Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся.
Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся.
Аникина Ю.Н.. – учитель английского языка МОУ СОШ № 12.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому сᴨециалисту, если он хочет преусᴨеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. В связи с этим мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.
Цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной комᴨетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической комᴨетенции), сколько практическое овладение иностранным языком. Правда, при этом не следует забывать еще одну закономерность методики: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка (В.В. Краевский). К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Комᴨенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. В связи с этим из всего богатства разработанных в методике подходов, методов стоит подумать о том, чтобы отбирать, технологически прорабатывать такие, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут. При этом важно обесᴨечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей.
Такой подход полностью отвечает и сᴨецифике нашего предмета. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью
образовательной системы, а не средством достижения какой либо отвлеченной цели. Таким образом, личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разносторонне свободное и творческое развитие ребенка.
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является главным условием его развития. Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека – значит
помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечение в этот процесс самого ребенка. Она обращает внимание на то, что речь идет не о формировании каких–либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенным педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств,
способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.
Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно–смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных,нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирование возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования.