третью учебную задачу. На оценочных листах оцените правильность чтения.
-- Кто хочет рассказать, какую оценку он себе поставил и почему?
6. Этап подведения итога урока.
--Понравился ли вам урок? Что было самым интересным? Что вызвало затруднение? Что нового вы узнали? Чему научились?
Задача 1.
Я УМЕЮ
СЛЫШАТЬ
ЗВУКИ (Ф) И (Ф)
В СЛОВАХ
И ОТЛИЧАТЬ
ИХ ОТ
ДРУГИХ.
Задача 2.
Я УМЕЮ
СТРОИТЬ СХЕМЫ СЛОВ
СО ЗВУКАМИ(Ф) И (Ф) И ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ БУКВАМИ.
Задача 3.
Я УМЕЮ
ЧИТАТЬ СЛОВА
С БУКВОЙ Ф.
1.Произнеси
слово.
Раздели на
слоги.
2.Выдели
каждый
звук в слове.
3.Дай им характерис-тику.
4.Обозначь нужным цветом.
5. Проверь себя.
6.Поставь в слове ударение. Выдели безударные гласные звуки.